Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Учебная практика по созданию сети экологических маршрутов в Ботаническом саду им. проф. Б.М. Козо-Полянского Воронежского госуниверситета (110,00 руб.)

0   0
Первый авторДевятова Татьяна Анатольевна
АвторыКалаев Владислав Николаевич, Воронин Андрей Алексеевич, Лепешкина Лилия Александровна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц50
ID238854
АннотацияУчебное пособие по созданию экологических троп на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) предназначено для организации летней практики по проекту ландшафтно-экологического маршрута на территории Ботанического сада им. проф. Б.М. Козо-Полянского Воронежского госуниверситета. Оно рекомендуется для студентов 2 и 3-гокурсов биолого-почвенного факультета, обучающихся по направлению «Экология». Выгодное географическое положение и ландшафтные условия ботанического сада благоприятствуют проведению научно-творческих мероприятий по созданию сети экологических маршрутов на его территории с привлечением молодежных коллективов.
Кому рекомендованоРекомендуется для бакалавров 2-го курса очной формы обучения биолого-почвенного факультета.
Девятова, Т.А. Учебная практика по созданию сети экологических маршрутов в Ботаническом саду им. проф. Б.М. Козо-Полянского Воронежского госуниверситета / В.Н. Калаев, А.А. Воронин, Л.А. Лепешкина; Т.А. Девятова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012 .— 50 с. — 49 с. — URL: https://rucont.ru/efd/238854 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Б.М. КОЗО-ПОЛЯНСКОГО ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА Учебное пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012 Утверждено научно-методическим советом биолого-почвенного факультета 27 февраля 2012 года, протокол № 6 Авторы: Т.А. Девятова, В.Н. Калаев, А.А. Воронин, Л.А. Лепешкина Рецензент кандидат биологических наук, доцент В.В. Негробов Учебное пособие подготовлено на кафедре экологии и земельных ресурсов биолого-почвенного факультета и в Ботаническом саду им. проф. <...> Разработка сети экологических маршрутов на территории Ботанического сада Воронежского госуниверситета. <...> 45 3 ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие по созданию экологических троп на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) предназначено для организации летней практики по проекту ландшафтно-экологического маршрута на территории Ботанического сада им. проф. <...> Выгодное географическое положение и ландшафтные условия ботанического сада благоприятствуют проведению научно-творческих мероприятий по созданию сети экологических маршрутов на его территории с привлечением молодежных коллективов. <...> Во время прохождения практики рассматриваются вопросы проектирования и организации экологических троп в условиях памятника природы – Ботанического сада ВГУ. <...> Здесь отражены основные направления оптимизации рекреационной нагрузки на ландшафты ботанического сада. <...> Ботанический сад Воронежского государственного университета является особо охраняемым объектом. <...> Разработка сети экологических маршрутов здесь – необходимая мера для оптимального развития природоохранного учреждения. <...> Привлечение студенческих коллективов для участия в организации экотроп позволяет им формировать необходимые практические навыки и умения, распространять экологическую культуру среди населения и мотивировать деятельность по охране окружающей среды. <...> Цель практики: разработка проекта экологической тропы на основе <...>
Учебная_практика_по_созданию_сети_экологических_маршрутов_в_Ботаническом_саду_им._проф._Б.М._Козо-Полянского_Воронежского_госуниверситета.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО СОЗДАНИЮ СЕТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ В БОТАНИЧЕСКОМ САДУ ИМ. ПРОФ. Б.М. КОЗО-ПОЛЯНСКОГО ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА Учебное пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Введение................................................................................................................... 4 Занятие 1. Общие представления об экологических тропах .............................. 5 Занятие 2. Ландшафтно-экологические условия Ботанического сада им. проф. Б.М. Козо-Полянского Воронежского госуниверситета, критерии выбора маршрута .................................................................................................... 9 Занятие 3. Разработка сети экологических маршрутов на территории Ботанического сада Воронежского госуниверситета........................................ 15 Занятие 4. Проект экологической тропы............................................................ 23 Занятие 5. Программа рекреационного мониторинга Ботанического сада ВГУ......................................................................................................................... 37 Литература ............................................................................................................. 44 Приложения........................................................................................................... 45 3
Стр.3
западе до Джорджии на юго-востоке была готова, длина ее составила 3300 км. Она является любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев востока США. Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки: сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Наиболее известные из больших троп — Континентальная тропа в Скалистых горах и Тихоокеанская на западном побережье США. Такие же тропы стали появляться и в других странах мира: Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии, Японии и др. Созданы учебные тропы в национальных парках Польши: Беловежском, Кампиносском, Бабьегорском и др. Они проходят главным образом по существующим туристическим тропам и являются их составной частью. Большой популярностью пользуются учебные тропы в Чехии, проложенные по пещерам окрестностей охраняемой ландшафтной области Моравский Крас. В России еще до революции, в 1916 году в Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицынской, так как строительство проводилось по указанию князя Л.