Митрофанов Избранные задачи по механике Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальностям Физика, Микроэлектроника и полупроводниковые приборы, Радиофизика Ярославль 2010 1 УДК 531/534:372.8 ББК В2я73–4+В36я73–4+В317.1я73–4 М 67 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> К. Д. Ушинского; кафедра физики Ярославского государственного технического университета Митрофанов, В. А. Избранные задачи по механике: учеб. <...> . ● Мгновенные угловые скорость и ускорение твердого тела: dt ● Связь линейных и угловых величин при вращении тела: , wn тела при его произвольном движении: ωr величины z: z 2 1 t t 1 t zdt , где .t 1 t t2 . <...> Начиная с момента времени t 0 , частица движется вдоль оси x по закону xa 2(1 ) t bt , где a и b – положительные постоянные. <...> Найдите: а) скорость v и ускорение w частицы в зависимости от времени t; б) промежуток времени Δt, по истечении которого частица вернется в исходную точку, и путь s, который она пройдет при этом; в) наибольший за время движения Δt модуль скорости ׀v׀max. <...> Частица движется в положительном направлении оси x так, что ее скорость меняется по закону va x , где a – положительная постоянная. <...> В момент времени t 0 частица находилась в точке x 0. <...> Найдите закон изменения скорости v со временем t и пройденный частицей путь s. <...> Ускорение тела, выпавшего с борта аэростата на высоте h, менялось по закону w g bv 2 , где v – мгновенная скорость, b – положительная постоянная. <...> Найдите: а) уравнение траектории движения y(x) и постройте её; б) абсолютную величину скорости v и ускорения w частицы в зависимости от координаты x; в) угол α между векторами скорости и ускорения в моменты пересечения частицей оси x. <...> Найдите в зависимости от величины s полное ускорение тела w и угол <...>
Избранные_задачи_по_механике_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
В. А. Митрофанов
Избранные задачи
по механике
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальностям Физика,
Микроэлектроника и полупроводниковые приборы, Радиофизика
Ярославль 2010
1
Стр.1
УДК 531/534:372.8
ББК В2я73–4+В36я73–4+В317.1я73–4
М 67
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009/10 года
Рецензенты:
В. П. Глушаков, кандидат физ.-мат. наук, доцент кафедры общей физики
Ярославского государственного педагогического университета
им. К. Д. Ушинского; кафедра физики Ярославского государственного
технического университета
Митрофанов, В. А. Избранные задачи по механике: учеб.
М 67
пособие / В. А. Митрофанов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. –
Ярославль: ЯрГУ, 2010. – 116 с.
ISBN 978-5-8397-0696-5
Учебное пособие содержит значительный набор задач разной
сложности c ответами и методическими указаниями. По содержанию
оно соответствует механике в курсе общей физики классического
университета и перекликается с известными задачниками,
однако объём заимствований минимизирован, а многие задачи
имеют оригинальную постановку или решение.
Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальностям
010700.62 Физика, 010803.65 Микроэлектроника и полупроводниковые
приборы, 010801.65 Радиофизика (дисциплина «Механика»,
блок ЕН), очной формы обучения, а также преподавателям
и студентам университетов и технических вузов для проведения
практических занятий и выполнения самостоятельной работы.
УДК 531/534:372.8
ББК В2я73–4+В36я73–4+В317.1я73–4
ISBN 978-5-8397-0696-5
Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2010
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное пособие представляет собой задачник, в котором
отражен опыт практических занятий по механике на I курсе
физического факультета университета. В нем содержатся задачи
разной сложности для аудиторного разбора преподавателем и
самостоятельного решения студентами в домашней обстановке.
Нацеленные в основном на развитие аналитических способностей
первокурсников, они с успехом могут решаться и на старших
курсах физического факультета университета.
С методической точки зрения данное пособие занимает
промежуточное положение между обычными задачниками [3, 5],
где даются только ответы в конце книги (или не даются
вообще [6]), и “решебниками” типа [2, 4]. В настоящем издании
ответы и подсказки-рекомендации, называемые указаниями,
даются сразу после постановки задач. Отчасти это связано с
необходимостью использования готовых ответов в так
называемых цепочках задач. Кроме того, присутствие ответа и
указаний к решению задач рядом с их условием, по мнению
автора, дисциплинирует студента и экономит его время. С той же
целью в задачах повышенной сложности рекомендовано
применение компьютерного пакета MathCad.
