Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методы саморегуляции и психологической разгрузки (110,00 руб.)

0   0
Первый авторБабич Ольга Митрофановна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц31
ID239273
АннотацияРабочая тетрадь служит целям организации эффективной самостоятельной работы студентов и является необходимой формой отчетности по дисциплине «Методы саморегуляции и психологической разгрузки». На лабораторных занятиях вы познакомитесь как с основными методам саморегуляции, насчитывающими вековую традицию, так и с нетрадиционными методами, являющимися относительно новыми в данной области.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 4 курса очной формы обучения специальности «Психология» факультета философиии психологии ВГУ.
Бабич, О. М. Методы саморегуляции и психологической разгрузки / О. М. Бабич .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012 .— 31 с. — 30 с. — URL: https://rucont.ru/efd/239273 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» О.М. Бабич МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ Рабочая тетрадь для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 29 сентября 2012 г., протокол № 1400-07 Рецензент канд. пед. наук, доц. <...> Ю.А. Гончарова Рабочая тетрадь подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> Однако многолетний опыт свидетельствует: гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть методами сознательной и активной саморегуляции. <...> В настоящее время невозможно представить подготовку профессионального психолога без освоения им методов саморегуляции. <...> Рабочая тетрадь служит целям организации эффективной самостоятельной работы студентов и является необходимой формой отчетности по дисциплине «Методы саморегуляции и психологической разгрузки». <...> Лабораторные занятия ориентированы на решение следующих задач: 3 1) обучение студентов методам саморегуляции и психологической разгрузки на базе изучения теоретических основ аутогенной тренировки; 2) обучение студентов постановке целей, определению средств и приемов саморегуляции и психологической разгрузки; 3) формирование у них навыков рефлексии собственных действий; 4) развитие профессионального мышления; 5) организация смостоятельной учебной деятельности; 6) формирование у будущих специалистов положительной мотивации на применение знаний саморегуляции в профессиональной деятельности. <...> По каждому лабораторному занятию в рабочей тетради студент пишет отчет и сдает тетрадь на проверку преподавателю. <...> Общие понятия о психической саморегуляции Задания <...>
Методы_саморегуляции_и_психологической_разгрузки.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» О.М. Бабич МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ Рабочая тетрадь для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ То, что мы слышим, часто забывается, то, что мы видим, запоминается несколько лучше, но лишь то, что мы делаем сами, можно понять и прочувствовать по-настоящему глубоко. В здоровом теле – здоровый дух. Верно и обратное – здоровый дух абсолютно необходим для здоровья тела. Ведь все, что происходит в одной части нашего организма, имеет отражение в других его частях. А здоровая психика вполне может породить здоровое тело, возродить в нем здоровье, – если вы в это верите, если вы этого хотите и если знаете, как это сделать. Стрессовая ситуация требует от организма активного ответного действия. Однако наш сегодняшний «естественный» образ жизни с его привычным дефицитом движения не дает стимула для активного ответного действия. Для нас все более привычной становится реакция «ухода от ситуации». И это сочетание неадекватного образа жизни с биохимической и гормональной реакциями на стресс может привести к значительным отклонениям в состоянии здоровья. В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако многолетний опыт свидетельствует: гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть методами сознательной и активной саморегуляции. Необходимо научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляторно, или релаксационно. Практика убеждает, что стресса и депрессии вполне можно избежать, если сформировать у себя установки и умение выходить из стрессовых ситуаций с минимальными потерями. В настоящее время невозможно представить подготовку профессионального психолога без освоения им методов саморегуляции. Причем, в какой сфере деятельности ни работал бы психолог после окончания вуза, он обязан уметь сохранять профессиональное