ф
ISSN 1817-3292
Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский
педагогический государственный университетский комплекс»
Издается с декабря 2005 года
один раз в два месяца
Главный редактор
Р.М.Асадуллин
Редколлегия:
В.Э.Штейнберг
(научный редактор – зам. гл. ред.)
А.Ф.Мустаев
В.Л.Бенин
Г.И.Гайсина
А.Ф.Амиров
А.С.Гаязов
В.И.Баймурзина
С.В.Вахитов
Т.А.Ромм
Г.Е.Зборовский
В.А.Козырев
В.Т.Кудрявцев
Общественный совет журнала:
Николай Константинович Криони
(Уфа, Россия) – председатель Совета
Мурат Бакеевич Гузаиров
(Уфа, Россия)
Сайфутдин Зайнетдинович Кунсбаев
(Уфа, Россия)
Талгат Гизятович Субхангулов
(Уфа, Россия)
Ариен Хеерема (Дронтен, Нидерланды)
Камал К. Нанди (Силигури, Индия)
Анатолий Викторович Мудрик
(Москва, Россия)
Лев Владимирович Мардахаев
(Москва, Россия)
Ральф Шеперт (Кейптаун, ЮАР)
Кристиан Риттельмайер (Кассель, Германия)
Уильям Спейди (Диллон, США)
Стр.1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА
Стиль-редактор: Е.Н.Дементьева
Оформление: К.Б.Владимиров
Компьютерная верстка: И.В.Пономарев
Менеджер: А.Г.Косов
Тел.: (3472) 72-64-32
E-mail: agkosov@mail.ru
Журнал зарегистрирован Федеральной службой
по надзору в сфере массовых коммуникаций,
связи и охраны культурного наследия.
Св. ПИ № ФС77–30335 от 15 ноября 2007 года
(СМИ перерегистрировано в связи
с переименованием учредителя)
Учредитель
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы»
Адрес редакции: 450000, РБ, г. Уфа,
ул. Октябрьской революции, 3а, к. 2,
ком. 502.
Тел.: (3472) 72-32-41
E-mail: pjb.bspu@mail.ru
http://eLIBRARY.RU
http://pjb.oprb.ru
Редакция может не разделять мнение авторов
Подписано в печать 28.02.2013.
Формат 60Х90/16.
Компьютерный набор. Гарнитура Arial.
Усл. печ. л. – 12,4.
Уч.-изд. л. – 12,2.
Тираж 1500 экз. Заказ № 2334.
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы»
450000, РБ, г. Уфа,
ул. Октябрьской революции, 3а, к. 3, тип.
© Редакция «Педагогического журнала
Башкортостана», 2013
2
Стр.2
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Р.М. Асадуллин
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЫСЛИ НА МАРШЕ… .............................................. 5
***
Д.И. Фельдштейн
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК В ПРОСТРАНСТВЕННОВРЕМЕННОЙ
СИТУАЦИИ XXI ВЕКА (ИЗ ДОКЛАДА НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ РАО) ..........10
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
***
С.В. Алехина
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ....26
И.А. Баева, В.В. Рубцов
ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ФГОС ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ» ..................................................................................32
Н.В. Дворянчиков, И.Н. Коноплева
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕКЦИИ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ»: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ ............40
Р.М. Фатыхова
КАЧЕСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА В МНОГОУРОВНЕВОЙ
МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ......................................................................................................46
М.А. Егорова
ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ
РИСКА .....................................................................................................................................51
М.А. Егорова, О.В. Кузнецова, О.И. Леонова
СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА – ПРОСТРАНСТВО ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ
ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ .......................................................................55
Ю.М. Забродин, О.И. Леонова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА
МОДЕРНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...........................60
Е.С. Романова
ИННОВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ УМО
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» .................65
***
С.Г. Косарецкий, Б.В. Куприянов
ОПАСНОСТИ ДЛИТЕЛЬНОГО ДРЕЙФА: УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМ СЕКТОРОМ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РФ ................................70
В.Л. Бенин, Е.П. Пономарев
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА ...............................................77
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
В.А. Федоров, Т.М. Степанова, А.В. Степанов
ГЛОБАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ....86
А.В. Ефанов, Е.Ю. Бычкова
К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ В НОВОМ РЕМЕСЛЕННОМ
ОБРАЗОВАНИИ ......................................................................................................................92
3
Стр.3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА
Г.Р. Бахтиярова
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ
ПЕДАГОГИКЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА .................................................................................97
Н.А. Мягкова
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТА В
КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА ......................................................... 101
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В.В. Маркелов
СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР
ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ............. 105
И.Г. Никитин
ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ............... 111
ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
***
Э.Р. Диких
О СОДЕРЖАНИИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ........ 119
О.Е. Плеханова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ «КЛАССИКА БЕЗ ГРАНИЦ» С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ НА
ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ МНОГОМЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ......................................... 124
Н.А. Степаненко
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП
ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА .................................. 131
***
В.И. Кожарская
CОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ
РИСКА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ) ....................................................................... 138
Г.Н. Скударева
ПОРТФОЛИО МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ САМООЦЕНКИ И
ОБЩЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ..................... 143
Б.М. Чарный
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ: ВЗГЛЯД РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ ................. 151
ДЕБЮТ В НАУКЕ
Д.С. Евлентьев, З.А. Хуснутдинова
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ ......................................................................................................................... 158
ДИСКУССИИ
А.А. Остапенко, А.В. Шувалов
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕСТВИЦА ПОЛНОТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ............... 165
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.В. Ергин
АРХИТЕКТОР ОРЕНБУРГСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА ГРАЖДАНСКИЙ ИНЖЕНЕР
В.Н. ЧАПЛИЦ ........................................................................................................................ 175
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЕНТА .................................................................... 187
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ....................................................................... 191
4
Стр.4
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Алехина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, директор Института проблем
интегративного (инклюзивного) образования, Московский городской психолого-педагогический университет
(г. Москва). – E-mail: ipio.mgppu@gmail.com.
Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: office@bspu.ru.
Баева Ирина Александровна, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент
РАО, заведующая лабораторией, Российский государственный педагогический университет имени
А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) – E-mail: irinabaeva@mail.ru.
Бахтиярова Гульшат Рахметжановна, кандидат педагогических наук, доцент, Актюбинский
университет имени С. Баишева (г. Актобе, Республика Казахстан). – Е-mail: aibol04@mail.ru.
Бенин Владислав Львович, доктор педагогических наук, профессор, заместитель председателя
диссертационного совета Д 212.012.01, Башкирский государственный педагогический университет имени
М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: vlbenin@mail.ru.
Бычкова Екатерина Юрьевна, соискатель кафедры акмеологии общего и профессионального
образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет
(г. Екатеринбург). – Е-mail: bychkovakaterina@yandex.ru.
Дворянчиков Николай Викторович, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета
юридической психологии, Московский городской психолого-педагогический университет (г. Москва). –
E-mail: dvorian@gmail.com.
Диких Элина Радиковна, ассистент кафедры педагогики, Омский государственный педагогический
университет (г. Омск). – Е-mail: bagautdinova1987@mail.ru.
Евлентьев Дмитрий Сергеевич, аспирант, Башкирский государственный педагогический университет
имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: Evlentev@rambler.ru.
Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета психологии
образования, Московский городской психолого-педагогический университет (г. Москва). – E-mail:
Mareg59@mail.ru.
Ергин Юрий Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики,
Башкирский государственный университет, лауреат премии Правительства Республики Башкортостан
имени Шагита Худайбердина за лучшее произведение в области журналистики в 2009 году
(г. Уфа). – E-mail: erginyv@mail.ru.
Ефанов Андрей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, директор научнообразовательного
центра развития ремесленничества, Российский государственный профессионально-педагогический
университет (г. Екатеринбург). – Е-mail: noz.rem@mail.ru.
Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, заместитель председателя
Совета УМО по психолого-педагогическому образованию, проректор по учебно-методической работе,
Московский городской психолого-педагогический университет (г. Москва). – E-mail:
zabrodin_yuri@mail.ru.
Кожарская Вера Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики
факультета социальной педагогики, заведующая лабораторией Проблем защиты детства, Пермский
государственный педагогический университет (г. Пермь). – Е-mail: Anima96@mail.ru.
Коноплева Инга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, заместитель декана по
научной работе факультета юридической психологии, Московский городской психолого-педагогический
университет (г. Москва). – E-mail: konoplevain@mgppu.ru.
Косарецкий Сергей Геннадьевич, директор Центра социально-экономического развития школы
Института образования, Высшая школа экономики (г. Москва). – E-mail: skosaretski@hse.ru.
Кузнецова Оксана Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной
психологии, Московский городской психолого-педагогический университет (г. Москва). – E-mail:
kseniko@mail.ru.
Куприянов Борис Викторович, ведущий научный сотрудник Института образования, Высшая
школа экономики (г. Москва). – E-mail: boriskuprianoff2010@yandex.ru.
191
Стр.191
Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, координатор бюро Президиума Совета
УМО по психолого-педагогическому образованию, ведущий научный сотрудник, Московский городской
психолого-педагогический университет (г. Москва). – E-mail: olesya_leonova@mail.ru.
Маркелов Владимир Вениаминович, доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных
дисциплин факультета физической культуры, Пермский государственный педагогический университет
(г. Пермь) – E-mail: markvv@rambler.ru.
Мягкова Наталья Александровна, аспирант, Оренбургский государственный педагогический
университет (г. Оренбург). – Е-mail: lyubov-pak@mail.ru.
Никитин Иван Григорьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры повышения квалификации
профессорско-преподавательского состава, Пермский государственный педагогический университет
(г. Пермь). – E-mail: ivan2012n2012@yandex.ru.
Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный
университет (г.Краснодар). – E-mail: ost101@mail.ru.
Плеханова Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования,
Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург). – E-mail: olga_plehanova@mail.ru.
