Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ Институт экономики, управления и права (г. Казань) Некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» Серия «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования» А.В. Кочергин, К.А. Кочергина, О.Н. Романенко РАЗВИТИЕ СЛУХА И РЕЧИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ «БЕКАР» Научно-методическое пособие Казань Познание 2014 УДК 37.01:004(07) ББК 74.026.84я7 К75 Печатается по решению ученого совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Авторы: доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Республики Татарстан А. В. <...> К75 Развитие слуха и речи у детей и взрослых с применением технических систем «Бекар»: научно-методическое пособие / А.В. Кочергин, К.А. Кочергина, О.Н. Романенко ; Институт экономики, управления и права (г. Казань). <...> Предлагается информация по освоению индивидуального слухоречевого тренажёранового поколения «Бекар» и привыканию к нему, а такжепрактический материал по формированию устной речи с помощью программно-аппаратного комплекса – обучающего стенда «Бекар-С» и специальной методики обучения «Слышать и говорить». <...> Обучение «слышать и говорить» детей школьного возраста и взрослых с помощью обучающего стенда «Бекар - С» и слухоречевого тренажёра «Бекар» . <...> Методическое руководство по пользованию обучающим стендом «Бекар-С» . <...> Методическое руководство по использованию слухоречевого тренажёра «Бекар» . <...> Практический материал для развития слухового восприятия и правильного произношения тугоухих и глухих детей школьного возраста и взрослых . <...> Система самостоятельного тренинга с использованием слухоречевого тренажёра «Бекар» . <...> Возможность применения биологически активной добавки «Винибис-С» для фармакологической коррекции биохимических нарушений у слабослышащих и глухих <...>
._Развитие_слуха_и_речи_у_детей_и_взрослых_с_применением_технических_систем_«Бекар»_научно-методическое_пособие_.pdf
Казанский национальный исследовательский технический университет
имени А.Н. Туполева-КАИ
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд
Республики Татарстан»
Серия «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования»
А.В. Кочергин, К.А. Кочергина, О.Н. Романенко
РАЗВИТИЕ
СЛУХА И РЕЧИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
«БЕКАР»
Научно-методическое пособие
Казань
Познание
2014
Стр.1
УДК 37.01:004(07)
ББК 74.026.84я7
К75
Печатается по решению ученого совета и редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Авторы:
доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и
техники Республики Татарстан А. В. Кочергин,
кандидат технических наук, доцент К.А. Кочергина,
кандидат филологических наук, доцент О.Н. Романенко
Рецензент:
проректор по непрерывному образованию Института экономики, управления и права
(г. Казань), заведующая кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики, доктор педагогических
наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Татарстан
Д.З. Ахметова
Кочергин, А.В.
К75 Развитие слуха и речи у детей и взрослых с применением технических систем
«Бекар»: научно-методическое пособие / А.В. Кочергин, К.А. Кочергина, О.Н. Романенко
; Институт экономики, управления и права (г. Казань). – Казань: Изд-во
«Познание» Института экономики, управления и права, 2014. –148 с.
ISBN 978-5-8399-0484-2
В пособии рассматривается современное состояние проблемы детей и взрослых в
системе сохранного и нарушенного слуха. Даются теоретические и практические рекомендации
по проблемам нарушения слуха, рассматриваются вопросы диагностики и
комплексной коррекции развития слуха, речи и познавательных процессов. Предлагается
информация по освоению индивидуального слухоречевого тренажёранового поколения
«Бекар» и привыканию к нему, а такжепрактический материал по формированию устной
речи с помощью программно-аппаратного комплекса – обучающего стенда «Бекар-С» и
специальной методики обучения «Слышать и говорить». В методике представлена программа
обучения устной речи, основанная на результатах исследований в этой области
отечественных и зарубежных авторов.
Предназначено для сурдопедагогов, сурдологопедов, аудиологов, психологов, педагогов
и других специалистов, занимающихся проблемами детей и взрослых с нарушениями
слуха и речи, а также для родителей, имеющих детей с нарушениями слуха и дефектами
речи.
УДК 37.01:004(07)
ББК 74.026.84я7
ISBN 978-5-8399-0484-2 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2014
© А.В. Кочергин, К.А. Кочергина, О.Н. Романенко, 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора .................................................................................................................... 4
Глава 1. Источники и приёмники звуков, слуховое восприятие ............................. 5
Глава 2. Механизмы образования речи .................................................................. 10
Глава 3. Эпидемиология нарушения слуха ............................................................ 19
Глава 4. Классификация нарушения слуха ............................................................ 23
Глава 5. О методике обучения «Слышать и говорить» ........................................ 29
5.1. Теоретические и технические составляющие методики ........................ 30
5.2. Оценка уровня сформированности различных навыков у пациента,
важных для реабилитации .............................................................................. 37
5.3. Диагностика остаточных слуховых возможностей пациента ................ 47
Глава 6. Обучение «слышать и говорить» детей школьного возраста
и взрослых с помощью обучающего стенда «Бекар - С» и слухоречевого
тренажёра «Бекар» .................................................................................................. 56
6.1. Методическое руководство по пользованию обучающим
стендом «Бекар-С» ......................................................................................... 58
6.2. Методическое руководство по использованию слухоречевого
тренажёра «Бекар» ......................................................................................... 67
6.3. Практический материал для развития слухового восприятия
и правильного произношения тугоухих и глухих детей школьного
возраста и взрослых ........................................................................................ 79
6.4. Система самостоятельного тренинга с использованием
слухоречевого тренажёра «Бекар» ............................................................... 123
Глава 7. Рекомендации по работе сурдопедагога с родителями и близкими
глухих пациентов .................................................................................................. 126
Глава 8. Возможность применения биологически активной добавки
«Винибис-С» для фармакологической коррекции биохимических
нарушений у слабослышащих и глухих людей ................................................... 129
Заключение ............................................................................................................ 135
Терминологический словарь ................................................................................. 136
Список литературы................................................................................................ 142
Список сокращений ............................................................................................... 143
Приложения ........................................................................................................... 144
3
Стр.3