Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. <...> План 2010/11 учебного года Рецензент кафедра педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. <...> В методические указания включены содержание разделов и тем дисциплины, планы семинарских занятий, вопросы для обсуждения тем, правила подготовки доклада и работы на семинарах, диагностические методики, педагогические ситуации для анализа, список рекомендуемой литературы. <...> УДК 37.01 ББК Ч 31я73 Ярославский государственный университет им. <...> В этом разделе Вы познакомитесь с основами педагогической науки, что позволит сформировать представление об основных закономерностях процессов обучения и воспитания, специфике организационных форм и методов образовательной деятельности. <...> Планы семинарских занятий, включающие название темы и вопросов для ее обсуждения, а также приведенный в конце издания список рекомендуемой литературы позволят подготовиться к очередному семинару. <...> Роль образования в жизни человека и общества. <...> Взаимодействие участников педагогического процесса: его направленность, уровень организации, движущие силы. <...> Классификация форм по различным основаниям: обучающие (лекции, семинарские, практические занятия) и контролирующие (зачет, экзамен); монологические (лекция) и диалогические (диспут, конференция), обязательные (урок, лекция и др.) и факультативные занятия. <...> Использование вербальных и невербальных средств в педагогическом общении. <...> Семейное воспитание Вопросы для обсуждения темы 1. <...> Активные методы обучения Вопросы для обсуждения темы 1. <...> Неимитационные АМО: групповое решение ситуаций, групповой анализ проблемных ситуаций, метод фокальных объектов. <...> 6 Семинар 3 Формы организации учебного процесса Вопросы для обсуждения темы 1. <...> Семинар 4 Направления организации учебного процесса Вопросы для обсуждения темы 1. <...> Психолого-педагогическая характеристика <...>
Педагогика_методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра педагогики и педагогической психологии
Педагогика
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности История
Ярославль 2010
1
Стр.1
УДК 37.01
ББК Ч 31я73
П 24
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2010/11 учебного года
Рецензент
кафедра педагогики и педагогической психологии
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Составитель М. В. Башкин
П 24
Педагогика: методические указания / сост. М. В. Башкин; Яросл.
гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 52 с.
В методические указания включены содержание разделов и тем дисциплины,
планы семинарских занятий, вопросы для обсуждения тем,
правила подготовки доклада и работы на семинарах, диагностические
методики, педагогические ситуации для анализа, список рекомендуемой
литературы. Некоторые темы сопровождаются дополнительным
информационным материалом.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
030401.65 История (дисциплина «Основы психологии и педагогики»,
блок ГСЭ), очно-заочной формы обучения.
УДК 37.01
ББК Ч 31я73
Ярославский
государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2010
__________________________________________________________________________
Учебное издание
Педагогика
Методические указания
Составитель Башкин Михаил Валерьевич
Редактор, корректор И. В. Бунакова
Верстка Е. Л. Шелехова
Подписано в печать 22.11.2010. Формат 6084 1/16.
Бум. офсетная. Гарнитура "Times New Roman".
Усл. печ. л.3,02. Уч.-изд. л. 2,0.
Тираж 100 экз. Заказ
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова.
Отпечатано на ризографе.
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.
150000, Ярославль, ул. Советская, 14.
2
Стр.2
Уважаемый студент!
Вы приступаете к изучению раздела «Педагогика» в рамках
курса «Психология и педагогика»! В этом разделе Вы
познакомитесь с основами педагогической науки, что позволит
сформировать представление об основных закономерностях
процессов обучения и воспитания, специфике организационных
форм и методов образовательной деятельности.
Содержание
представленных
тем
поможет
Вам
сориентироваться в объеме дисциплины, сформировать общее
видение предмета изучения. Планы семинарских занятий,
включающие название темы и вопросов для ее обсуждения, а
также приведенный в конце издания список рекомендуемой
литературы позволят подготовиться к очередному семинару.
Отдельные темы курса сопровождаются информационным
материалом.
Удачи!
3
Стр.3
Содержание разделов (тем) дисциплины
Тема 1. Предмет, задачи и методы педагогики.
Педагогика как наука о формировании личности. Направленность
педагогики на выявление закономерностей воспитания и
обучения. Характеристика основных методов исследования.
Тема 2. Основные категории педагогики.
Воспитание, обучение и образование: содержание и внутренняя
взаимосвязь этих категорий. Характеристика педагогической
деятельности как целенаправленной на обучение и воспитание.
Педагогическое взаимодействие как основа образовательных процессов.
Значение педагогической технологии, ее связь с педагогической
задачей.
Тема 3. Образование как общечеловеческая ценность.
Образовательная система России.
Роль образования в жизни человека и общества. История
развития образования.
Актуальность проблемы непрерывного образования в современной
социокультурной ситуации и пути ее решения. Самообразование
личности как один из важнейших способов повышения
профессиональной подготовки в изменяющихся условиях.
Образовательная система России. Основные образовательные
институты: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы
(колледжи, гимназии и т. п.) и профессиональные (училища,
техникумы, вузы и др.). Образовательные стандарты.
Тема 4. Педагогический процесс.
Общая характеристика педагогического процесса. Его основные
функции (образовательная, воспитательная, развивающая) и
пути их реализации. Содержание образования как основа педагогического
процесса. Проблема гуманитаризации содержания
образования в условиях научно-технической революции. Взаимодействие
участников педагогического процесса: его направленность,
уровень организации, движущие силы. Логика педагогического
процесса.
4
Стр.4
Тема 5. Воспитание в педагогическом процессе.
Проблема воспитания как формирования отношений к миру
(природе, обществу, людям, самому себе). Основные направления
осуществления воспитания: формирование содержания учебного
материала, система непосредственного педагогического общения,
организация деятельности и др.
Теория воспитательного коллектива в отечественной теории
и практике. Их достоинства и сложности реализации.
Тема 6. Общие формы организации учебной деятельности.
Дидактическая
проблема организации учебной деятельности,
многообразие форм. Классификация форм по различным основаниям:
обучающие (лекции, семинарские, практические занятия)
и контролирующие (зачет, экзамен); монологические (лекция) и
диалогические (диспут, конференция), обязательные (урок, лекция
и др.) и факультативные занятия. Урок как основная организационная
форма общеобразовательной школы. Ее достоинства и
недостатки. Пути совершенствования организационных форм.
Тема 7. Методы, приемы, средства организации и управления
педагогическим процессом.
Сущность методов осуществления педагогического процесса.
Взаимосвязь методов и приемов, средства организации педагогического
процесса. Классификация методов осуществления
педагогического процесса: методы организации учебно-познавательной
деятельности; методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля
в процессе обучения.
Тема 8. Семья как субъект педагогического взаимодействия
и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Роль
семейного воспитания в становлении личности. Преимущества
семейного воспитания. Отношения родителей и детей
как психолого-педагогическая проблема. Влияние семьи как
социокультурной среды (образа жизни, системы отношений,
социально-психологического климата и т. п.) на воспитание и
развитие личности. Тенденции развития современного семейного
воспитания.
5
Стр.5