Пономарев
Евгений Павлович, подполковник, младший научный сотрудник научноисследовательского
отделения, Саратовский военный институт внутренних войск МВД России
(г. Саратов). – Е-mail: tipografy@pisem.net.
Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, председатель предметно-методической
секции УМО «Психология и педагогика профессионального образования», академик
Российской Академии социальных наук, директор Института психологии, социологии и социальных отношений,
Московский городской педагогический университет (г. Москва). – Е-mail: olgak@ipsso.mgpu.ru.
Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, действительный член
(академик) РАО, ректор, Московский городской психолого-педагогический университет; директор, Психологический
институт РАО (г. Москва). – E-mail: rectorat@list.ru.
Скударѐва Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Московский
Государственный Областной Гуманитарный Институт (г. Орехово-Зуево). – E-mail: fdp@mgogi.ru.
Степаненко Наталья Анатольевна, старший преподаватель кафедры теории и методики социальной
работы, Магнитогорский государственный университет (г. Магнитогорск). – E-mail:
Sna20092009@yandex.ru.
Степанов Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна
интерьера, Российский профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург.). – E-mail:
mail@rsvpu.ru.
Степанова Татьяна Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно
прикладного искусства, Российский профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург.). –
E-mail: mail@rsvpu.ru.
Фатыхова Римма Мухаметовна, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук,
профессор, заведующая кафедрой психологии, Башкирский государственный педагогический университет
имени М. Акмуллы (г.Уфа). – E-mail: docbell0726@bk.ru.
Федоров Владимир Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной,
инновационной политике и внешним связям, Российский государственный профессиональнопедагогический
университет (г. Екатеринбург.). – E-mail: mail@rsvpu.ru.
Фельдштейн Давид Иосифович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, Вицепрезидент,
Российская академия образования (г. Москва). – E-mail: vadimilrao@yandex.ru.
Хуснутдинова Золя Аслямовна, профессор, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой
охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, Башкирский государственный педагогический
университет имени Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: zoly50@mail.ru.
Чарный Борис Маркович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой повышения
квалификации профессорско-преподавательского состава, Пермский государственный педагогический
университет (г. Пермь). – E-mail: charny_boris@mail.ru.
Шувалов Александр Владимирович, кандидат психологических наук, руководитель психологологопедического
отдела, Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово»; старший научный
сотрудник, Институт психологии РАН г. Москва virtus@front.ru.
192
Стр.192
ISSN 1817-3292
CONTENTS
СHIEF EDITOR’S COLUMN
R.M. Asadullin. PEDAGOGICAL EDUCATION:
THOUGHTS ON THE MARCH..………………………………………………………………5
Keywords: preparation of pedagogical shots; principles of reconstruction of pedagogical high school; mission,
functions and mechanisms of pedagogical university; the teacher as the subject of professional work.
Abstract: Problems of preparation of modern pedagogical shots Are considered; main principles of reconstruction
of pedagogical high school - multidimensionalities of educational process, the educational environment
and their social and economic context are proved; and also integration of a science, formation and the
manufacture, growing into educational, research and professional pedagogical activity; functions and mechanisms
of influence of pedagogical university on educational sphere of region are considered also mission;
construction of educational process according to new standards of the vocational training providing formation
of the creative person of the teacher as the subject of professional work is described.
***
D.I.Feldshtejn. PROBLEMS of PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL SCIENCES
IN THE EXISTENTIAL SITUATION OF THE XXI-ST CENTURY
(THE REPORT ON RUSSIAN OPEN SOCIETY GENERAL MEETING)………………………..10
PROBLEMS OF MODERN PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS
***
S.V.Alehina. PREPARATION OF PEDAGOGICAL SHOTS
FOR INCLUSIVE FORMATIONS……………………………………………………………………26
Keywords: inclusiv formation, preparation of pedagogical shots, improvement of professional skill of the
teacher, professional unavailability, the professional standard, a preparation direction, professional the competence.
Abstract:
Article is devoted a problem of preparation of pedagogical shots to realizations inclusive process in
the general education. To work the question of psychological and professional unavailability of teachers is
discussed with children with the limited possibilities of health in the conditions of mass school. In article the
maintenance and structure of a direction of preparation of bachelors new to vocational training and masters
on inclusive to formation is described, the problem of formation professional компетенций, focused on realizations
inclusion in formation rises. The author represents an actual condition of development of the given
direction of preparation in higher educational establishments of Russia, brings an attention to the question on
change of forms and ways of vocational training and improvement of professional skill of the teacher.
I.A.Baeva, V.V.Rubtsov. A PROFESSIONAL TRAINING IN THE FIELD
OF PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE OF SAFETY OF THE PERSON:
FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE HIGHER VOCATIONAL
TRAINING IN THE DIRECTION «PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL EDUCATION»……………32
Keywords: a psihologo-pedagogical education, a professional training, psychological safety issues in formation.
