Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Принципы и логика проведения прикладных психологических исследований (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСолондаев В. К.
АвторыЯросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц122
ID237721
АннотацияВ пособии на практических примерах рассматриваются вопросы организации прикладных исследований в психологии, анализируются приемы статистической обработки данных.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Исследовательские и диагностические методы в работе клинического психолога», блок ДС), очной формы обучения.
ISBN978-5-8397-0740-5
УДК159.9
ББК88я73
Солондаев, В. К. Принципы и логика проведения прикладных психологических исследований : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; В. К. Солондаев .— Ярославль : ЯрГУ, 2010 .— 122 с. — ISBN 978-5-8397-0740-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/237721 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Солондаев Принципы и логика проведения прикладных психологических исследований Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2010 1 УДК 159.9 ББК Ю 935я73 С 60 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> План 2009/10 года Рецензенты: В. А. Мазилов, д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии ЯГПУ им. <...> К. Д. Ушинского; кафедра дошкольного и начального образования Института развития образования Ярославской области С 60 Солондаев, В. К. Принципы и логика проведения прикладных психологических исследований: учеб. пособие / В. К. Солондаев; Яросл. гос. ун-т им. <...> П. Г. Демидова, 2010 2 Введение Прикладные исследования как особая форма научных исследований выделяются многими авторами. <...> Разные авторы единодушны в том, что прикладные исследования, в отличие от других вариантов исследований, проводятся в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. <...> Наша задача намного скромнее – на конкретных примерах прикладных исследований показать их специфику и некоторые особенности, существенно отличающие прикладные исследования от других, намного более знакомых будущим психологам. <...> Но в той области, в которой планируется исследование, может использоваться собственная устоявшаяся терминология. <...> Пример 1.1 «Руководством NNN перед ООО YYY была поставлена задача разработки системы материального стимулирования сотрудников отдела сбыта и информации. <...> Специалистами YYY было проведено изучение работы отдела сбыта и информации путем личного интервью с сотрудниками и изучения документации, регламентирующей работу отдела. <...> Очевидно, что при общении с ранее незнакомым человеком сотрудники отдела сбыта и информации не были заинтересованы в сообщении негативной информации о своей работе. <...> Исследование проводилось <...>
Принципы_и_логика_проведения_прикладных_психологических_исследований_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова В. К. Солондаев Принципы и логика проведения прикладных психологических исследований Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2010 1
Стр.1
УДК 159.9 ББК Ю 935я73 С 60 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009/10 года Рецензенты: В. А. Мазилов, д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского; кафедра дошкольного и начального образования Института развития образования Ярославской области С 60 Солондаев, В. К. Принципы и логика проведения прикладных психологических исследований: учеб. пособие / В. К. Солондаев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 120 с. ISBN 978-5-8397-0740-5 В пособии на практических примерах рассматриваются вопросы организации прикладных исследований в психологии; анализируются приемы статистической обработки данных. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Исследовательские и диагностические методы в работе клинического психолога», блок ДС), очной формы обучения. УДК 159.9 ББК Ю 935я73 ISBN 978-5-8397-0740-5  Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2010 2
Стр.2
Введение Прикладные исследования как особая форма научных исследований выделяются многими авторами. Разные авторы единодушны в том, что прикладные исследования, в отличие от других вариантов исследований, проводятся в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Как справедливо замечает В. Н. Дружинин, многие ученые склонны классифицировать не «науки» (ибо мало кто знает, что это такое), а проблемы. Говоря о прикладных исследованиях, мы не ставим своей целью предложить классификацию практических проблем, которых можно выделить бесконечное множество. Наша задача намного скромнее – на конкретных примерах прикладных исследований показать их специфику и некоторые особенности, существенно отличающие прикладные исследования от других, намного более знакомых будущим психологам. И Г. М. Андреева, и Б. М. Теплов делают акцент на критерии связи с практикой. Все человеческое познание так или иначе связано с практикой, но эта связь может быть непосредственной (прикладные исследования) или опосредованной (научные исследования). Прикладные исследования нередко называют практическими, в официальных документах часто используется термин «научно-практические» исследования или разработки. Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт. Опишем эти особенности так, как они выделены Г. М. Андреевой. Во-первых, прикладное исследование организуется непосредственно по заказу какого-либо социального института. Возникает ситуация «заказчик» – «исполнитель». Эта линия отношений требует особой регламентации, поэтому при осуществлении всякого прикладного исследования действуют некоторые правовые нормы, установленные юридические правила, согласно которым и заказчик и исполнитель обладают определенными правами и обязанностями. Во-вторых, поскольку сфера прикладного исследования есть сфера общения профессиональной науки с непрофессиональной 3
Стр.3
(относительно данной науки) средой, постольку встает проблема языка прикладного исследования. Научный язык оказывается неприемлемым для изложения результатов прикладного исследования. Результаты должны быть изложены в форме, не только доступной заказчику, но и делающей их «готовыми к употреблению». Несмотря на тривиальность этой истины, данная проблема оказывается сложнейшей проблемой нашего времени, поскольку разрыв между профессиональным и обыденным языками достигает порой существенной степени. Проблема перевода терминов науки на язык практики не всегда решается просто: в каждом конкретном случае приходится специально анализировать меру допустимости употребления специальной терминологии, а с другой стороны, меру допустимости ее упрощения. В-третьих, прикладное исследование использует специфический вид гипотез. Источником формирования гипотез здесь не обязательно является какая-либо соответствующая теория, чаще гипотеза формулируется на основе практических соображений. Эти практические соображения предстают как некоторый веер возможных решений, и один или несколько вариантов решения прямо или косвенно проверяется в исследовании. Итог исследования должен содержать точный ответ на поставленный вопрос. При этом не исключено, что по мере осуществления исследования могут быть получены более далеко идущие результаты, которые ученый вправе использовать. Но непосредственная цель прикладного исследования – проверить выдвинутую практикой гипотезу. В-четвертых, в прикладном исследовании существует необходимость не просто четкого формулирования рекомендаций, но и указания направления, а порой и сроков, этапов их внедрения в практику. Прикладное исследование, не содержащее такого плана реализации, вызывает неудовлетворенность заказчика. В-пятых, по отношению к прикладному исследованию используются специфические критерии успешности, результативности и эффективности. Коль скоро исследование выполняется для заказчика, результаты оценивает заказчик. Но требование научной обоснованности прикладных исследований не отменяется. Следовательно, прикладные исследования оцениваются 4
Стр.4
Оглавление Введение .............................................................................................................. 3 1. Постановка цели и планирование ............................................................. 5 Задания для самостоятельной работы с примерами 1.1 и 2.1 ............................................................................ 7 2. Проведение исследования и описание результатов .............................. 16 Задания для самостоятельной работы с примерами 1.2 и 2.2 .......................................................................... 18 3. Выводы и рекомендации по результатам исследований .................... 51 Задания для самостоятельной работы с примерами 1.3 и 2.3 .......................................................................... 53 4. Статистическая обработка результатов прикладных исследований .............................................................. 73 Подготовка данных ............................................................................................ 73 Возможные направления анализа .................................................................... 76 Ограничения параметрических методов ....................................................... 78 Примеры непараметрических подходов ......................................................... 81 Анализ связи величин ....................................................................................... 92 Рекомендуемая литература .......................................................................... 117 119
Стр.119