Учитывая крайнюю загруженность первокурсников и недостаток
учебных часов, из большинства задач исключены числовые
значения. Они оставлены лишь там, где описана конкретная
ситуация и численный результат сам полезен для физического
образования, а его получение не просто упражнение.
Автор по возможности сократил объём заимствований, произведённых
в основном из [1 – 3], переформулировав и дополнив
ряд известных задач. Многие из них представлены в оригинальной
постановке. Отдельные “декоративные” элементы, вплетённые
в “канву физических повествований” (условий задач), по
мнению автора, полезны в гуманитарном отношении.
Представленные задачи в разные годы предлагались в качестве
домашних заданий студентам-физикам, невольно способст3
Стр.3
вовавшим их появлению и оттачиванию формулировок. Автор
признателен своему неизменному коллеге В. А. Папоркову за
полезные обсуждения и благодарен А. А. Прохорчуку за помощь
в подготовке текста и рисунков.
Получив физико-техническое образование в Советском
Союзе, по мнению академика Раушенбаха, лучшее в мире, автор с
горечью наблюдает его деградацию в нынешнее время. Желание
сберечь и развить творческий потенциал, накопленный ещё в те
годы, руководило автором при подготовке данного издания.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Решение каждой задачи независимо от её сложности следует
начинать с рисунка, простейшей схемы. Они помогают наглядно
представить ситуацию, описанную в условии задачи, зафиксировать
и развить на бумаге мысленные образы рассматриваемых
объектов, уяснить их характеристики.
Нужно опираться на основные законы, уравнения, связи физических
величин и их определения. Многие из них приводятся в
начале каждой темы. Надо учиться применять их к конкретным
случаям, исходя из физической природы явлений, а не школярничать,
манипулируя формулами.
Следует изначально разделять физические величины на искомые
и заданные. Учитывая специфику раздела и характер поставленных
вопросов, стараться получить замкнутую систему уравнений
(алгебраических или дифференциальных) для нахождения
неизвестных. И только убедившись в её полноте, задуматься над
способом решения.
Каждую задачу следует решать в общем (аналитическом)
виде, т. е. в буквенных обозначениях. Такое решение придает
окончательному результату особую ценность, так как показывает
зависимость искомой величины от заданных параметров, независимых
переменных. Полученный в общем виде ответ зачастую
позволяет судить об ошибочности самого решения. Для этого
достаточно проверить размерности или рассмотреть предельные
случаи.
4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................. 3
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ................................... 4
1. КИНЕМАТИКА ................................................................................ 6
Прямолинейное движение .................................................................... 7
Плоское движение ................................................................................. 9
Задачи на достижение целей .............................................................. 13
Баллистика ........................................................................................... 16
Вращательное движение. Качение..................................................... 19
2. ДИНАМИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ
И ПРОСТЫХ СИСТЕМ .................................................................. 23
Равноускоренное движение ................................................................ 24
Интегрирование уравнений движения .............................................. 33
Вращающиеся системы отсчёта ......................................................... 37
3. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ .............................................................. 43
Работа и энергия .................................................................................. 44
Задачи с пружинками .......................................................................... 52
Вращение тел ....................................................................................... 56
Столкновения ...................................................................................... 59
4. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА .............................................................. 63
Всемирное тяготение .......................................................................... 64
Манёвры на орбите ............................................................................. 71
5. ДИНАМИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА ................................................... 75
Задачи с чистым вращением .............................................................. 76
Качение круглых тел ........................................................................... 80
Равновесие, падение или опрокидывание тел ................................... 86
Прецессия ............................................................................................. 90
Динамика систем ................................................................................. 92
6. МЕХАНИКА ЖИДКОСТЕЙ .......................................................... 95
Статика. Динамика идеальной жидкости .......................................... 96
Вязкая жидкость ................................................................................ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ ................................................................................ 109
ОБОЗНАЧЕНИЯ .............................................................................. 113
ЛИТЕРАТУРА .................................................................................. 114
115
Стр.115