Abstract:
FSES PT air defence in a direction «Psihologo-pedagogical education» has defined among professional
problems of the expert working in formation, the problems connected with maintenance of psihologopedagogical
safety of the educational environment and its subjects. For the decision of these problems in
structure of The educational methodical association the in detail-methodical section «Psychology and pedagogies
of the safe educational environment» is created. The basic idea defining activity of section, consists in
necessity of creation of conceptual bases of the educational practice leaning against fundamental psychological
positions. As such position for us the developed concept of psychological safety of the educational envi193
Стр.193
ronment which along with other results of psychological work in formation, has allowed us to create the educationa-methodical
materials providing subject matters FSES PT for a bachelor degree and a magistracy
serves, and to offer the maintenance of the basic educational program holder of a master's degree preparations
in the given direction, to discuss system of a professional training of the top skills on psychological problems
of safety in formation.
N.V.Dvorjanchikov, I.N.Konopleva. ABOUT SECTION ACTIVITY
«PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY DEVIANT OF BEHAVIOUR»:
PRESSING QUESTIONS AND DEVELOPED PROBLEMS………………………………………40
Keywords: psychology and pedagogics deviant behaviour, section, preventive maintenance of neglect and
offences, minors, a professional training.
Abstract: The In detail-methodical section «Psychology and pedagogics deviant behaviour» is created on a
speciality «Pedagogics and psychology deviant behaviour» educationa-methodical association of higher
educational institutions of the Russian Federation on a psihologo-pedagogical education. Allocation of the
given section in the educationa-methodical association is caused by that the modern condition of social, economic,
demographic conditions in Russia demands modernisation of system of preventive maintenance of
neglect and offences of minors and preparation of experts working in it (inspectors on affairs by the minor,
experts in social work, psychologists, teachers, etc.) Problems which are put before them by a modern life,
cannot be solved professionals of one profile, and demand the interdisciplinary and complex approach. The
majority of the minors consisting on the intraschool account, are characterised by the whole spectrum of psihologo-pedagogical
problems. The analysis of professional requirements of experts of different departments
working with them (education systems, social protection, the Ministry of Internal Affairs, etc.) shows necessity
of the organisation of a modern psihologo-pedagogical professional training in the field of problems deviant
behaviour, its preventive maintenance and support of minors.
R.M.Fatihova. QUALITY OF PSYCHOLOGICAL PREPARATION
OF THE TEACHER IN MULTILEVEL MODEL OF FORMATION…………………………………46
Keywords: quality of education, psychological training, undergraduate, graduate, interaction, subjectivation.
Abstract: The article provides an understanding of the quality of education, quality of undergraduate psychological
training at the Pedagogical University. It traces the history of formation, highlights new approaches to
building the program and evaluation of psychological training`s quality.
M.A.Egorova. PREPARATION OF PSYCHOLOGISTS
OF FORMATION TO WORK WITH TEENAGERS OF «RISK GROUP»………………………..51
Keywords: a preparation direction, a psihologo-pedagogical education, formation psychology, teenagers of
«risk group», children in a difficult vital situation, a bachelor degree, a magistracy.
Abstract: In article experience of preparation of bachelors and the masters competent of area of psychological
preventive maintenance of deviations in psychosocial development of children and teenagers, correction of
deviations in their behaviour is presented. Innovative possibilities of the standard of the higher vocational
training in a direction of preparation 050400 – «psihologo-pedagogical education» – for target preparation of
pupils for work with children who have appeared in a difficult vital situation, and teenagers of «risk group»
reveal.
M.A.Egorova, O.V.Kuznetsova, O.I.Leonova. A TRAINING PLATFORM – SPACE
OF THE PRAKTIKO-FOCUSED PREPARATION PEDAGOGICAL SHOTS…………………..55
Keywords: competent the approach in formation; the federal state educational standard of the higher vocational
training 050400 «Psihologo-pedagogical education»; the organisation of practice of students; training a
platform.
Abstract: Given article is devoted a problem of working out of innovative mechanisms of preparation of psihologo-pedagogical
shots for new school which solves the educationa-methodical association on a psihologopedagogical
education. In article the organisation of educational process for trained on the basic educational
programs of a direction of preparation 050400 «Psihologo-pedagogical education» is considered. The special
attention is given to realisation of principles is system-dejatelnostnogo and competent the approaches taken
as a principle of the federal state educational standard of the higher vocational training «Psihologopedagogical
education». The practice role in system of vocational training of the psihologo-pedagogical shots
which base can become training platforms – the educational organisations successfully realising деятельностный
the approach in formation is marked.
J.M.Zabrodin, O.I.Leonova. UCHEBNO-METHODICAL ASSOCIATION
AS THE INNOVATIVE PLATFORM OF MODERNIZATION
OF THE PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL EDUCATION……………………………………………..60
Keywords: an innovative infrastructure in an education sphere, a federal innovative platform, pedagogical
education modernisation, a psihologo-pedagogical direction of preparation of pedagogical shots.
