Управленческий анализ с помощью методов портфельного анализа организации . <...> Оценка эффективности стратегического менеджмента в организации (согласно А. В. Бандурина, Б. А. Чуб). <...> National Aeronautics and Space Administration – NASA) СЗХ – стратегическая зона хозяйствования СХЦ – стратегический хозяйственный центр СБЕ – стратегическая бизнес-единица СМ – стратегический менеджмент ПЦП – программно-целевой подход BCG (БКГ) – Boston Consulting Group (Бостонская консалтинговая группа) PEST/STEP (ПЭСТ) – рolicy (политический), economy (экономический), society (социальный) и technology (технологический) аспекты анализа внешней среды SWOT (ССВУ) – strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы) 4 Введение Стратегический менеджмент – научная и образовательная дисциплина, изучающая основы стратегического управления предприятием, методы формирования стратегий его развития, процесс реализации стратегических решений. <...> В условиях становления и развития рыночных отношений предприятия и организации вынуждены принимать стратегические решения в относительно нестабильной внешней среде с высоким уровнем неопределенности. <...> В результате освоения учебной дисциплины «Стратегический менеджмент» студент-бакалавр должен знать: – теоретические концепции стратегического менеджмента; – методику формирования стратегии фирмы и алгоритм ее реализации; – методы мобилизации научно-технического и производственносбытового потенциала предприятия и создания эффективного механизма управления предприятием; уметь: – формировать целевые ориентиры развития бизнеса; – моделировать сценарии развития организации с учетом изменений внешней среды; – прогнозировать тенденции развития бизнеса и принимать управленческие решения с целью повышения конкурентоспособности предприятия; 5 владеть: – методами диагностики стратегической позиции предприятия на рынке; – практическими навыками разработки стратегии для конкретных объектов <...>
Стратегический_менеджмент__учеб._пособие.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Э. Ш. Шаймиева
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебное пособие
Казань
Познание
2014
Стр.1
УДК 338.24(075.8)
ББК 65.291.213я73
Ш17
Печатается по решению секции экономических дисциплин
Учебно-методического совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Рецензент:
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой учета,
финансов и банковского дела Казанского института (филиала) ФГБОУ ВПО
«Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова» (г. Казань)
Л. Б. Шабанова
Ш17 Шаймиева, Э. Ш.
Стратегический менеджмент : учеб. пособие / Э. Ш. Шаймиева ; Институт
экономики, управления и права (г. Казань). – Казань : Изд-во
«Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 136 с.
В учебном пособии обобщены результаты исследований российских и
зарубежных ученых, проанализирован практический опыт преподавания
стратегического менеджмента. Курс стратегического менеджмента является
базовым в части формирования знаний по стратегическому планированию
и управлению организацией и умений использовать варианты реализации
принятых стратегических решений.
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения
бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент»,
а также специалистов в области повышения квалификации и
лиц, проходящих переподготовку по данному направлению, руководителей
предприятий.
УДК 338.24(075.8)
ББК 65.291.213я73
Институт экономики,
управления и права (г. Казань), 2014
Шаймиева Э. Ш., 2014
2
Стр.2
Оглавление
Перечень сокращений.........................................................................................4
Введение...............................................................................................................5
Глава I. Сущность и содержание стратегического менеджмента ..................7
1.1. Введение в стратегический менеджмент...................................................7
1.2. Основные составляющие стратегического менеджмента......................13
Вопросы для самоконтроля. .............................................................................21
Глава II. Стратегический анализ......................................................................22
2.1. Стратегические факторы внешней среды организации,
их характеристики, внешний анализ. Отраслевой анализ ...........................22
2.2. Конкурентные преимущества. ..................................................................31
2.3. Внутренняя среда организации: основные факторы, внутренний
анализ..................................................................................................................35
2.4. Управленческий анализ с помощью методов портфельного
анализа организации .........................................................................................40
Вопросы для самоконтроля. .............................................................................47
Глава III. Разработка и реализация стратегии организации .........................48
3.1. Формирование миссии и целей организации ..........................................48
3.2. Стратегические альтернативы ..................................................................54
3.3. Выработка стратегии фирмы ....................................................................57
3.4. Стратегии предприятий различных отраслей .........................................60
3.5. Контроль выполнения стратегии..............................................................62
Вопросы для самоконтроля. .............................................................................64
Глава IV. Эффективность стратегического менеджмента ............................65
4.1. Стратегия продукта....................................................................................65
4.2. Стратегия использования человеческого потенциала............................71
4.3. Проектирование систем управления организации .................................73
4.4. Становление и развитие стратегического менеджмента
на российских предприятиях ...........................................................................77
Вопросы для самоконтроля. .............................................................................84
Тест для самопроверки .....................................................................................85
Тематика контрольных работ (рефератов) ...................................................101
Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) ..............................................103
Список терминов и определений...................................................................105
Заключение ......................................................................................................122
Библиографический список............................................................................123
Приложение 1. SWOT-анализ как инструмент комплексного анализа
внешней и внутренней среды организации. .................................................126
Приложение 2. Оценка эффективности стратегического менеджмента
в организации (согласно А. В. Бандурина, Б. А. Чуб).................................130
3
Стр.3