здоровье. К сожалению, профессиональное выгорание – обычное явление психологов, поскольку профессиональная деятельность требует от них большого напряжения умственных, психических и физических сил. И в нашей власти смягчить их действие. А как это сделать, будем разбираться. Рабочая тетрадь служит целям организации эффективной самостоятельной работы студентов и является необходимой формой отчетности по дисциплине «Методы саморегуляции и психологической разгрузки». На лабораторных занятиях вы познакомитесь как с основными методами саморегуляции, насчитывающими вековую традицию, так и с нетрадиционными методами, являющимися относительно новыми в данной области. Лабораторные занятия ориентированы на решение следующих задач: 3
Стр.3
Процессы возбуждения и торможения настолько связаны между собой, что составляют единое целое. Если мы понаблюдаем за изменением степени активности человека в течение суток, то заметим, что в разное время он выглядит то бодрым и деятельным, то усталым и сонливым. Уровень его бодрствования все время изменяется. В этом и проявляется взаимодействие указанных основных процессов высшей нервной деятельности. Издавна был известен процесс возбуждения в нервной системе. Углублению знаний о нервно-психической деятельности животных и человека содействовало открытие процесса торможения в центральной нервной системе, которое было сделано в 1862 году русским ученым И. М. Сеченовым. Наибольшего развития изучение процесса торможения достигло в работах И. П. Павлова и его учеников. Ими было создано учение об охранительном торможении. Нормальное реагирование нейрона на раздражители не беспредельно. Время от времени наступает состояние, когда он начинает вести себя неадекватно, а то и вовсе не отвечает ни на какие раздражители. Это свойство, получившее название торможения, и стали рассматривать как защиту нервных клеток от переутомления, истощения и разрушения. Существуют различные виды торможения. Внешнее торможение возникает под влиянием раздражителей внешней среды – света, шума, тепла и др. Внутреннее торможение развивается под действием внутренних причин, например, утомления или накапливания продуктов мышечной деятельности. При непомерной нагрузке, без полноценного отдыха и переключения деятельности, нервные клетки не только утомляются, но и истощаются. Порой такое нервное истощение может привести к тяжелым органическим заболеваниям (гастрит, язвенная болезнь, вегето-сосудистая дистония и т.п.) и психосоматическим расстройствам, например, нарушение сна, снижение аппетита, падение работоспособности, невротические расстройства. Активность человека в течение суток неоднократно меняется. Образно говоря, организм человека представляет собой сложную ткань из бесчисленных разнообразных ритмов. Основу этой ткани составляют циркадные, т.е. околосуточные ритмы, объединенные в четко организованную систему. Эти ритмы влияют на сон и степень активности после пробуждения. Нарушения циркадных ритмов являются основным фактором в большинстве случаев расстройств настроения, нарушения психического самочувствия и сна. Типичная причина нарушения циркадного ритма – это смена сезонов. Ведущим околосуточным ритмом у человека является ритм активности и покоя, сна и бодрствования. В период активности, в обычных условиях – днем, в нашем организме усиливаются процессы расхода энергии, затрачиваемой на выполнение физической и умственной работы. В период отдыха, обычно ночью, активизируются процессы восстановления, т.е. организм восстанавливает все то, что оказывается разрушенным в активную фазу его жизнедеятельности. Поэтому отдых не является пассивным состоянием, в известном смысле отдых, особенно сон, – это тоже работа. 6
Стр.6
Чем более полноценным является отдых (восстановление), тем более высокий уровень активности может проявить организм. При недостаточном отдыхе начинают преобладать процессы энергетического истощения, и состояние утомления перерастает в переутомление, что чревато существенным снижением эффективности деятельности. Вы уже убедились в том, что слова как физиологический раздражитель (а, следовательно, и мысль) могут глубоко влиять на душевное состояние. Причем, как показали наблюдения, весомость слов возрастает, если у человека, их воспринимающего, снижен уровень бодрствования. В таких случаях даже слабый раздражитель способен вызвать сильную ответную реакцию. Поэтому для оптимального воздействия слова на человека можно выбирать время, когда он хорошо расслаблен, но еще не утратил связь с окружающей