Abstract: The educationa-methodical association on a psihologo-pedagogical education develops new model
of preparation of psihologo-pedagogical shots. The basis to it is the status of a federal innovative platform,
appropriated to the Moscow city psihologo-pedagogical university - to base high school the educationa194
Стр.194
methodical association order The Ministry of Education and Science the Russian Federation for 2012-2017
(№ 273 from April, 10th, 2012). A theme of project «Innovative model the educationa-methodical as the mechanism
of modernisation of a psihologo-pedagogical education in the Russian Federation». Project is directed
on the decision of some state policy problems in an education sphere - transition to new educational
standards, improvement of quality of professional work of the pedagogical workers, capable to carry out the
accepted strategy of modernisation of system of a Russian education.
E.S.Romanova. INNOVATIVE RESOURCES OF IN DETAIL-METHODICAL SECTION
THE EDUCATIONA-METHODICAL ASSOCIATION
«PSYCHOLOGY AND VOCATIONAL TRAINING PEDAGOGICS»………………………………65
Keywords: psychology, pedagogics, vocational training, innovative resources, competent the approach.
Abstract: In article features of activity of in detail-methodical section «Psychology and vocational training pedagogics»
in a context of overall aims and problems of the educationa-methodical association on a psihologopedagogical
education are considered. Substantial bases of an innovative resource the sections connected
with complete set of characteristics, effective innovative results defining achievement at substantial, is productive-estimated,
organizational levels of activity reveal.
***
S.G.Kosaretsky, B.V.Kuprijanov. DANGERS OF LONG DRIFT
(Management of budgetary sector of establishments
of an additional education of children in the Russian Federation)……………………………….70
Keywords: an additional education, out-of-school sphere of socialisation, a development problem.
Abstract: In article the modern condition of establishments of an additional education and the legislative problems
connected with it and development problems is considered.
V.L.Benin, E.P.Ponomarev. A FORMATION PROBLEM
IS PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE
THE TEACHER OF MILITARY HIGH SCHOOL…………………………………………………..77
Keywords: Military-vocational training, teachers-military men, is professional-pedagogical competence.
Abstract: In article the important problem of a modern higher military education - preparation of teaching personnel
of special disciplines rises. One of priority places among problems of reforming of system of the Russian
military education is occupied with a problem of vocational training of beginning teachers of militaryprofessional
disciplines - chairs of fire preparation, tactics, tactics of internal armies, cars, armoured arms and
technics, sluzhebno-fighting activity of internal armies. Authors, leaning against the experience approved at
the Saratov military institute of Internal armies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,
offer ways of an exit from a modern difficult situation. The problem essence consists that the officers coming
to military high schools on teaching posts from armies, have no pedagogical preparation why long, it is difficult
and not always successfully form own is professional-pedagogical competence. Operational experience of
"School of beginning teachers» Saratov military institute of the Russian Federation, allowing successfully to
solve the given problem, creates possibility of carrying over of the revealed pedagogical conditions and the
developed program of psihologo-pedagogical preparation of beginning teachers in practice of all military high
schools taking into account their specificity.
EDUCATION AND CULTURE
V.A.Fedorov, T.M.Stepanova, A.V.Stepanov. GLOBAL DESIGN:
IS PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL PROSPECT……………………………………………….86
Keywords: visually-audialno-kinesteticheskie technologies; general and especial in design processes; globalism
in designing; universal design propaedeutics; optimum professional development; early professional education.
Abstract:
In article the innovative approach to training of the designer in system professionally-pedagogical
education which is substantially made out and realised as propaedeutic is offered. The offered approach to
mastering by design practice - global design - is proved by aspiration to complete modelling of environment,
to universalization design thinking. The global design is offered to be considered as complete design modelling
of an inhabitancy of the person (and processes, in it occurring) on the basis of synthesis of means of the
basic language systems (visual, auditory, verbal etc.) on accessible to the subject of designing level.
A.V.EFANOV, E.J.Bychkova. TO A QUESTION ON MORAL EDUCATION
IN NEW CRAFT FORMATION………………………………………………………………………..92
Keywords: craft, handicraft profession, vocational education, the legal culture of the artisan-entrepreneur,
morality artisan community, artisan training.
Abstract: The transformation of the socio-economic structure of modern society is mediated by increasing the
individual needs of the person. Craft enterprises produce goods or services for individual orders or small lots.
The revival of handicraft sector of the Russian economy today faces a number of difficulties. The article
195
Стр.195
discusses the features of modern professional artisan-entrepreneur. It is concluded that the training required
for their proper education, different in structure, content and teaching methods of the existing vocational
education workers. Establishment of a new type of vocational education is currently very topical scientific
issues and practical priority task. Analysis work artisan leads to understanding the need to study the moral
culture of craftsmen-entrepreneurs. Moral component of future training of artisans should be leading to a new
craft education.
G.R.Bakhtiyarova. NATIONAL HOLIDAYS AS MEANS OF UPBRINGING
IN TRADITIONAL PEDAGOGICS OF KAZAKH PEOPLE……………………………………….97
Keywords: ethnopedagogics, national pedagogics, national upbringing, traditional pedagogical culture, national
holidays.