С. Голицына. Тропа проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться со многими природными объектами исключительной красоты и своеобразия. Широкое распространение учебных и учебно-познавательных троп на территории бывшего СССР берет отсчет с начала 1960-х годов. Инициатором их стал Тартуский кружок охраны природы – первое студенческое природоохранное объединение в нашей стране. В настоящее время на тропах России, которые получили название учебно-экологических, основное внимание уделяют не столько знакомству с природными объектами, сколько оценке деятельности человека в окружающей среде, как естественной, так и преобразованной. Опираясь на результаты экспериментов по созданию подобных маршрутов, Всероссийское общество охраны природы приняло решение распространить опыт создания учебных троп на территории России. С этой целью в короткое время было организовано два республиканских семинара на базе действующих троп: Измайловской (в черте Москвы) и Пущинской (Московская область). Позднее в разных уголках Российской Федерации было заложено более 120 учебных троп. В содружестве с местными отделениями Всероссийского общества охраны природы активное участие в их создании принимали студенты из дружин охраны природы различных вузов, специалисты по туризму и экскурсиям, турбазы, детские туристические станции и станции юных натуралистов, школьные лесничества, дома пионеров, отдельные школы под руководством учителей географии и биологии. Например, в парке культуры и отдыха Южно-Уральска организована экологическая тропа в естественном бору на площади 15 га. Информацион6
Стр.6
ные щиты, установленные на тропе, имеют вид развернутой книги: на одной «странице» плакат по охране природы, на другой – текст о природных объектах. Предназначена тропа для детей младшего возраста, но может быть интересна и всем посетителям парка. Цель создания экологической тропы Основная идея создания экологической тропы заключается в экологическом обучении и воспитании тех, кто посещает охраняемые природные территории. Наряду с решением задач просвещения, обучения и воспитания, тропы способствуют и охране природы. Они выполняют функцию регулятора потока посетителей, распределяя его в относительно безопасных для природы направлениях. Тропа обеспечивает соблюдение природоохранного режима определенной территории, так как облегчает контроль за величиной потока посетителей и выполнением установленных правил. Основные цели создания экологических троп представлены двумя группами: Эколого-просветительская: • сочетание активного отдыха посетителей экотропы в природной обстановке с расширением их кругозора; • формирование экологической культуры – как культуры взаимоотношений между людьми и между человеком и природой. Природоохранная: • локализация посетителей природной территории на определенном маршруте. Процесс экологического обучения и воспитания на экотропах позволяет органично сочетать отдых и познание окружающего мира во время пребывания на маршруте. Разнообразие экологических троп Экологические тропы классифицируют по разным критериям, прежде всего по длине маршрута или его продолжительности. В городских условиях средняя длина экотроп может колебаться от нескольких сот метров до нескольких километров. В дикой природе их длина может достигать десятков, а то и сотен километров. Как и туристские маршруты, экологические тропы могут быть линейными, полукольцевыми, кольцевыми и радиальными (в последнем случае путь туда и обратно проходит по одной и той же тропе). С точки зрения восприятия ландшафта и получения информации первые три типа (линейный, полукольцевой и кольцевой) предпочтительнее четвертого. Тропы также различают по трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации. 7
Стр.7
Тропы для младшей возрастной категории (дошкольники и ученики младших классов), а также для посетителей в возрасте более 60 лет короче и легче для прохождения, чем для молодежи и людей среднего возраста. Есть еще ряд критериев для классификации экотроп, например способ прохождения. Большинство городских троп предназначено только для пешеходов, редко – для велосипедистов. При наличии соответствующих природных условий можно создавать тропы также для водных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды и т.д. Различные способы передвижения могут сменять друг друга на маршруте. Основным критерием классификации природных троп является их напознавательно-прогулочные, значение: выделяют познавательнотуристские и собственно учебные экологические. Каждый тип имеет свою специфику. Познавательно-прогулочные тропы, или тропы выходного дня, имеют протяженность в среднем 4–8 км. Одиночных посетителей по возможности объединяют в группы, и в сопровождении проводника или с путеводителем они прогулочным шагом проходят весь маршрут, знакомясь с природой, памятниками истории и культуры. На таких маршрутах затрагиваются вопросы взаимоотношений природной среды и человека, влияния хозяйственной деятельности на природу, посетители получают представление о том, какие мероприятия осуществляются для ее защиты. Познавательно-туристские тропы. Их протяженность колеблется в среднем от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще прокладывают в охранных зонах заповедников или в зоне туризма национальных парков. Длительность путешествия может составлять от 1–2 дней до целого отпуска. Как и тропы первого типа, познавательно-туристские маршруты можно проходить с проводником и самостоятельно. Во втором случае тропы тщательно размечают на местности, а группы туристов не только снабжаются буклетами, но и проходят специальный инструктаж перед выходом на маршрут. Главные составляющие такого инструктажа – техника безопасности и правила поведения туристов на природе. Учебные экологические тропы – специализированные маршруты для экологического образования. Их протяженность редко превышает два километра, поскольку считается, что учебная экскурсия не должна занимать более трех часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на учащихся школ, лицеев, студентов различных вузов, в том числе педагогических. Вместе с тем они должны быть доступны (интересны и понятны) для любого посетителя. Как правило, группа идет по маршруту под руководством проводника-экскурсовода. Им может быть не только сотрудник особо охраняемой природной территории, но и учитель. Если в создании тропы принимали участие сами школьники или студенты, то весьма желательно, что8
Стр.8