Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Вопросы литературы  / №1 2009

«...Давно пора мне мир увидеть новый...» Константин Паустовский «Разливы рек» — историческая правда и художественный мир новеллы (66,00 руб.)

0   0
АвторыШТОКМАН И.
Страниц14
ID239054
Аннотация.
«...Давно пора мне мир увидеть новый...» Константин Паустовский «Разливы рек» — историческая правда и художественный мир новеллы / И. ШТОКМАН // Вопросы литературы .— 2009 .— №1 .— URL: https://rucont.ru/efd/239054 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

» Константин Паустовский: «Разливы рек»— историческая правда и художественный мир новеллы Начну с того, что, наверное, могло бы прозвучать в конце работы, «под занавес». <...> Встречи, события, создающие фабулу «Разливов рек», сам художественный мир новеллы — литературная мистифика ция, выдумка Паустовского. <...> Прибытие ссыльного Лермонто ва по пути на Кавказ в безвестный, так и не названный нам го родок, появление в нем, даже в той же гостинице, Марии Алексеевны Щербатовой; два дня и ночь вместе; слепой сол датинвалид с нищенкой, девочкойповодырем; его неожидан ная смерть, похороны, на которых главные герои, и он, и она, рядом, — все, все это придумано, сочинено автором, но как со чинено! <...> Лермонтов уже предчувствовал неминуемую и скорую ги бель свою, а Щербатова, уезжая, чувствовала себя другой, со вершенно иной — для нее в мире не оставалось ничего, кроме любви к Михаилу Юрьевичу. <...> Она знакома со школьной скамьи, но художественное вол шебство новеллы таково, что ты сопереживаешь всему, словно бы все открываешь впервые, как неожиданное, будто раньше и не знал ничего! <...> Потому склонен считать «Разливы.» классической но веллой, так определяю их жанр, хотя и включены они Паус товским в разряд «маленьких повестей» вкупе с «Орестом Ки пренским», «Исааком Левитаном» и «Тарасом Шевченко». <...> Историческая канва «Разливов рек», зачин и первый ее стежок явлены нам в двухстрочном абзаце, открывающем текст новеллы. <...> 1 272 «Поручик Тенгинского пехотного полка Лермонтов ехал на Кавказ, в ссылку, в крепость Грозную»2 . <...> За дуэль с Эрнестом де Баран том, сыном французского посла при императорском русском дворе, Лермонтова, поручика лейбгвардии Гусарского полка, было высочайше приказано «перевести в Тенгинский пехотный полк тем же чином <.> <...> И в тот же день, как и было приказано, Лермонтов «ознако мился с высочайшей конфирмацией» (ВМ, с. <...> Паустовский верил в своего читателя, не сомнева ясь, что тот знает и о предыдущей <...>