Abstract: The article deals with the pedagogical opportunities of kazakh national holidays as the means of
national upbringing. Author reveals the characteristics of national holidays’ contents and their role in upbringing
in modern society.
N.A.Myagkova. SPECIFICS OF FORMATION OF SOCIAL CREATIVITY
OF THE STUDENT IN THE KULTUROSOOBRAZNY ENVIRONMENT OF UNIVERSITY……101
Keywords: keywords: social creativity, kulturosoobrazny environment of university.
Abstract: n article expediency of updating of a problem of formation of social creativity of the student in the kulturosoobrazny
environment of university is considered; the intrinsic treatment of social creativity of the personality
is defined; the multidimensional characteristic of an originality of the kulturosoobrazny environment of university
is given. The properties of the kulturosoobrazny environment defining success of formation of social
creativity of the student of university allocated with the author are characterized.
INNOVATION EDUCATION TECHNOLOGIES
V.V.Markelov. THE FOCUSED PHYSICAL TRAINING IS SPORTS
AS THE FACTOR OF HARMONIZATION PHYSICAL AND PERSONAL
HEALTH OF PUPILS………………………………………………………………………………….105
Keywords: physical training, sports, Health savings, physical readiness, individuality structure, integration,
psychological protection, methods of mental self-control.
Abstract: Article is devoted the analysis of a state of health and a situation with sports development in the
Perm edge. Results of empirical research specify in necessity of acceptance of measures on system perfection
Health savings and physical training in Edge educational institutions. Results of approbation of system of
the sports-focused physical training have shown its efficiency for preservation of health, perfection of physical
readiness and personal development of studying youth.
I.G.Nikitin. DIDACTIC ASPECTS HEALTH
OF THE KEEPING FORMATIONS…………………………………………………………………111
Keywords: health saving up pedagogical technologies, didactic factors, mass inspection of the educational
process, statistically generalised data, frequency distribution of sample.
Abstract: Article contains analytical materials of mass inspection health saving up potential of pedagogical
process in its didactic aspect at schools of the Perm edge. In article dynamics of change of fatigue of pupils
depending on didactic features of course of educational process is considered: subject the pupil in educationa-informative
activity, degree of its independence, level of differentiation of educational process. Results of
research are used for correction of preparation and improvement of professional skill of teachers.
PRACTICE OF EDUCATION
***
E.R.Dicih. ABOUT THE MAINTENANCE OF PREPARATION
OF THE BACHELOR OF PEDAGOGICS TO PROFESSIONAL WORK
IN INFORMATION-EDUCATIONAL SPACE……………………………………………………….119
Keywords: information-educational space, professional pedagogical activity, the preparation maintenance,
educational program.
Abstract: Article is devoted questions of preparation of bachelors of pedagogics to professional work in the
conditions of development of an information society. The author considers questions of functioning of information-educational
space as objective characteristic of educational process of modern high school, and also
questions of designing of the maintenance of preparation for professional work in information-educational
space. The author develops complex educational program of preparation of the bachelor of pedagogics to
professional work in information-educational space.
O.E.Plekhanova. THE DESIGNING LESSONS «CLASSICAL WITHOUT BOUNDARIES» WITH
THE ELDERLY ON THE BASIS OF THE DIDACTIC MULTIDIMENSIONAL TECHNOLOGY.124
196
Стр.196
Keywords: The designing lessons, socio-cultural activity, elderly, Didactic multidimensional technology, logical-semantic
model.
Abstract: The article is considered socio-cultural activity the elderly as the source of life extension and active
longevity. The article reveals the role of the designing lessons with the help of the Didactic multidimensional
technology, it describes the logical-semantic model the lessons "Classical without boundaries" with the elderly
as the model-navigator, who plays the role of the guide for specialists, engaged in socio-cultural activity with
the people of this age category.
N.A.Stepanenko. PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION THE PERSON
AS THE FORMATION INITIAL STAGE THE COMPETITIVE EXPERT……………………….131
Keywords: professional self-determination, competitiveness of the graduate of high school, model of professional
self-determination.
Abstract: Processes of professional self-determination in respect of increase of competitiveness of the graduate
of high school Are considered; are offered model of professional self-determination in the educational
process, allowing to generate to the student independently plan of professional development and accurate
representations, as whom will work, about adjacent trades, about the professional qualities necessary to interest
the potential employer.
***
V.I.Kozharskaja. FORMATION SYSTEMS OF STRENGTHENING SOCIAL
HEALTH OF CHILDREN OF GROUP OF RISK
(ON THE EXAMPLE OF THE PERM EDGE)…………………………………………………….138
Keywords: social health of schoolboys, children of group of the risk, socially dangerous position, infringement
of the rights of children, protection of children against cruel treatment, a family at an early stage of crisis.
