С позиций анализа внутренних особенностей инновационного процесса как процесса генерации нового исследуются различные типы инновационных стратегий и особенности их реализации субъектами разного уровня: крупным бизнесом, регионами, организациями сферы НИОКР, наднациональными структурами. <...> Дается оценка состояния сектора информационных и коммуникационных технологий региона на примере Ярославской области. <...> Инновационный процесс: теоретические подходы к анализу Глава 1. <...> Классификация инновационных стратегий и многовариантность стратегического поведения . <...> Инновационный процесс в крупных корпорациях и внедрение промышленных инноваций. <...> Региональные кластеры и их влияние на конкурентоспособность . <...> Проблема разграничения инновационной и инвестиционной эффективности предприятия . <...> 273 6 Введение Стратегической целью развития Российской Федерации, провозглашенной в Стратегии-2020, является «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность… Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия». <...> Стимулы к инновациям: гипотеза Шумпетера Взаимосвязь инноваций и стимулов, порождаемых различными рыночными структурами, является ключевым вопросом теории и практики инновационного развития. <...> В основном течении приоритетное значение имеют вопросы равновесных состояний фирм, отраслевых рынков (частичное равновесие) и экономической системы в целом (общее экономическое равновесие). <...> Все рыночные структуры здесь делятся на две группы: 1) рынки совершенной конкуренции, на которых рыночная равновесная цена устанавливается в результате свободного взаимодействия независимых и равных продавцов и покупателей; 2) рынки несовершенной конкуренции <...>
Инновационное_развитие_экономики_сущность,_стратегии,_измерение.pdf
Yaroslavl Demidov State University
Innovative Economic Development:
Essence, Strategies, Dimensions
Yaroslavl 2009
Стр.2
Ярославский государственный университет
имени П.Г. Демидова
Инновационное развитие экономики:
сущность, стратегии, измерение
Ярославль 2009
Стр.3
УДК 330.34.014.2
ББК У9(2)0-55
И 66
Рецензенты:
кафедра экономической теории ЯГПУ им. К.Д. Ушинского;
д-р экон. наук, проф. ВФЭА Д.С. Вахрушев
Монография подготовлена в рамках тематического плана НИР вуза
по заказу Рособразования 2008 г., проект «Инновационные процессы
и сети в мировом геоэкономическом пространстве», № 1.7.08
Авторский коллектив:
Е.В. Сапир, Т.С. Блинова, Ф.Н. Завьялов, О.В. Зеткина,
Н.В. Дроздова, О.В. Каплина, А.М. Козырева,
Е.В. Колдеева, Г.Г. Коновалова, И.Г. Переломова
И 66
Инновационное развитие экономики: сущность, стратегии,
измерение / Под общей редакцией Е.В. Сапир, Т.С. Блиновой;
Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2009. – 275 c.
ISBN 978-5-8397-0707-8
В монографии раскрываются сущность, факторы и движущие силы
инновационного развития российской экономики на современном этапе. С
позиций анализа внутренних особенностей инновационного процесса как
процесса генерации нового исследуются различные типы инновационных
стратегий и особенности их реализации субъектами разного уровня: крупным
бизнесом, регионами, организациями сферы НИОКР, наднациональными
структурами. Большое внимание уделено проблемам измерения эффективности
и рисков инновационного развития. Дается оценка состояния
сектора информационных и коммуникационных технологий региона на
примере Ярославской области.
Книга предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов
и студентов вузов, всех, кто интересуется проблемами инновационного
развития экономики.
Рис. 32. Табл. 33. Библиогр.: 368 назв.
В оформлении обложки использован фрагмент
иллюстрации дизайнера Maciej Mizer
ISBN 978-5-8397-0707-8
© Ярославский
государственный
университет, 2009
УДК 330.34.014.2
ББК У9(2)0-55
Стр.4
Оглавление
Введение …………………………………………………………….7
Раздел I. Инновационный процесс: теоретические подходы
к анализу
Глава 1. Инновации и рынок: теоретическая база анализа....9
1.1. Стимулы к инновациям: гипотеза Шумпетера......................9
1.2. Размер фирмы и инновационная деятельность ..................15
1.3. Рыночные стимулы к инновациям: основные
теоретические модели..................................................................19
Глава 2. Инновационный процесс: основные понятия,
детерминанты, структура...........................................29
2.1. Инновационный процесс: основные понятия, факторы,
эволюция.......................................................................................29
2.2. Детерминанты инновационного роста.................................51
2.3. Локально-сетевая структура инновационного процесса ...64
Глава 3. Знания как фактор экономического развития в
инновационной экономике.........................................78
3.1. Взаимосвязь знаний, инноваций и сетевой организации...78
3.2. Измерение и оценка нематериальных активов...................87
3.3. Процессы и функции управления знаниями........................92
Раздел II. Стратегическое управление в инновационном
контексте
Глава 4. Теоретические основы анализа инновационных
стратегий.......................................................................98
4.1. Понятие инновационной стратегии: критический анализ.98
4.2. Классификация инновационных стратегий и
многовариантность стратегического поведения .....................110
4.3. Инновационные стратегии высокого уровня: новое как
смысл развития...........................................................................115
Глава 5. Инновационный процесс в крупных корпорациях и
внедрение промышленных инноваций.................125
5.1. Крупный бизнес и его инновационный потенциал..........125
5.2. Организация инновационной деятельности предприятий:
принципы и этапы......................................................................135
5.3. Выведение инновации на рынок: «метод инновационной
команды» ....................................................................................142
5
Стр.5