Культура речи как раздел лингвистики и как личностная характеристика человека……………………………. <...> Современная концепция культуры речи: функциональные разновидности литературного языка ………… 29 ТЕМА № 5. <...> Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества. <...> Вместе с тем, важную роль для дисциплин культурологического цикла играют такие качества речи, как эмоциональность, выразительность, образность, интуитивность, ассоциативность. <...> Перечисленные качества речи целесообразно выделить в эстетический компонент культуры речи. <...> Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. <...> Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека. <...> Итак, «культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач», – так определяет понятие культуры речи известный современный лингвист Е.Н. Ширяев (Ширяев Е.Н. <...> 15). o "Культура речи – это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве" (там же, с. <...> 15); o "Культура речи – это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи" (там же, с. <...> Культура речи как обновляющаяся область научно - практических исследований Культура речи как особая научная дисциплина начала складываться в 20-е гг. <...> Произошло изменение сфер общения, резко снизился уровень речевой 5 культуры общества в целом. <...> Стали появляться научные труды, содержавшие анализ речевой практики общества и его отдельных социальных <...>
Культура_речи_и_деловое_общение._Рабочая_тетрадь..pdf
ОГЛАВЛЕНИЕ
ТЕМА № 1. Культура речи как раздел лингвистики и как
личностная характеристика человека…………………………….
ТЕМА № 2. Язык, речь, общение…………………………………..
ТЕМА № 3. Языковая норма как центральное понятие культуры
речи...………………………………………………………………..
3
11
21
ТЕМA № 4. Современная концепция культуры речи:
функциональные разновидности литературного языка ………… 29
ТЕМА № 5. Научный стиль. Письменные жанры научного стиля
ТЕМА № 6. Официально-деловой стиль…………………………..
ТЕМА № 7. Деловое общение……………………………………..
ТЕМА № 8. Публицистический стиль…………………………….
ТЕМА № 9. Основы ораторского искусства……………………… 69
37
46
56
61
ТЕМА 1. КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВИСТИКИ И КАК
ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА
Культура речи как учебная дисциплина
Культура речи изучается в высших учебных заведениях как
составная часть цикла гуманитарных дисциплин, предназначенного для
студентов всех специальностей.
Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются
нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила,
этические нормы общения, функциональные стили речи, основы
искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы
современного состояния речевой культуры общества.
Важнейшими задачами дисциплины являются:
- Закрепление и совершенствование навыков владения нормами
русского литературного языка.
- Формирование коммуникативной компетенции специалиста.
- Обучение профессиональному общению в области избранной
специальности.
-Развитие навыков поиска и оценки информации.
- Развитие речевого мастерства для подготовки к сложным
профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии
и т.п.).
- Повышение культуры разговорной речи, обучение речевым
средствам установления и поддержания доброжелательных личных
отношений.
Главной целью курса культуры речи является формирование
образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь
3
Стр.1
которого соответствует принятым в образованной среде нормам,
отличается выразительностью и красотой.
Курс культуры речи нацелен на формирование и развитие у
будущего специалиста – участника профессионального общения
комплексной коммуникативной компетенции на русском языке,
представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей,
инициатив личности, необходимых для установления межличностного
контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной,
производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности.
Достижение этой цели в полном объеме требует не только
внимательного изучения литературы по темам курса, но и дальнейшего
самообразования, с методами которого знакомит данный курс.
К настоящему времени в науке установлено, что культура речи
состоит из трех компонентов: нормативного, коммуникативного и
этического. Вместе с тем, важную роль для дисциплин
культурологического цикла играют такие качества речи, как
эмоциональность, выразительность, образность, интуитивность,
ассоциативность. Перечисленные качества речи целесообразно выделить в
эстетический компонент культуры речи. Исходя из вышесказанного,
культура речи состоит из четырех компонентов: нормативного,
коммуникативного, этического и эстетического.
4
Стр.2