Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Вопросы литературы  / №3 2009

«...Кровавый отсвет в лицах есть...» Михаил Елизаров (66,00 руб.)

0   0
АвторыПОГОРЕЛАЯ Е.
Страниц14
ID238973
Аннотация.
«...Кровавый отсвет в лицах есть...» Михаил Елизаров / Е. ПОГОРЕЛАЯ // Вопросы литературы .— 2009 .— №3 .— URL: https://rucont.ru/efd/238973 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

» Михаил Елизаров Имя Михаила Елизарова впервые прозвучало — в то нальности скорее возмущения и отчуждения, нежели доброжелательности, — в 2001 году, после выхода сборни ка рассказов и повести «Ногти». <...> В этом — особый выверт той внутренней линии, кото рая позволяет воспринимать романы «Библиотекарь» и «Pasternak» как своего рода событие в истории современ ной литературы, как фиксацию момента завершения и раз рушения целой идеологии. <...> А вышел — кровавый ряд перестроечных разборок, в которых «две эпохи выясняют отношения между собой». <...> То, что у Сорокина, Пеле вина и прочих «воинствующих постмодернистов» являло собой имитацию обряда и обставлялось соответствующи ми декорациями: картонные мечи, клюквенный сок, тор жество «телесного низа», маркирующее виртуальные безд ны, — в романах Елизарова обрастает плотью и требует не отвлеченного миросозерцания, а действенного вмешатель ства, другими словами— участия в обряде. <...> Прежде, в пе риод раблезианского праздника жизни, опустевшее поле российской словесности поливалось то спермой, то мочой, то иными субстанциями; теперь, когда стало ясно, что праздник гудел на костях, Елизаров добавляет в это меси во крови, представая перед искушенным читателем почти что Рыцарем Печального Образа, из сражения с ветряны ми мельницами выходящим на уровень действительного поступка, внутреннего очищения. <...> Трагизм чис тоты веры в контексте всеобщего безверия, а также попыт ка проследить, во что обращается эта вера в наименее под ходящих и наименее соответствующих чистоте идеи условиях, попытка проанализировать возможные послед ствия подобного «чистого фанатизма» — вот хрестоматий ные отсылки к Сервантесу в романах Елизарова «Библио текарь» и «Pasternak». <...> Три этапных книги Елизарова: сборник рассказов и повесть «Ногти» (2001), романы «Pasternak» (2003) и «Библиотекарь» (2007) — объединены одной темой, по степенно усиливающей свой размах и влияние <...>