Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Этносоциальная модель общества и личности в подростковых группах (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСмирнова А. Е.
Авторы Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц204
ID237541
АннотацияВ монографии исследуются социально-психологические детерминанты межэтнических взаимоотношений, рассматриваются психологические компоненты этносоциальных процессов личности и общества на примере подростковых групп. Приводятся авторские методики по мониторингу межэтнических отношений. Анализируется опыт автора по профилактике и коррекции отклонений межэтнических отношений и межэтнических конфликтов. Книга предназначена для научных работников, практических психологов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов. Рис. 17. Табл. 3. Библиогр.: 259 назв.
ISBN978-5-8397-0721-4
УДК 159.922.4
ББКЮ958
Смирнова, А. Е. Этносоциальная модель общества и личности в подростковых группах : монография / Яросл. гос. ун-т; А. Е. Смирнова .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 204 с. — ISBN 978-5-8397-0721-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/237541 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ярославское региональное отделение А.Е. Смирнова Этносоциальная модель общества и личности в подростковых группах Ярославль 2009 УДК 159.922.4 ББК Ю958 С 50 Рецензенты: член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор А.В. Карпов; доктор педагогических наук, профессор В.Ф. Шевчук Монография подготовлена при финансовой поддержке госконтракта Рособразования П1026 от 20.08.2009 г. С 50 Смирнова, А.Е. Этносоциальная модель общества и личности в подростковых группах / А.Е. Смирнова; Яросл. гос. ун-т. <...> ISBN 978-5-8397-0721-4 В монографии исследуются социально-психологические детерминанты межэтнических взаимоотношений, рассматриваются психологические компоненты этносоциальных процессов личности и общества на примере подростковых групп. <...> От того, какие будут в данный период сформированы психические новообразования, обеспечивающие межэтническое взаимодействие (этнические установки и стереотипы, этническая толерантность, этническая конфликтность и т.п.), будет зависеть система межэтнических отношений в зрелом возрасте (Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец). <...> 6 Глава 1 Социально-психологические детерминанты межэтнических взаимоотношений в подростковых группах Межэтнические взаимоотношения могут быть проанализированы с разных точек зрения, и изучением проблем, касающихся межэтнических отношений и адаптации, занимаются многие науки – культурантропология (Ю.В. Бромлей [22]; Е. <...> В своей работе мы наибольшее внимание уделим психологическому аспекту межэтнической адаптации и межэтнических отношений (так как они неразрывно связаны и непосредственно отношения являются основным детерминантом межэтнический адаптации), не исключая необходимых знаний и опыта из других сфер научного исследования межэтнических отношений. <...> Т.Г. Стефаненко [137] пишет о том, что межэтнические отношения – это не только отношения между группами (соперничество либо сотрудничество). <...> Первым <...>
Этносоциальная_модель_общества_и_личности_в_подростковых_группах.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Российское психологическое общество. Ярославское региональное отделение А.Е. Смирнова Этносоциальная модель общества и личности в подростковых группах Ярославль 2009
Стр.1
УДК 159.922.4 ББК Ю958 С 50 Рецензенты: член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор А.В. Карпов; доктор педагогических наук, профессор В.Ф. Шевчук Монография подготовлена при финансовой поддержке госконтракта Рособразования П1026 от 20.08.2009 г. С 50 Смирнова, А.Е. Этносоциальная модель общества и личности в подростковых группах / А.Е. Смирнова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2009. – 204 c. ISBN 978-5-8397-0721-4 В монографии исследуются социально-психологические детерминанты межэтнических взаимоотношений, рассматриваются психологические компоненты этносоциальных процессов личности и общества на примере подростковых групп. Приводятся авторские методики по мониторингу межэтнических отношений. Анализируется опыт автора по профилактике и коррекции отклонений межэтнических отношений и межэтнических конфликтов. Книга предназначена для научных работников, практических психологов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов. Рис. 17. Табл. 3. Библиогр.: 259 назв. Дизайнер обложки Е.Е. Кокорина ISBN 978-5-8397-0721-4 © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2009 УДК 159.922.4 ББК Ю958
Стр.2
Оглавление ВВЕДЕНИЕ......................................................................................5 ГЛАВА 1. Социально-психологические детерминанты межэтнических взаимоотношений в подростковых группах ..........................................7 1.1. Этничность................................................................................14 1.2. Этническая идентичность........................................................27 1.3. Этническая толерантность – интолерантность ......................38 ГЛАВА 2. Отклонения межэтнических отношений, межэтнические конфликты...................................42 ГЛАВА 3. Мониторинг межэтнических отношений и этносоциальных компонентов личности.........65 3.1. Этническая идентичность........................................................67 3.2. Этническая аффиляция ............................................................70 3.3. Этнические стереотипы...........................................................73 3.4. Этническая толерантность.......................................................77 3.5. Этническая конфликтность .....................................................81 3
Стр.3
ГЛАВА 4. Профилактика и коррекция отклонений межэтнических взаимоотношений.......................85 4.1. Тренинг этнической толерантности........................................99 4.2. Опыт профилактики отклонений межэтнических отношений...................................................138 4.3. Программа урегулирования этнического конфликта как формы отклонений межэтнических отношений...........144 4.4. Опыт урегулирования этнического конфликта в подростковой группе...........................................................168 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................183 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................185 СПИСОК РАБОТ АВТОРА.......................................................197 4
Стр.4
Введение Социальная обстановка современной России характеризуется усилением миграционных потоков: из районов с нестабильным социально-политическим и экономическим положением в более стабильные и экономически развитые регионы направляются крупные группы лиц, образующие места компактного проживания диаспор определенных этнических групп. В данной ситуации взаимодействие коренного и мигрирующего этносов может представлять серьезную проблему для стабильности регионов и России в целом. На современном этапе развития межнациональных отношений, который характеризуется обострением этнических противоречий как в России, так и в некоторых других странах, проблема изучения и формирования национального самосознания приобретает особую актуальность. Особо остро этот вопрос стоит для подросткового возраста, для которого характерны повышенная чувствительность к социальным проблемам и эмансипация от норм и ценностей, принятых в обществе. Рост межэтнической напряженности как на государственном, так и на бытовом уровне является обсуждаемой и разрабатываемой проблемой социальной реальности. Особенности межэтнических отношений являются приоритетным направлением многих научных исследований (Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, Н.Л. Иванова, А.Г. Агаев, Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, А.Г. Здровомыслов, А. Козинг, М.О. Мнацаканян, В.С. Мухина, М.В. Савва). При определенных условиях рост национального самосознания может играть деструктивную роль и углублять межнациональные конфликты и противоречия. Напротив, своевременное выявление нарушений в формировании национального самосознания может способствовать их предотвращению. В научной литературе мало работ, посвященных развитию национального самосознания в процессе онтогенеза. Имеются 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.