Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Актуальные вопросы теории и методики обучения математике в средней школе. Вып. 1 (100,00 руб.)

0   0
АвторыЖаркова Е. Н., Крутихина М. В., Кузьмина Н. Н., Горев П. М., Мухамедшина А. В.
ИздательствоИзд-во ВятГГУ
Страниц118
ID243289
АннотацияСборник посвящен отдельным вопросам теории и методики обучения математике в средней школе. Обсуждается тематика, связанная с интеграцией математики и других областей знаний, работой с новыми информационными технологиями, в частности использованием электронного учебника и учебного видео в образовательном процессе. Представлены исследования по работе с учащимися с применением различных образовательных технологий: модульной, проектной, технологии работы в малых группах. Некоторые статьи посвящены развитию учащихся в процессе обучения математике, а также методике изучения отдельных содержательных линий школьного курса математики.
Кому рекомендованоСборник может представлять интерес для учителей средней школы, студентов, аспирантов, ученых, областью исследования которых является методика обучения математике.
УДК51(075.8)
ББК74.262.21я72
Актуальные вопросы теории и методики обучения математике в средней школе. Вып. 1 : сб. науч. статей / Е. Н. Жаркова, М. В. Крутихина, Н. Н. Кузьмина, П. М. Горев, А. В. Мухамедшина .— Киров : Изд-во ВятГГУ, 2011 .— 118 с. — URL: https://rucont.ru/efd/243289 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

4 Е. Н. Жаркова, М. В. Крутихина Использование модульной технологии при изучении квадратных уравнений в 8-м классе . <...> 5 Н. Н. Кузьмина, П. М. Горев Обобщающее повторение планиметрии за курс основной школы по модульной технологии обучения . <...> В первых двух статьях сборника (Е. Н. Жарковой и Н. Н. Кузьминой) обсуждаются некоторые аспекты использования в процессе обучения математике модульной образовательной технологии. <...> Статьи реализуют различные подходы к определению модуля и построения модульной программы и представляют в первую очередь практический интерес. <...> 4 Е. Н. Жаркова, М. В. Крутихина Использование модульной технологии при изучении квадратных уравнений в 8-м классе В статье дается характеристика одного из вариантов реализации модульной технологии при обучении школьников математике. <...> Авторы также представляют разработку учебного модуля по изучению неполных квадратных уравнений в 8-м классе. <...> Немаловажную роль в курсе алгебры средней школы играют квадратные уравнения. <...> Материал, так или иначе связанный с квадратными уравнениями, составляет значительную часть школьного курса математики. <...> Основными понятиями, раскрывающими сущность модульного обучения, являются следующие: «модуль», «модульная программа», «комплексная дидактическая цель» (КДЦ), «интегрированная дидактическая цель» (ИДЦ), «частная дидактическая цель» (ЧДЦ), «учебный элемент» (УЭ) и др. <...> Учебный элемент – это часть учебного материала, отражающая какойлибо аспект профессиональной или другой задачи. <...> В модульной программе необходимо учитывать: 1) целевое назначение информационного материала; 6 2) сочетание комплексных, интегрирующих и частных целей; 3) полноту учебного материала в модулях; 4) относительную самостоятельность элементов модуля; 5) реализацию обратной связи; 6) оптимальную передачу информационного и методического материала. <...> Прочитав указания учителя, ученик выполняет самостоятельные работы, которые включены в учебные <...>
Актуальные_вопросы_теории_и_методики_обучения_математике_в_средней_школе_сборник_научных_статей._Вып._1..pdf
УДК 51(075.8) ББК 74.262.21я72 А 43 Печатается по решению редакционно-издательского совета Вятского государственного гуманитарного университета Рецензенты: кандидат педагогических наук А. И. Глушкова; кандидат педагогических наук Е. А. Кувалдина А 43 Актуальные вопросы теории и методики обучения математике в средней школе: сборник научных статей. Вып. 1. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 102 с. ISBN Сборник посвящен отдельным вопросам теории и методики обучения математике в средней школе. Обсуждается тематика, связанная с интеграцией математики и других областей знаний, работой с новыми информационными технологиями, в частности использованием электронного учебника и учебного видео в образовательном процессе. Представлены исследования по работе с учащимися с применением различных образовательных технологий: модульной, проектной, технологии работы в малых группах. Некоторые статьи посвящены развитию учащихся в процессе обучения математике, а также методике изучения отдельных содержательных линий школьного курса математики. Сборник может представлять интерес для учителей средней школы, студентов, аспирантов, ученых, областью исследования которых является методика обучения математике. УДК 51(075.8) ББК 74.262.21я72 ISBN © Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2011 2
