Педагогический Вестник №4 (2005)
Новости и проблемы образования
А.Г. Бермус Кризис педагогического сознания и феномен «нового историзма»………...…5
Новые исследования
В.И. Пефтиев, В.А. Преображенский Евросоюз: бремя и шансы лидерства в
интеграции………………………………………………………………………………………13
А.А. Александров Дворянство Центральной Германии перед началом Наполеоновских
войн……………………………………………………………………………………………...17
Г.В. Карандашев Дореволюционные исследователи о проблемах государственного
питейного дела конца Х1Х-начала ХХ века………………………………………………….23
В.В. Жарков Воинская дисциплина в Красной Армии………………………………………30
Т.В. Юрьева Православные храмы северной Африки……………………………………….36
Е.М. Никифоренко «Лицевые Святцы» Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге…..43
А.А. Панчук Иерархия советской творческой интеллигенции в аспекте культуры
повседневности…………………………………………………………………………………45
С.А. Викторова История творческих взаимоотношений Игоря Северянина и Федора
Сологуба………………………………………………………………………………………...50
И.М. Андрамонова Модели слухов в историко-культурном пространстве России: XVIXVIII
веков……………………………………………………………………………………...54
Е.И. Смирнов Оценка математических достижений школьников России в
международном лонгитюдном исследовании………………………………………………...58
Педагогика и психология
М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова Негативные тенденции в формировании молодежной
субкультуры…………………………………………………………………………...………..66
Н.И. Холод Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей…..72
Н.Л. Тиранова Использование знаково-контекстного обучения в педагогическом
колледже………………………………………………………………………………………...74
Е.Н. Корсикова Педагогические взгляды молодого В.О. Ключевского……………………78
М.С. Жихарев Компьютеризация высшего образования: обретения и утраты…………….83
В.Н. Белкина, Ю.С. Проскурякова Онтогенетический аспект социальной адаптации
ребенка ……………………………………………………………………………………….…87
Ученые – практикам
А.В. Ястребов Расширение класса элементарных функций средствами элементарной
математики………………………………………………………………………………...……93
Н.Л. Майорова О некоторых особенностях тестирования абитуриентов…………………..97
И.Л. Тимофеева О косвенных правилах естественного вывода в курсе математической
логики и косвенных методах доказательства в обучении математике………………….…103
Стр.1
Педагогический опыт
Л.Б. Медведева, И.Р. Овсянникова О профессиональной направленности обучения
математике на юридическом факультете……………………………………………………107
И.А. Котова Совершенствование организации деятельности учащихся на уроках
математики…………………………………………………………………………………….113
И.Н. Мирославская Профессиональная направленность обучения будущих учителей
иностранного языка…………………………………………………………………………...120
Т.И. Ерохина «Православие и русская культура»: опыт разработки факультативных
курсов в системе предпрофильного обучения………………………………………...…….124
Краеведение
Н.А. Дидковская, Е.А. Кузина Культурно-антропологический подход к изучению
городской среды……………………………………………………………………………….128
А.С. Кузин Театр в современном городском пространстве………………………………..132
В.А. Лётин Семантика площадки «бельвю» в композиции усадьбы кн. М.Н. Голицына
в Закоторосльном стане Ярославского уезда…………….……………………………….…136
Критика и библиография
А.В. Азов Трудный путь интеллектуала к творческой свободе……………………………142
Хроника и информация
М.С. Колесникова О жизни слов в словаре и словаре в жизни лексикографа……………148
Стр.2
Новости и проблемы образования
А.Г. Бермус
Кризис педагогического сознания и феномен «нового историзма»1
Одним из наиболее ярких и, вероятно,
труднопреодолимых аспектов кризиса
российского образования является
кризис педагогического сознания. Его
проявления столь же многочисленны,
сколь и очевидны: депрессивное самосознание,
распространение и, в определенном
смысле, «нормализация» коррупционного
поведения, растворение
профессионального педагогического сообщества
– все это стало привычным в
современной образовательной реальности.
В
этой ситуации, любые скоропалительные
«оргмеры» только усугубят
ситуацию. Необходима серьезная работа
по пониманию того, каково историческое,
культурное, наконец, духовное
содержание кризиса педагогического
сознания, в чем его причины и что позволяет
рассчитывать на его преодоление.
Приступая
к этой работе, необходимо
обратиться к самому феномену
сознания в культуре и идентифицировать
его педагогический аспект. Изначально,
сознание выступает как синоним
абсолютного, трансцендентального
присутствия в мире (Платон и Гегель).
Соответственно, в наиболее радикальных
материалистических вариантах гуманитарного
знания сознание либо вообще
элиминируется, представляясь в
качестве «рефлекса рефлексов» (бихевиоризм),
либо же оказывается локальной
областью конфликта бессознатель1
ных
импульсов и сверхсознательного
регулирования (фрейдизм).
Уже в XX веке, в ситуации преодоления
традиционного для философии
XIX века противопоставления
«идеализм – материализм», проблема
переосмысления сознания оказывается в
центре множества философских школ,
таких как феноменология, аналитическая
философия, экзистенциализм. В
этом контексте, сознание во все большей
степени оказывается связанным с
самопрезентацией, самобытием, самосознанием.
По
сути дела, в современной гуманитарной
культуре, проблема сознания
осознается как один из наиболее
важных, многозначных и многоуровневых
феноменов, соотносящихся со всем
строем философских категорий: Пространством,
Временем, Историей, Культурой,
Обществом, Человеком и др.
Понимая всю сложность и многозначность
феномена сознания, мы для
целей нашего рассмотрения ограничимся
в его определении только языковым
аспектом. Это позволит нам определить
педагогическое сознание через совокупность
типических ответов на некоторые
ключевые вопросы профессионального
бытия педагогов:
- Нормативные образы «Я – учитель»,
«Мы – коллеги», «Ты – ученик».
-
Образ деятельности («Что я делаю,
чем занимаюсь?»).
1 Статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (Грант № 05-0606036а
«Гуманитарная методология модернизации российского образования»)
Стр.3