П. Г. Демидова Кафедра социально-политических теорий История конфликтологии Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Конфликтология Ярославль 2009 1 УДК 32 ББК Ю 95я73 И 89 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> План 2009 года Рецензент кафедра социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. <...> П. Г. Демидова Составитель доцент кафедры социально-политических теорий, доктор политических наук Л. Г. Титова История конфликтологии: метод. указания / сост. <...> Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 040309 Конфликтология (дисциплина «История конфликтологии», блок ОПД), очной формы обучения. <...> П. Г. Демидова, 2009 2 Курс «История конфликтологии» является дисциплиной цикла общепрофессиональных дисциплин, где рассматривается теоретико-методологическая основа изучения конфликтов. <...> «История конфликтологии» в ряду гуманитарных дисциплин представляет собой дисциплину, рассматривающую этапы развития конфликтологической мысли, особенности и содержание каждого этапа, объективные и субъективные основы развития конфликтологического знания. <...> Актуальность введения данного курса в подготовку конфликтологов обусловлена практическими задачами усвоения накопленного в отечественной и мировой практике опыта процессов регулирования конфликтов, а также теоретическими задачами выявления преемственности и последовательности в развитии представлений о конфликтах, общих закономерностях формирования конфликтологического знания. <...> Основными целями курса являются: – формирование знаний об основных этапах развития конфликтологической мысли, их содержании и особенностях; – выработка представлений о преемственности в развитии конфликтологической науки; – выработка у студентов умений определять историческую значимость основных направлений <...>
История_конфликтологии_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра социально-политических теорий
История конфликтологии
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Конфликтология
Ярославль 2009
1
Стр.1
УДК 32
ББК Ю 95я73
И 89
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензент
кафедра социально-политических теорий Ярославского
государственного университета им. П. Г. Демидова
Составитель доцент кафедры социально-политических теорий,
доктор политических наук Л. Г. Титова
История конфликтологии: метод. указания / сост.
И 89
Л. Г. Титова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль
: ЯрГУ, 2009. – 44 с.
В методических указаниях содержатся рекомендации
по изучению курса, вопросы к семинарским занятиям,
список литературы, темы рефератов, практических заданий,
вопросы к экзамену.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
040309 Конфликтология (дисциплина «История
конфликтологии», блок ОПД), очной формы обучения.
УДК 32
ББК Ю 95я73
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2009
2
Стр.2
Курс «История конфликтологии» является дисциплиной
цикла общепрофессиональных дисциплин, где рассматривается
теоретико-методологическая основа изучения конфликтов.
«История конфликтологии» в ряду гуманитарных дисциплин
представляет собой дисциплину, рассматривающую этапы развития
конфликтологической мысли, особенности и содержание каждого
этапа, объективные и субъективные основы развития конфликтологического
знания.
Актуальность введения данного курса в подготовку конфликтологов
обусловлена практическими задачами усвоения накопленного
в отечественной и мировой практике опыта процессов
регулирования конфликтов, а также теоретическими задачами
выявления преемственности и последовательности в развитии
представлений о конфликтах, общих закономерностях формирования
конфликтологического знания.
Основными целями курса являются:
– формирование знаний об основных этапах развития конфликтологической
мысли, их содержании и особенностях;
– выработка представлений о преемственности в развитии
конфликтологической науки;
– выработка у студентов умений определять историческую
значимость основных направлений изучения конфликтов в истории
конфликтологии;
– выявление логики развития конфликтологических идей;
– умение видеть развитие гуманитарных начал конфликтологического
знания.
Воспитательные задачи курса: формирование у студентов
толерантного мышления, уважения к объективно-научной постановке
вопросов независимо от идеологической направленности,
субъективных социально-политических ориентаций авторов.
3
Стр.3
Тема 1. Введение
Необходимость обращения к опыту прошлого для осмысления
причин, условий, содержания и путей преодоления конфликтов.
Необходимость развития историко-конфликтологического
знания для России обусловлена духовным кризисом российского
общества и формированием новых мировоззренческих основ бытия
россиян, развитием мировоззренческого плюрализма; религиозным
ренессансом, закладывающим основы духовного возрождения
личности и мирного пути разрешения конфликтов, противоречивостью
развития
мировых,
национальных
и
индивидуальных
ценностных ориентаций; обращением к православию
как единственному мировоззрению с единой общенациональной
идеей и мифологизацией сознания; возникновением новых
мотивов и стимулов восприятия и поведения людей и сохранением
традиционного мировоззрения. Ускорение темпов
развития в эпоху модернизации и демократизации требует учета
опыта старых и новых диктатур, зарождения революционных
движений, переходов от одних форм развития к другим, при которых
создавались стихийные и сознательные, организованные
способы достижения стабильного и устойчивого состояния общества.
Трансформационные процессы в современной России, а
также нерешенные противоречия предыдущих периодов объективно
создают возможности зарождения и реальности конфликтов.
Предмет
науки «История конфликтологии» – закономерности
развития представлений о конфликте в истории социальнополитической
мысли, о путях прогресса общекультурных ценностей,
борьбе мнений, мировоззрений и религий, создающих основу
поиска взаимодействий различных мировоззренческих ориентаций,
форм поведения и разрешения назревающих и существующих
противоречий. История конфликтологии – наука об
описанных в мировой научной литературе принципах, приемах и
операциях предотвращения и разрешения конфликтов, технологии
деятельности по профилактике конфликтогенного сознания и
действия.
4
Стр.4
История конфликтологии – это процесс появления логикопонятийного
аппарата изучения возникновения ранних конфликтов,
их развития, видоизменения, появления и исчезновения различных
форм, способов их профилактики и разрешения, причин
углубления и ослабления – от прямого воздействия на участников
до профилактики и разрешения. В предмет истории конфликтологии
входит, следовательно, отражение конфликтной реальности,
ее трансформации и осмысления в теоретическом знании.
Предмет истории конфликтологии формируется в рамках самостоятельной
науки – конфликтологии, ее предмета и метода, целей
и задач. Занимая свое место в общей теории конфликта, история
конфликтологии соседствует с такими науками, как история,
психология и социология конфликта, политическая конфликтология,
прикладная и общая теория конфликта.
Цели и задачи дисциплины. Основная цель – выявить развитие
предтеоретических и теоретически оформленных взглядов на
сущность и содержание конфликтов, эволюцию и основные тенденции.
Задачи курса: определить теоретические основы учений
о конфликтах; рассмотреть основные понятия и категории; выявить
периодизацию учений о конфликтах; рассмотреть и дать
оценку содержанию представлений о конфликтах, сформированных
в разные исторические периоды; проследить условия, причины
зарождения тех или иных идей и представлений о конфликтах;
сформировать навыки анализа учений представителей классических
и современных конфликтологических школ. Метод
изучения – хронологический, историко-культурный и конфликтологический
– изучение представлений о конфликтах в контексте
их исторического развития.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем вызвана необходимость изучения истории конфликтологии?
2.
Каково содержание предмета история конфликтологии
(ИК)?
3. Назовите цели и задачи курса.
4. Каков метод изучения ИК? Чем вызвано использование
именно этого метода? В чем его особенность?
5
Стр.5