Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Терминологический минимум студента-филолога (110,00 руб.)

0   0
АвторыАкаткин Виктор Михайлович, Копылова Надежда Ильинична
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц52
ID242777
АннотацияПособие разъясняет литературоведческие категории на примерах, известных студенту из историко-литературных курсов. Оно включает в себя относительно небольшой, но необходимый для анализа литературного произведения круг терминов. В тексте выделены курсивом те из них, которым посвящены отдельные словарные статьи.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 1-го и последующих курсов дневного и вечернего отделений филологического факультета.
Терминологический минимум студента-филолога / В.М. Акаткин, Н.И. Копылова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012 .— 52 с. — 52 с. — URL: https://rucont.ru/efd/242777 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ СТУДЕНТА-ФИЛОЛОГА Учебно-методическое пособие для вузов по курсу «Введение в литературоведение» (3-е изд., перераб. и доп.) <...> Составители: В.М. Акаткин, Н.И. Копылова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 1 сентября 2012 г., протокол № 1 Рецензент д-р филол. наук, проф. <...> Рекомендуется для студентов 1-го и последующих курсов дневного и вечернего отделений филологического факультета. <...> Для специальности 031001 – Филология 3 От составителей Студенту-филологу необходимо владеть литературоведческой терминологией. <...> Предлагаемый терминологический минимум удобен для каждодневного пользования в связи с его малым объемом и лаконизмом определений. <...> Цель этого издания – кратко напомнить основное содержание литературоведческих понятий, изучаемых в теоретических курсах «Введение в литературоведение» и «Теория литературы». <...> Пособие разъясняет литературоведческие категории на примерах, известных студенту из историко-литературных курсов. <...> Оно включает в себя относительно небольшой, но необходимый для анализа литературного произведения круг терминов. <...> Напр., трудолюбие – в образе муравья, беззаботность – образе стрекозы в басне И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». <...> ЦИЯ – многократное повторение согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи. <...> ХИЙ – в силлабо-тоническом стихе – стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударением на втором слоге: Однбжды | в студйну|ю зъмню|ю пуру Я ъз ле|су вы?шел; |был си?льный| моро?з (Н.А.Некрасов. <...> ПЕСТ – в силлабо-тоническом стихе – стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении <...>
Терминологический_минимум_студента-филолога.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ СТУДЕНТА-ФИЛОЛОГА Учебно-методическое пособие для вузов по курсу «Введение в литературоведение» (3-е изд., перераб. и доп.) Составители: В.М. Акаткин, Н.И. Копылова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012
Стр.1
3 От составителей Студенту-филологу необходимо владеть литературоведческой терминологией. К настоящему времени издано большое количество разнообразных словарей и справочных изданий. Предлагаемый терминологический минимум удобен для каждодневного пользования в связи с его малым объемом и лаконизмом определений. Цель этого издания – кратко напомнить основное содержание литературоведческих понятий, изучаемых в теоретических курсах «Введение в литературоведение» и «Теория литературы». Предполагается, что напоминание о главном в том или ином понятии вызовет в памяти и дополнительные знания о нем, когда-то полученные в процессе обучения. Пособие разъясняет литературоведческие категории на примерах, известных студенту из историко-литературных курсов. Оно включает в себя относительно небольшой, но необходимый для анализа литературного произведения круг терминов. В тексте выделены курсивом те из них, которым посвящены отдельные словарные статьи.
Стр.3
6 АССОНАНС – повторение одних и тех же или близких по звучанию гласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи. Основу А. составляют ударные гласные, безударные могут выполнять лишь роль своеобразных звуковых подголосков. «В ночь эту лунную Любо нам видеть свой труд!» (Н.А.Некрасов. «Железная дорога») – в этой фразе настойчивое повторение звуков о, у создает впечатление стона, плача замученных тяжелым трудом людей. АССОЦИА?ЦИЯ в литературе – возникновение в читательском восприятии художественного текста достаточно свободных, часто неожиданных картин, образов, ситуаций, ритмических интонаций и др. А. рождает дополнительные, как бы необязательные смыслы, субъективно читательские или авторски направленные (в самом общем плане), влекущие за собой ряд эмоций или размышлений как над художественным текстом, так и над явлениями жизни. По сравнению с прозой поэзия более ассоциативна, особенно начиная с ХХ в. Выпало лето холодной иголкой Из онемелой руки тишины… (Арс. Тарковский. «Перед листопадом») Приведенные строки у кого-то вызовут в воображении А. с прохладным днем в хвойном лесу, у кого-то – высокое небесное пространство, уронившее на землю холодный «игольчатый» дождь. АРХЕТИП – в современном литературоведении: первообраз, модель мира и человеческих отношений, как бы бессознательно «дремлющая» в коллективной памяти человечества, восходящая к его единым первобытным представлениям (напр., старость – мудрость; материнство – защита). А. проявляет себя в отдельных мотивах или в сюжете произведения в целом. Архетипичны образы и мотивы фольклора. Сознательно или бессознательно трансформированная архетипичность присуща творчеству отдельных писателей. Ее анализ усиливает восприятие художественного образа во всем его новаторском своеобразии, остро ощутимом «на фоне» как бы его вечной (архетипической) сути. Напр., мотив превращения человека злой силой в какое-либо иное существо (присущий разным фольклорным системам) в литературе подчеркивает трагизм и хрупкость человеческой судьбы (Ф.Кафка. «Превращение»). АФОРИЗМ – глубокая обобщающая мысль, выраженная с предельной лаконичностью в отточенной форме: Привычка свыше нам дана, Замена счастию она. (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин») А. отличается от пословицы тем, что принадлежит какому-либо автору.
