Маркова, О. Н. Саковская Организационное поведение и организационное консультирование: предмет и метод Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающхся по направлению Психология Ярославль 2011 1 УДК 316.6 ББК Ю95я73 М 27 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Организационное поведение рассматривается на трёх уровнях: уровень личности (поведение сотрудника), организационные феномены группового поведения и организация, как субъект, активно функционирующий во внешней среде. <...> В главе, посвящённой организационному консультированию, рассматриваются подходы к консультированию руководителей в ситуациях индивидуального управленческого запроса (особое внимание уделено развитию эмоционального интеллекта руководителей), описана технология модерации конфликтов в организации, представлена структура сопровождения нововведений в организациях. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 030301.65 Психология (дисциплина «Организационное поведение и организационное консультирование», блок ДС), очной формы обучения. <...> «Организационное поведение» представляет собой мультидисциплину, поскольку использует принципы и методы, заимствованные у других дисциплин: теории организации, психологии, социальной психологии, менеджмента управления персоналом1 Основная задача изучения такой дисциплины, как «Орга. низационное поведение», состоит в необходимости подготовки специалистов, способных участвовать в разработке оригинального подхода к созданию корпоративной культуры и атмосферы «изнутри» самой организации, которая помогла бы удержать не только управленческий персонал, но высококвалифицированный «поддерживающий» штат. <...> «Организационное поведение» – это систематическое изучение поведения людей, а также отношений внутри организации. <...> Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников <...>
Организационное_поведение_и_организационное_консультирование_предмет_и_метод_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Е. В. Маркова, О. Н. Саковская
Организационное поведение
и организационное
консультирование:
предмет и метод
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающхся по направлению Психология
Ярославль 2011
1
Стр.1
УДК 316.6
ББК Ю95я73
М 27
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2010/2011 учебного года
Рецензенты:
Толочёк В. А. – д-р психол. наук, профессор лаборатории
общих способностей ИП РАН;
кафедра социальной психологии ИвГУ
Маркова, Е. В. Организационное поведение и организационМ
27
ное консультирование: предмет и метод: учеб. пособие / Е. В. Маркова,
О. Н. Саковская ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль
: ЯрГУ, 2011. – 180 с.
ISBN 978-5-8397-0844-0
В учебном пособии представлены базовые понятия теории организационного
поведения и организационного консультирования.
Организационное поведение рассматривается на трёх уровнях: уровень
личности (поведение сотрудника), организационные феномены
группового поведения и организация, как субъект, активно функционирующий
во внешней среде. В главе, посвящённой организационному
консультированию, рассматриваются подходы к консультированию
руководителей в ситуациях индивидуального управленческого
запроса (особое внимание уделено развитию эмоционального интеллекта
руководителей), описана технология модерации конфликтов в
организации, представлена структура сопровождения нововведений в
организациях.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
030301.65 Психология (дисциплина «Организационное поведение и организационное
консультирование», блок ДС), очной формы обучения.
УДК 316.6
ББК Ю95я73
ISBN 978-5-8397-0844-0
2
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2011
Стр.2
Введение
С раннего детства человек имеет дело со многими организациями
и становится членом некоторых из них. Организации разного
рода – существеннейшая и определяющая часть внешней среды
человека, форма, в которую облекаются разнообразные группы и
сообщества людей (социальные, рабочие, профессиональные, национальные,
культурные и другие). Это те сложные элементы, которые
в значительной степени определяют сущность и специфику
нации, государства, человечества. От поведения и отдельных поступков
организации, людей, входящих в организации и олицетворяющих
их, зависят благополучие и сама жизнь многих людей на
Земле и даже существование человечества.
Значение организаций в жизни человечества определяет высокий
уровень интереса к ним самим и к тому, что обусловливает
их поведение. Что же такое современная организация? Какими
бывают организации? Что и кто определяет предназначение,
цели создания и функционирования, выбор методов и средств
достижения целей? Под влиянием каких внутренних и внешних
факторов люди в организациях принимают те или иные решения?
Как себя вести по отношению к организациям и их представителям,
чтобы повлиять на их поведение, получить желаемое или
наладить приемлемые отношения?
Эти вопросы волнуют каждого человека, в силу необходимости
или по доброй воле вступающего во взаимоотношения с организациями,
и представителей интересов многочисленных групп
и организаций, также вынужденных или желающих вступить во
взаимодействие с другими организациями. Наши контакты с предметным
миром (использование автомобиля или элементарной микроволновки)
успешны, если мы обладаем знаниями о нем, то же
самое можно сказать и о взаимодействии человека и организации.
Какая же область знания дает информацию о реальном функционировании
организаций? Среди всех организационных дисциплин
(теория организации, менеджмент организации, организационная
экономика, социология организаций, организационная психология)
особая роль отводится теориям организационного поведения,
которые описывают реальное, а не идеальное функционирование
3
Стр.3
организаций и отвечают на многочисленные «почему» и «что делать»,
возникающие при контактах человека и организации.
Структура дисциплины «Организационное поведение»
была предложена в 1958 г. Г. Левиттом в его книге «Managerial
Psychology». Оглавление этой книги, затем многократно переизданной,
фактически воспроизводится в большинстве учебников
и пособий по организационному поведению. Логика изложения
Г. Левитта носит простой и ясный характер и дана в такой последовательности:
•
психологические явления, связанные с индивидуальным
поведением человека и могущие иметь отношение к его жизни в
организации;
• феномены общения и взаимодействия в парах;
• малые группы, насчитывающие до 20 участников; взаимодействие
между малыми группами;
• группы, в которых могут участвовать до сотни человек;
• явления, характерные для больших групп, насчитывающих
сотни и тысячи человек.
Сущность теории организационного поведения состоит в научном
анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью
понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное
выполнение поставленных задач и функционирование организации
в целом с учетом воздействия внешней среды.
«Организационное поведение» представляет собой мультидисциплину,
поскольку использует принципы и методы, заимствованные
у других дисциплин: теории организации, психологии, социальной
психологии, менеджмента управления персоналом1
Основная задача изучения такой дисциплины, как «Орга.
низационное
поведение», состоит в необходимости подготовки
специалистов, способных участвовать в разработке оригинального
подхода к созданию корпоративной культуры и атмосферы
«изнутри» самой организации, которая помогла бы удержать не
только управленческий персонал, но высококвалифицированный
«поддерживающий» штат. Важно создать и сохранять такую об1
Организационное поведение: практикум / под ред. Г. Р. Латфуллина,
О. Н. Громовой. СПб.: Питер, 2006. 272 с.: ил.
4
Стр.4
Оглавление
Введение ............................................................................................3
1. Организационное поведение как наука и практика ...................5
2. Феноменология организационного поведения .........................20
2.1. Личность как субъект организационного поведения ........27
2.2. Группа как субъект организационного поведения ............63
2.3. Психологический анализ организации как субъекта
поведения ..............................................................................97
3. Организационное консультирование. ......................................137
3.1 Индивидуальное консультирование руководителей ........137
3.2. Модерация конфликтов в организации ............................149
3.3. Психологическое сопровождение
системных задач организации ..........................................160
Заключение ....................................................................................174
179
Стр.179