Стр.2
Содержание Предисловие ....................................................................................................... 4 Е. Н. Жаркова, М. В. Крутихина Использование модульной технологии при изучении квадратных уравнений в 8-м классе ...................................... 5 Н. Н. Кузьмина, П. М. Горев Обобщающее повторение планиметрии за курс основной школы по модульной технологии обучения ........................................................... 12 А. В. Мухамедшина, П. М. Горев Методика конструирования и использования электронного учебника по математике для школьников .......................... 28 Э. Ф. Насибуллина, З. В. Шилова К вопросу об изучении темы «Интеграл» в школьном курсе математики ..................................................................... 35 О. Л. Родионова, П. М. Горев Интеграция математических и естественнонаучных знаний в учебных проектах учащихся профильной школы .................................. 47 М. О. Рябкова, П. М. Горев Методика подготовки учащихся в малых группах к итоговой аттестации по математике за курс средней школы ................ 71 М. В. Смирнова, Н. А. Зеленина Об одном из видов упражнений на формирование пространственных представлений учащихся 5-6-х классов школы ........ 78 О. В. Соловьева, П. М. Горев Организация и содержание проектной деятельности школьников по созданию учебного видео на занятиях по геометрии ........................... 71 С. В. Тебенькова, П. М. Горев Интеграция математических и гуманитарно-ориентированных знаний в проектах учащихся профильной школы ..................................... 88 В. В. Утёмов Использование элементов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике ........................................................... 95 Сведения об авторах ..................................................................................... 100 3
Стр.3
Предисловие Современный этап развития математического образования требует от методической науки совершенствования не только и не столько содержания, сколько подходов, методов и технологий обучения. В последние годы в теории и практике преподавания математики популярность получили технологии, связанные с активизацией и интенсификацией деятельности учащихся, эффективностью управления и организации учебного процесса, дидактического усовершенствования материала, внедрением в учебный процесс ТСО. Авторы статей, вошедших в настоящий сборник, решают отдельные актуальные вопросы теории, методики и практики обучения математике в перечисленных выше направлениях. В первых двух статьях сборника (Е. Н. Жарковой и Н. Н. Кузьминой) обсуждаются некоторые аспекты использования в процессе обучения математике модульной образовательной технологии. Статьи реализуют различные подходы к определению модуля и построения модульной программы и представляют в первую очередь практический интерес. В статье М. О. Рябковой обсуждаются возможности подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике за курс средней школы с использованием приемов работы в малых группах. Вопросам интеграции математики и иных областей знаний посвящены статьи О. Л. Родионовой и С. В. Тебеньковой, в которых предлагается также возможная тематика проектов учащихся, реализующих эту интеграцию. Интересным является опыт подготовки и использования в процессе обучения математике учебного видео, представленный в статье О. В. Соловьевой. Еще одному аспекту использования информационно-коммуникационных технологий в обучении математике – электронному учебнику – посвящена статья А. В. Мухамедшиной. Эти статьи в большинстве своем написаны на стыке педагогики и методики математики. Статьи Э. Ф. Насибуллиной и М. В. Смирновой представляют собой разработки, наиболее приближенные к исследованиям в области классической методики преподавания математики. В них обсуждаются частные актуальные вопросы преподавания математики в средней школе. Инновационным направлением в методике математики является внедрение в процесс обучения элементов ТРИЗ-педагогики, основанной на методах систематизации и генерации идей, обучения школьников научному творчеству. С некоторыми аспектами такой работы знакомит статья В. В. Утёмова. Следует отметить, что статьи сборника в большинстве своем написаны на основе выпускных квалификационных работ по теории и методике обучения математике в средней школе: первым указан автор выпускной работы, вторым – научный руководитель, определивший основное направление исследования и внесший значительный вклад в работу над текстом статьи. Сборник предназначен для учителей математики и смежных дисциплин, студентов, аспирантов, ученых, областью интересов которых является методика обучения математике. 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.