Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Н. В. Вантеева
Ошибочная
юридическая деятельность
органов местного самоуправления
как разновидность антикультуры
Учебное пособие
Ярославль 2010
1
Стр.1
УДК 34:372.8
ББК Х621.011.2я73
В 17
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009/10 года
Рецензенты:
Кашанина Т. В., доктор юридических наук, профессор;
кафедра государственно-правовых дисциплин
Нижегородской академии МВД России
Вантеева, Н. В. Ошибочная юридическая деятельность орВ
17
ганов местного самоуправления как разновидность антикультуры:
учеб. пособие / Н. В. Вантеева; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова.
– Ярославль: ЯрГУ, 2010. – 132 с.
ISBN 978-5-8397-0748-1
На основе новейших теоретических и эмпирических источников
в пособии рассматриваются сущность и структуры ошибочной
юридической деятельности органов местного самоуправления, ее
классификации, проблемы установления, предупреждения и устранения
юридических ошибок, повышения качества и эффективности
работы органов местной власти.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
030501.65 Юриспруденция (дисциплина «Юридические ошибки в
деятельности органов местного самоуправления» (блок ДС)), очной,
очно-заочной форм обучения, а также для преподавателей, аспирантов
юридических и иных вузов и факультетов, работников судов и
прокуратуры, федеральных и региональных органов представительной
и исполнительной власти, органов местного самоуправления.
УДК 34:372.8
ББК Х621.011.2я73
ISBN 978-5-8397-0748-1
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2010
2
Стр.2
Предисловие
В послании Президента РФ Федеральному Собранию от
05.11.2008 г. отмечается фундаментальная значимость введения
института местного самоуправления для нашей страны. Местное
самоуправление является одной из основ конституционного
строя российского гражданского общества.
Ученые и практики единодушны в том, что от эффективности
местного самоуправления зависит реализация многих конституционных
прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Поэтому в ряду стоящих перед нашей страной задач сверхактуальной
является проблема совершенствования отечественной
системы местного самоуправления.
Повышение эффективности местного самоуправления в настоящее
время производится по ряду направлений. В их числе
укрепление экономических основ местного самоуправления, в
первую очередь за счет формирования достаточной доходной
базы; обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности
органов государственной власти и органов местного
самоуправления; создание условий для поступательного развития
экономики и социальной сферы в муниципальных образованиях
и т. д.
Успешное функционирование муниципальной власти должно
осуществляться с помощью минимизации допускаемых ею
юридических ошибок (далее – ЮО) и иных проявлений юридической
антикультуры. Так, по данным Министерства юстиции Российской
Федерации, в период с 01.09.2005 г. по 30.09.2008 г. отказано
в государственной регистрации в отношении 1910 уставов
муниципальных образований и 6263 муниципальных правовых
актов, связанных с внесением изменений в уставы. В указанных
актах выявлено свыше 12000 противоречий, ошибок, юридических
коллизий и т. д.1
По сведениям Министерства регионального
развития Российской Федерации, в 2006–2008 гг. в судах
различной инстанции оспорено 20175 муниципальных правовых
1
в управления и отделы в субъектах Российской Федерации, которая
официально не была опубликована.
3
По информации, распространенной Министерством юстиции РФ
Стр.3
актов; органами прокуратуры опротестовано 178008 муниципальных
правовых актов2
.
На важность изучения природы ЮО, их функций и дисфункций,
причин и т. п. обращают внимание как отечественные, так и
зарубежные авторы. А. К. Сухотин, например, пишет: «Ошибка
может выполнять важную познавательную роль, более важную и
более познавательную, чем даже истина. Часто обнаруживается,
что и ошибки способны помочь науке и войти в долю соучастником
продуктивного поиска»3
.
Исследование ЮО в деятельности органов местного самоуправления
имеет не только научное, но и большое практическое
значение, поскольку позволяет, во-первых, выяснить характер
и особенности допускаемых погрешностей; во-вторых, установить
причины-условия и другие детерминанты, способствующие
появлению ЮО органов местной власти; в-третьих, выявить
оптимальные средства, способы, методы и т. п. их обнаружения;
в-четвертых, разработать и внедрить систему мер, направленных
на предупреждение ЮО; в-пятых, устранить имеющиеся в деятельности
органов местной власти дефекты, недостатки и неточности,
а также те неблагоприятные юридические, социальные и
иные последствия, которые из них вытекают.
Все это, безусловно, направлено на укрепление законности
в данной сфере, минимизацию юридической антикультуры, повышение
уровня правосознания и правовой культуры, качества и
эффективности системы местного самоуправления.
В отечественной и зарубежной юридической литературе
ошибки органов местного самоуправления чаще всего рассматриваются
как результат (погрешность, дефект, изъян и т. п.) неправильных
действий того или иного субъекта. Подобный подход,
на наш взгляд, не позволяет достаточно полно и всесторонне,
глубоко и обстоятельно, на высоком научном уровне рассмотреть
2
См.: Итоги переходного периода реализации Федерального закона
от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»: Сб. информационноаналитических
материалов Министерства регионального развития Российской
Федерации. М., 2009. С. 16–19.
3
Сухотин А. К. Превратности научных идей. М., 1991. С. 93.
4
Стр.4
природу исследуемого феномена, выяснить его структуры, внутренние
и внешние, объективные и субъективные, юридические
и социальные, организационные и иные аспекты, предпосылки,
причины, условия и т. п. совершения ошибок, средства и способы
их установления, предупреждения и устранения. Поэтому в нашей
работе речь пойдет об ошибочной юридической деятельности
(далее – ОЮД) органов местного самоуправления, основных
ее компонентах, в том числе и о результатах, т.е. ошибках (погрешностях,
изъянах и т. д.) и их последствиях. Более подробно о
данной концепции см.: Карташов В. Н., Вантеева Н. В. Ошибочная
юридическая деятельность органов местного самоуправления
(некоторые методологические, теоретические и практическиприкладные
аспекты проблемы): монографиия. Ярославль, 2010.
ОЮД органов местного самоуправления взаимосвязана с
противоправной, конфликтной юридической деятельностью муниципальных
структур, юридическим нигилизмом, фетишизмом
и прочими негативными юридическими явлениями, процессами
и состояниями. К мероприятиям по преодолению указанных
антиценностей необходим комплексный подход. Поэтому ОЮД
органов местного самоуправления мы рассматриваем в контексте
юридической антикультуры со всеми вытекающими отсюда последствиями
методологического, теоретического, практическиприкладного
и дидактического характера.
5
Стр.5
Оглавление
Предисловие ......................................................................................3
Глава 1. Ошибочная юридическая деятельность
органов местного самоуправления:
понятие, структуры, виды..............................................6
§ 1. Сущность и проявления юридической антикультуры
органов местного самоуправления ...........................................6
§ 2. Природа ошибочной юридической деятельности
органов местного самоуправления .........................................14
§ 3. Структуры ошибочной юридической деятельности
органов местного самоуправления .........................................35
§ 4. Классификации ошибочной юридической деятельности.
органов местного самоуправления (проблемы
ее пространственной структуры) ............................................50
Глава 2. Установление, предупреждение и устранение
юридических ошибок в деятельности
органов местного самоуправления .............................65
§ 1. Установление ошибочной юридической деятельности
органов местного самоуправления
(«технологический» подход) .................................................65
§ 2. Предупреждение и устранение юридических ошибок
как необходимое условие минимизации
юридической антикультуры в практике
органов местного самоуправления .......................................107
130
Стр.130