Стр.6
7 БЕЛЫЙ СТИХ – силлабо-тонический нерифмованный стих. Б.С. особенно распространен в стихотворной драматургии (чаще пятистопный ямб), т.к. удобен для передачи разговорных интонаций: Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма. (А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери») В лирике Б.С. встречается реже. См.: «Вновь я посетил…» А.С.Пушкина, «Слышу ли голос твой…» М.Ю.Лермонтова. БЕССОЮЗИЕ, или АСИНДЕТОН – стилистическая фигура; пропуск союзов, соединяющих во фразах однородные слова или предложения. Б. может сообщать изображаемому динамизм, драматизм и др. оттенки: Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон… (А.С.Пушкин. «Полтава») ВАРВАРИЗМ – слово иностранного происхождения, не ставшее органичным достоянием того национального языка, в котором употреблено. Напр., обрусевшие слова «диплом» и «декрет» (с франц.) не варваризмы, а слова «мадам», «пардон» (с франц.) - варваризмы. Monsieur l’Abbe, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя. (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин») В русской литературе В. используются тогда, когда нужно точно назвать описываемое явление (при отсутствии соответствующего русского слова), передать особенности жизни людей других национальностей, создать сатирический образ человека, преклоняющегося перед всем иностранным и др. ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ – при трактовке сюжета как действия – те фрагменты литературного произведения, которые не участвуют в развитии действия. К В.Э.К. относятся различные описания внешности героя (портрет), природы (пейзаж), описание жилища (интерьер), а также монологи, диалоги героев и лирические отступления автора. Так, вторая глава романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» начинается подробным описанием деревни, а затем дома, где поселился герой. В.Э.К. позволяют многограннее и детальнее раскрыть характер действующих лиц (т.к. их сущность проявляется не только в поступках, но
Стр.7
8 и в портрете, в восприятии природы и т.д.). В.Э.К. создают также фон для происходящего. ВОЛЬНЫЙ СТИХ – силлабо-тонический рифмованный стих, в котором строки имеют разную длину (неодинаковое количество стоп). Особенно распространен вольный ямб (с колебанием стоп от 1 до 6), который называется также басенным стихом, т.к. чаще всего встречается в произведениях этого жанра. Медведь (1 стопа) Попа|лся в сеть, (2 стопы) Над сме|ртью изд|али| шути|, как хо|чешь сме|ло: (6 стоп) Но смерть| вблизи| – совсем| друго|е дело. (5 стоп) (И.А.Крылов. «Медведь в сетях») ВУЛЬГАРИЗМ – грубое, не отвечающее литературной норме слово. В. иногда вводится в речь героя с целью его характеристики. Напр., Собакевич такими словами передает свое отношение к чиновникам города: «Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья» (Н.В.Гоголь. «Мертвые души»). ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение реальных свойств предмета или явления до такой степени, какой в действительности они обладать не могут. Гиперболизируются самые разные свойства: размер, скорость, количество и др. Напр.: «Шаровары шириной в Черное море» (Н.В.Гоголь. «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Особенно широко Г. употребляется в русских былинах. ГРАДАЦИЯ – стилистическая фигура; постепенное нарастание (или, напротив, ослабление) эмоционально-смыслового значения слов и выражений: «Я знал его влюбленным нежно, страстно, бешено…» (Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики»). Г. способна передать развитие какого-либо чувства героя, его душевную взволнованность или отразить динамизм событий, драматизм ситуаций и др. ГРОТЕСК – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Г. предполагает внутреннее взаимодействие контрастных начал: реального и фантастического; трагического и комического; саркастического и юмористического. Г. всегда резко нарушает границы правдоподобия, придает изображению условные, причудливые, странные формы. Напр., чинопочитание у одного из гоголевских героев так велико, что он преклоняется перед своим собственным носом, оторвавшимся от его лица и ставшим чиновником выше его по рангу («Нос»). Широко пользовались Г. М.Е.Салтыков-Щедрин, В.В.Маяковский и др.
Стр.8