Abstract:Article contains the analysis of results of research of a condition of social health of children of group
of risk of socially dangerous position, work practice on strengthening of social health of children in educational
institutions, ways of perfection of system of work of school with children and families, at early stages of crisis.
Г.Н.Scudareva. PORTFOLIO OF THE YOUNG TEACHER AS THE TOOL
SELF-ESTIMATION AND ITS PUBLIC ESTIMATION
OF THE PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS……………………………………………………143
Keywords: portfolio of a young teacher, parents community, estimation of education quality.
Abstract: the idea of portfolio usage in pedagogics is examined in the article, the novelty of this idea is in
transformation of accents from pupil`s portfolio to a young teacher`s portfolio for the purpose of self-appraisal,
fixing of professional experience results and also for social appraisal of his professional achievements. The
given thesis is actualized by priorities of state educational politics in a part of rejuvenation of pedagogical
staff, participation of parents community in estimation of education quality. The row of article conditions: determination
of intensional characteristics of portfolio, its role, functions, pedagogical philosophy on the basis of
scientific positions of famous scientists – pcychologists and pedegogues of modern time, all these points have
theoretical value. The practical value is represented by methodical recommendations on structure, volume,
content, expert estimation of portfolio.
B.M.Charnyj. PRESERVATION OF HEALTH
OF PUPILS: SIGHT OF THE HEAD OF SCHOOL………………………………………………..151
Keywords: preservation of health of schoolboys, system savings health at school, savings health competence
of the teacher.
Abstract: Article contains the analysis of results of questioning of directors of schools on a problem savings
health activity in pedagogical process of a comprehensive school. Features of understanding of a problem by
heads, degree системности works of school on a problem, specificity of interaction of school with an environment,
an estimation managers of readiness of teachers to savings health to work and their competence
are analyzed. The obtained data are used in creation of an educationa-methodical complex for retraining of
teachers and heads to realisation of ideas savings health schools, workings out of a special course for bachelors
« savings health school: problems, growth points, pedagogical technologies».
DEBUT IN SCIENCE
D.S.Evlentev, Z.A.Husnutdinova. MODERN PROBLEMS
PREVENTIVE MAINTENANCE NARCOTIZATION OF STUDENT'S YOUTH…………………158
Keywords: students, a narcotism, primary preventive maintenance, antinarcotic activity, monitoring, testing.
Abstract: In given article transition to new complex antinarcotic model a priority in which will be counteraction
of demand for drugs is considered.
197
Стр.197
DISCUSSION
A.A.Ostapenko, A.V.Shuvalov. THE ANTHROPOLOGICAL
LESTVICA COMPLETENESS OF FORMATION OF THE PERSON……………………………………165
Keywords: essential forces and generic capacity of a person, norm of developing of a person, normalized and
non-normalized educational aims, normal, limiting and over limiting forms of human's existence, anthropologic
matrix of educational purposes, complete education.
Abstract: The author attempts to define concretely the ideas of complete education in the aspect of anthropologic
matrix's educational purposes and results in this article. The basis of theoretical construction caused
ontological foundations of human's method and life-style. On this basis has been built a five-level structure of
normalized and non-normalized educational aims, is realized the correlation of psychological anthropology
and holily-paternel traditions with the issue on understanding the hot-button problems of pedagogical activity.
HISTORY OF EDUCATION
J.V. Ergin. THE ARCHITECT OF THE ORENBURG EDUCATIONAL DISTRICT
THE CIVIL ENGINEER OF CENTURY V. CHAPLIC……………………………………………..175
Keywords: the Orenburg educational district, architect V.N.Chaplits, educational buildings of the Orenburg
educational district.
PEDAGOGICAL TAPE .......................................................................................................... 187
INFORMATION ABOUT THE CONTRIBUTORS ............................................................... 191
198
Стр.198
ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ В ЖУРНАЛ
Уважаемые читатели!
Журнал гарантирует широкое распространение результатов научных поисковых, в т.ч. диссертационных исследований,
путем размещения статей в свободном доступе на своем сайте одновременно с публикацией печатного варианта журнала
(http://elibrary.ru).
В соответствии с Информационным сообщением ВАК о порядке формирования Перечня ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой
степени доктора и кандидата наук (от 14.10.08, № 45.1-132), уточнены требования к статьям, представляемым в «Педагогический
журнал Башкортостана» и далее - в базу данных «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) Научной Электронной Библиотеки
(сайт «Российский индекс научного цитирования»).
1. Представляемая статья должна быть оригинальной (не публиковавшейся ранее в других печатных изданиях) и освещать
актуальные проблемы педагогики.
2. Статья должна быть написана языком, понятным не только специалистам данной области, но и широкому кругу читателей,
заинтересованных в обсуждении темы; необходимо дополнительное обоснование специализированных научных терминов.
Аббревиатура и сокращения в названии статьи, ключевых словах и аннотации недопустимы!
3. Объем текста, при условии 2500 знаков с пробелами на странице, – 0,5–1,0 п.л. (20–40 тыс. знаков; при выполнении
требований редакции к форматированию текста 1 п.л. составляет 10 страниц при числе знаков с пробелами на странице 4000.)