действительностью. Оказывается, что словесное внушение эффективно усиливается в периоды дремоты. Именно в это время информация оседает в глубоких сферах памяти. Психическая саморегуляция представляет собой совокупность приемов и методов самокоррекции психофизиологического состояния человека, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций организма. В норме любой живой организм легко приспосабливается к воздействию различных раздражителей внешней и внутренней среды, сохраняя свое здоровье. Достигается это путем действия механизмов саморегуляции, которые открыл И. П. Павлов. Ученый искусственно измерял величину артериального давления у животных путем небольших кровопусканий, введения в кровь различных растворов, раздражения того или иного нерва. И всякий раз через некоторое время давление крови возвращалось к исходному уровню. Так был установлен принцип саморегуляции как форма взаимодействия внутри организма, при которой отклонение от нормы является причиной (стимулом) возвращения к норме. Этот принцип впоследствии стали называть «золотым правилом саморегуляции». В дальнейших своих исследованиях И. П. Павлов выяснил, что принцип саморегуляции применим ко всем функциям организма. Он подчеркивал также, что саморегуляция обеспечивает тонкое уравновешивание живого организма со средой. Сон – естественная саморегуляция. Понятна пословица: «Усталость – лучшая подушка». Долгие века человек трудился днем, а ночью спал. Это было естественно: много ли сделаешь в темноте? Технический прогресс подарил людям электрическое освещение, и вот результат: люди стали спать на 20 % меньше. Хроническое недосыпание стало бичом современного общества. После бессонной ночи иммунная система работает лишь на треть своей мощности. Человек не отдыхает за ночь, постепенно нарастает утомление, снижается работоспособность, а затем и сопротивление организма различным неблагоприятным факторам. 7
Стр.7
Сон предохраняет клетки головного мозга от истощения и разрушения. Во время сна восстанавливается энергия нервной ткани, расходуемая в период бодрствования. В течение ночи организм человека не отдыхает, а «выкидывает» из памяти ненужный мусор случайных впечатлений, накапливает энергию для следующего дня. Во время сна мышцы расслабляются и напрягаются, пульс меняет свою частоту, «скачут» температура и кровяное давление. Сон – лучший результат торможения коры больших полушарий – возникает по мере расходования нервными клетками энергии в течение дня и снижения их возбудимости. В состоянии торможения клетки полностью восстанавливают свои энергетические запасы. К моменту пробуждения, если сон был достаточно глубоким и полноценным, они снова готовы к активной работе. Управление мышечным тонусом. Мышечный тонус – это напряжение мышц, с помощью которого обеспечивается равновесие тела и его готовность включиться в активное движение. Этот рабочий фон мышц то снижается, то повышается, от чего в определенной степени зависит также уровень нашего бодрствования. В норме тонус поддерживается автоматически, рефлекторно, без участия нашего сознания и воли. К сожалению, повышенного тонуса мы, как правило, не замечаем. Такое состояние мышц принято называть тоническим (или непроизвольным) напряжением, когда одна часть мышечных волокон находится в состоянии сокращения, а другая отдыхает, расслаблена. Второй вид мышечного напряжения принято называть произвольным, который мы создаем по своему желанию: в этом случае одновременно работают все мышечные волокна. Таким образом, у человека тонус мышц в известных пределах может регулироваться произвольно. Каждый человек может научиться управлять мышечным тонусом. Многие успешные спортсмены говорят, что секретом своих побед считают умение хорошо расслабляться. Между тонусом мышц и эмоциональным состоянием человека имеется тесная взаимозависимость. Понаблюдайте за собой, и вы заметите, что, когда вы находитесь в спокойном душевном состоянии, ваши мышцы не напряжены, их тонус снижен, отдых наиболее эффективен, быстрее восстанавливаются силы. Если же вы раздражены, тонус мышц резко возрастает. Мышечное расслабление – форма отдыха. Умение произвольно расслаблять мышцы, чувствовать их тонус приходит не сразу, необходимо предварительное обучение искусству «мышечной релаксации» с помощью аутогенной тренировки. 2. Методы саморегуляции Поскольку человек, как живой организм, функционирует по законам ритма, можно выделить два подхода к обеспечению необходимого функционального состояния высокой активности. 8
Стр.8