Кашапов Акмеология Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению и специальности Психология Ярославль 2011 1 УДК 159.9(075) ББК 9я73 К 31 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> К. Д. Ушинского Кашапов, М. М. Акмеология : учебное пособие К 31 / М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. <...> ISBN 978-5-8397-0828-0 В пособии рассмотрены теоретические и практические вопросы акмеологии. <...> Представлены акмеологические основы формирования у студентов профессиональной компетенции, необходимой для осуществления работы практического психолога. <...> Раскрыта сущность акмеологии в контексте профессионального и личностного развития. <...> Особое внимание уделено формированию представления об особенностях вершины профессиональной работы, а также развитию необходимых профессиональных умений в решении практических задач. <...> В круг задач изучения курса входит, во-первых, сформировать представление об особенностях вершины профессиональной работы; во-вторых, раскрыть сущность акмеологии в контексте профессионального и личностного развития; в-третьих, способствовать формированию необходимых профессиональных умений в решении практических задач с применением акмеологических знаний. <...> В основе акмеологии лежат традиционные идеи уникальности и ценности человеческой жизни, способности человека к творчеству и самосовершенствованию, переосмысливаемые в духе современных наук об управлении сложными объектами, стратегического планирования и прогнозирования, системного моделирования. <...> Чтобы состояться в жизни, профессии, семье, видеть плоды своих трудов, приносящих радость и пользу другим людям, развивать профессиональное самосознание и творческое профессиональное мышление, взрослому человеку нужно уметь помогать. <...> Последователи и ученики акмеологической школы Б. Г. Ананьева в последние годы разработали и успешно применяют <...>
Акмеология__учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
М. М. Кашапов
Акмеология
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по направлению и специальности Психология
Ярославль 2011
1
Стр.1
УДК 159.9(075)
ББК 9я73
К 31
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2010/2011 учебного года
Рецензенты:
В. И. Панов, д-р психол. наук, проф., чл.-корр. РАО;
кафедра общей и социальной психологии Ярославского
государственного университета им. К. Д. Ушинского
Кашапов, М. М. Акмеология : учебное пособие
К 31
/ М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. –
Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 112 с.
ISBN 978-5-8397-0828-0
В пособии рассмотрены теоретические и практические
вопросы акмеологии. Представлены акмеологические
основы формирования у студентов профессиональной
компетенции, необходимой для осуществления работы
практического психолога. Раскрыта сущность акмеологии
в контексте профессионального и личностного развития.
Особое внимание уделено формированию представления
об особенностях вершины профессиональной
работы, а также развитию необходимых профессиональных
умений в решении практических задач.
Предназначены для студентов, обучающихся по направлению
030300.62 Психология и специальности
030301.65 Психология (дисциплина «Акмеология», блок
ДС), очной формы обучения.
УДК 159.9(075)
ББК 9я73
ISBN 978-5-8397-0828-0 Ярославский
2
государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2011
Стр.2
Оглавление
Введение ........................................................................................................................ 3
Часть I. Теоретические основы акмеологии как науки ...................................... 5
Глава 1. Акмеология как наука о путях достижения профессионального
расцвета .................................................................................................. 5
1.1. Определение акмеологии как научной дисциплины ........................ 5
1.2. Предмет акмеологии ............................................................................ 9
1.3. Задачи акмеологии ............................................................................. 15
1.4. Основные этапы становления акмеологии ...................................... 17
Глава 2. Основные направления современной акмеологии.
Акмеологическая позиция психолога в образовании ..................... 22
Глава 3. Специфика общеметодологических принципов научного
исследования в акмеологии. Показатели психического развития ...... 25
3.1. Принцип детерминизма ..................................................................... 25
3.2. Принцип социальной обусловленности личности .......................... 27
3.3. Принцип развития .............................................................................. 28
3.4. Показатели психического развития .................................................. 29
Глава 4. Социальная ситуация развития. Организованная социальнопедагогическая
ситуация .................................................................... 30
Глава 5. Зрелость социально-психологического развития человека в
контексте акмеологии ......................................................................... 33
5.1. Задачи акмеологии в области зрелости человека ............................ 33
5.2. Соотношение понятий «взрослость» и «зрелость» ......................... 37
5.3. Развитая способность к рефлексии как показатель зрелости
психического развития человека .............................................. 39
5.4. Понятие «зрелость» в разных науках ............................................... 40
5.5. Показатели зрелости психического развития человека ................. 42
5.6. Зрелость психического развития человека – основа развития
социальной зрелости .................................................................. 45
109
Стр.109
5.7. Акмеологические характеристики социально-психологической
зрелости ....................................................................................... 47
5.8. Причины и следствия социальной незрелости личности ............... 48
Глава 6. Вершины профессионального развития личности ......................... 50
6.1. Определение профессионализации .................................................. 50
6.2. Характеристика понятия «профессионализм» ................................ 51
6.3. Соотношение понятий «социализация» и
«профессионализация» .............................................................. 58
6.4. Результативные и процессуальные показатели эффективности
профессиональной деятельности .............................................. 63
Глава 7. Пути достижения вершин профессионального
развития личности ............................................................................... 65
7.1. Основные требования к профессиональному образованию .......... 65
7.2. Акмеологические показатели профессионального образования ... 69
7.3. Уровни профессионализации ............................................................ 75
7.4. Творческое мышление педагога как основа эффективной
самореализации в профессии .................................................... 83
7.5. Надситуативный метод формирования творческого
профессионального мышления ................................................. 91
Заключение ................................................................................................................ 95
Тестовый контроль знаний .............................................................................. 100
Вариант 1 .................................................................................................... 99
Вариант 2 .................................................................................................. 101
Вариант 3 .................................................................................................. 102
Литература ............................................................................................................... 105
110
Стр.110