4. Статья должна давать представление о содержании работы и о том, что нового вносит автор в рассмотрение
проблемы. Текст должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации, отличаться убедительностью
формулировок. Необходимо отразить следующие аспекты содержания статьи: предмет исследования,
тему, цель работы; метод или методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов;
выводы (последовательность изложения может быть изменена).
Аннотация должна давать представление о содержании работы и о том, что нового вносит автор в рассмотрение
проблемы. Текст должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации, отличаться убедительностью
формулировок. В аннотации необходимо отразить следующие аспекты содержания статьи: предмет исследования,
тему, цель работы; метод или методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов;
выводы. Объем аннотации – минимум 50–100 слов.
5. Список литературы (не более 10-12 п.) оформляется в соответствии со стандартом ГОСТ Р 7.0.5-2008, который разработан
с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 690:1987 «Документация. Библиографические
ссылки. Содержание, форма и структура» (ISO 690:1987 «Information and documentation - Bibliographic references -
Content, form and structure») и международного стандарта ИСО 690-2:1997 «Информация и документация. Библиографические
ссылки. Часть 2. Электронные документы и их части» (ISO 690-2:1997«Information and documentation - Bibliographic references -
Part 2: Electronic documents or parts thereof»). В библиографическое описание документов введены указание на качественное состояние
(например, [Текст]), перечисление соавторов за косой чертой, некоторые изменения в пунктуации, индекс ISBN (ГОСТ Р
7.0.5-2008 помещен на сайте журнала http:// www. pjb.oprb.ru).
6. Ссылки на литературу в тексте указываются соответствующей цифрой в квадратных скобках, оформление сносок и
примечаний в пределах статьи должно быть единообразным, нумерация должна соответствовать текущей странице.
7. Рукопись статьи, рецензии (внутренняя и внешняя) и сопроводительные материалы принимаются на электронных носителях
с приложением распечатки на бумаге формата А4 (с одной стороны).
8. Рисунки должны выполняться в редакторе Corel Draw (рисунки, выполненные в других редакторах, не принимаются).
199
Стр.199
9. Фотографии автора должны иметь белый фон, быть контрастными и четкими, объем файла - не менее 500 кбт при
разрешении 150 dpi (или не менее 175х205 пикселей/3х3,5 см) в формате JPEG (бытовые снимки не принимаются).
10. Форматирование статьи: гарнитура шрифта Arial; поля: верхнее - 6,4, нижнее - 3,4, правое/левое - 3,6 см; размер основного шрифта -
9 пт, вспомогательного (сноски, таблицы, литература, ключевые слова, аннотация) - 7 пт, межстрочный интервал - 1; первая строка: отступ -
0,75; между словами не более одного пробела при включенной опции «непечатаемые знаки».
11. Статьи представляются в журнал в полном комплекте вне зависимости от того, публиковался автор ранее или нет.
12. Тематика статей отражена в списке «Рубрики журнала».
13. Материалы, не отвечающие перечисленным требованиям, не принимаются редакцией и не регистрируются.
14. При выполнении требований материалы принимаются, регистрируются и направляются на рецензирование, о результатах
которого автор уведомляется по электронной почте.
15. В случае изменений и доработок материалов статьи по результатам рецензирования или иным обстоятельствам, автор
обязан указать перечень выполненных им изменений.
16. При несоблюдении перечисленных выше требований материалы редакцией отклоняются
и не публикуются.
17. Плата за опубликование рукописей с аспирантов, проходящих обучение в аспирантуре и докторантуре, не взимается.
18. По вопросам размещения статей следует обращаться в редакцию: (3472) 72-32-41, e-mail: pjb.bspu@mail.ru.
Внимание! Редакция напоминает, что почтой доставляются материалы, отправленные обычным или заказным письмом.
Материалы с объявленной ценностью в редакцию не доставляются.
Рубрики журнала: Проблемы современной педагогики; Психолого-педагогические исследования; Образование
и культура; Инновационные технологии образования; Информатизация образования; Приоритетный
национальный проект «Образование»; Практика образования; Дебют в науке; Опыт зарубежных коллег; История
образования; Педагогическая лента (новости, юбилеи, хроника); Рецензии.
Вниманию соискателей!
С целью повышения качества, научные статьи, направляемые в наш журнал, должны комплектоваться заключением
научного руководителя, свидетельствующего об их соответствии требованиям ВАК и журнала:
1. В статье содержатся: четкая постановка научной задачи (проблемы), конкретное указание на подход к выполняемому
исследованию, характеристики результатов эксперимента (научная новизна, теоретическая и практическая
значимость).
2. В статье отсутствуют фрагменты, содержащие значительный объем материала справочного, описательного,
констатирующего и декларативного характера без соответствующих аналитических выводов; отсутствуют словосочетания,
фразы и фрагменты текста разговорно-обиходного характера.
200
Стр.200