В методических указаниях приводится перечень тем и вопросов, входящих в программу лекционного курса, планы семинарских занятий, а также рекомендации по их подготовке, темы сообщений, вопросы для самостоятельной работы, списки общей и специальной литературы, вопросы к экзамену, примерный список тем рефератов и курсовых работ по данному курсу. <...> Современная философия как новый этап в развитии теоретической мысли отражает состояние общества и положение в мире применительно к постиндуст4 риальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки. <...> Природа философского знания такова, что оно оказывается нерасторжимо связанным с конкретно-научным, в том числе естественно-научным, техническим, гуманитарным. <...> В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. <...> В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: базовые ценности мировой культуры; предмет философии, ее роль в истории человеческой культуры; основные этапы мировой философской мысли, важнейшие школы и учения выдающихся философов; фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу философских концепций бытия, познания, социальной 6 философии сущности человека, роли культуры в жизни общества, ее базисных ценностей; многообразие форм человеческого знания, соотношений рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностей функционирования знания в современном информационном обществе, роли науки в развитии цивилизации, структуре форм и методов научного познания, соотношении науки и техники и связанных с ними социальных и этических проблемах; формы и методы научного познания; этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей <...>
Философия_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра философии
Философия
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальностям Политология,
Социальная работа, Социология
Ярославль 2010
1
Стр.1
УДК 1:3728
ББК Ю.я43
Ф 56
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2010/11 учебного года
Рецензент
кафедра философии ЯрГУ им. П. Г. Демидова
Составитель Т. Р. Гайнутдинов
Философия: метод. указания / сост. Т. Р. ГайнутФ
56
динов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль :
ЯрГУ, 2010. – 68 с.
В методических указаниях приводится перечень тем и
вопросов, входящих в программу лекционного курса,
планы семинарских занятий, а также рекомендации по
их подготовке, темы сообщений, вопросы для самостоятельной
работы, списки общей и специальной литературы,
вопросы к экзамену, примерный список тем
рефератов и курсовых работ по данному курсу.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальностям
030201.65 Политология, 040101.65 Социальная
работа, 040201.65 Социология (дисциплины
«Философия», «Менеджмент организации, «Мировая
экономика», блок ГСЭ), очной формы обучения.
УДК 1:3728
ББК Ю.я43
Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2010
2
Стр.2
Философия является обязательной дисциплиной в вузах. Этот
курс играет ключевую роль в формировании научного мировоззрения,
гуманитарной культуры и творческого потенциала специалиста.
Изучение философии способствует и более глубокому
пониманию других дисциплин, так как каждая из них имеет свои
философские основания, которые образуют её своеобразный
хребет, опирается на философию как свой мировоззренческий и
методологический базис. Таким образом, изучение философии
предполагает установление тесной взаимосвязи этого курса с
общетеоретическими и специальными дисциплинами.
Цели освоения дисциплины:
научить студентов выявлять, систематизировать и критически
осмысливать мировоззренческие компоненты, включенные
в различные области гуманитарного знания и культуру в целом;
развивать у студентов интерес к фундаментальным знаниям,
стимулировать потребности к философским оценкам
исторических событий и фактов действительности;
формировать духовный мир личности, осознающей свое
достоинство и место в обществе, цели и смысл своей жизни,
социальной активности, а потому ответственной за свои поступки
и способной принимать решения;
сформировать адекватную современным требованиям методологическую
культуру, позволяющую учитывать в профессиональной
деятельности социальные, экологические и психологические
последствия последней, увязывать разнородные технические,
экологические и культурные факторы в единый системный
комплекс; соотносить специально научные и технические
задачи с масштабом гуманистических ценностей;
с учетом относительности и изменчивости профессионального
знания помочь будущему специалисту научиться гибко реагировать
на изменения в содержании и целях профессиональной
деятельности;
способствовать созданию у студентов целостного системного
представления о мире и месте человека в нем, а также
формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения;
3
Стр.3
выработать навыки непредвзятой, многомерной оценки
философских и научных течений, направлений и школ;
развить умения логично формулировать, излагать и аргументированно
отстаивать собственное видение рассматриваемых
проблем;
помочь овладеть приемами ведения дискуссии, полемики,
диалога.
Междисциплинарные связи дисциплины «Философия»
и её место в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина относится к блоку общих гуманитарных и социально-экономических
дисциплин, обеспечивающих общекультурное
развитие и философско-методологическую подготовку студентов.
Философия
является учением о мире в целом, об общих
принципах и закономерностях его бытия и познания. Объектом ее
изучения является окружающий мир как многомерная и многоуровневая
система, для характеристики которой важное значение
приобретают категории устойчивости, перехода, сложности,
вероятности, выбора, самоорганизации и др., отражающие
статистический, нелинейный характер его состояния и развития.
Новое содержание философского мышления в настоящее время
определяется также возрастанием объемов разумной деятельности
человека, возникновением искусственного интеллекта,
возможностью сознательного управления все большим количеством
природных и социальных процессов.
В настоящее время философская теория – это сложная система
знаний, основным содержанием которой являются наиболее
общие принципы бытия и познания, законы функционирования и
развития объективного, бесконечного в своих проявлениях мира.
Она раскрывает культурно-историческое единство человечества,
обосновывает критически-рациональный подход к процессам и
явлениям, необходимость разумного начала во взаимодействии
человека с миром, доказывая, что человек является не случайным
фактором в его существовании. Современная философия как новый
этап в развитии теоретической мысли отражает состояние
общества и положение в мире применительно к постиндуст4
Стр.4
риальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки.
Она является теоретической моделью формирующейся информационной
цивилизации, коэволюции ее с окружающей природной
и космической средой, способствует нахождению решений
глобальных проблем человечества, осмыслению глубоких интеграционных
процессов в мировом сообществе, правильному
пониманию других актуальных проблем.
Природа философского знания такова, что оно оказывается нерасторжимо
связанным с конкретно-научным, в том числе естественно-научным,
техническим, гуманитарным. Эта связь имеет
двусторонний характер. Во-первых, философия должна обращаться
к результатам конкретно-научного исследования. Во-вторых,
философия оказывает существенное влияние на развитие
конкретных наук, реализуя свою методологическую функцию.
По мере усложнения связей и отношений, с которыми имеет
дело наука, её проникновения на более глубокие структурные
уровни материи роль философии в конкретно-научном познании
возрастает.
Философия, являясь общим взглядом на мир, вырабатывает
принципы, которые используют технические, естественные
общественные и гуманитарные науки; выявляет мировоззренческие
структуры, которые определяют образ жизни людей и
предлагает варианты жизненных ценностей. Философия, следовательно,
является планировщиком общих принципов и ценностей,
орудием научного познания и преобразования мира.
Основные положения дисциплины должны быть использованы
в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Концепция
современного естествознания», «Культурология», «Логика»,
«Этика», «Эстетика», а также в качестве общеметодологических
принципов при изучении общенаучных и специальных
Курс философии состоит из двух частей: исторической и
теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела
студенты знакомятся с процессом смены типов познания в
истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации
и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его
закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса
включает в себя основные проблемы бытия, познания,
5
Стр.5