Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Психодинамический подход в практике кризисного консультирования (190,00 руб.)

0   0
Первый авторРумянцева Т. В.
Авторы Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц128
ID237450
АннотацияПособие помогает студентам приобрести знания и умения в области психодинамической теории и практики консультирования, ознакомиться с основами кризисного консультирования. Представленные рекомендации могут способствовать развитию умений анализа трудных, кризисных ситуаций, формированию навыков проведения диагностического интервью, овладению методами психологической помощи клиентам, переживающим кризис. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Введение в психоанализ», блок ДС), очной формы обучения.
ISBN978-5-8397-0679-8
УДК159
ББК Ю949я73
Румянцева, Т. В. Психодинамический подход в практике кризисного консультирования : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Т. В. Румянцева .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 128 с. — ISBN 978-5-8397-0679-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/237450 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Румянцева Психодинамический подход в практике кризисного консультирования Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009 1 УДК 159 ББК Ю949я73 Р 86 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> К. Д. Ушинского Р 86 Румянцева, Т. В. Психодинамический подход в практике кризисного консультирования: учеб. пособие / Т. В. Румянцева; Яросл. гос. ун-т им. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Введение в психоанализ», блок ДС), очной формы обучения. <...> Важность обращения к психодинамическим (психоаналитическим) основам консультирования определяется тем, что именно психоанализ рассматривается не только как теория личности, но и как методология и метод исследования процессов и проявлений бессознательного, которые почти невозможно изучить какими-либо другими методами, и как лечение невротических личностных и психотических расстройств. <...> Психоанализ по сравнению с другими концепциями характеризуется большей полнотой описания, так как содержит все элементы, необходимые для полноценной теории, а именно: рассматривает проблему мотивации поведения человека, предлагая динамическую модель личности; содержит в себе структурную модель личности; рассматривает личность не только в статике, но и в ее развитии; касается проблем аномального развития личности. <...> Знание основ психоанализа, психодинамического подхода к консультированию является необходимым для консультанта в силу того, что позволяет ему: 1) при необходимости осознанно отбирать и использовать психоаналитические модели для реконструкции целостного жизненного пути личности клиента; 2) сознательно строить профессиональные отношения с клиентом, учитывая такие феномены проявления его бессознательного, как симптомы, перенос, защитные механизмы, сопротивление; 3) профессионально <...>
Психодинамический_подход_в_практике_кризисного_консультирования_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Т. В. Румянцева Психодинамический подход в практике кризисного консультирования Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009 1
Стр.1
УДК 159 ББК Ю949я73 Р 86 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензенты: А. Т. Барабошин, кандидат медицинских наук, заведующий курсом ФПДО кафедры педагогики и психологии с курсом ФПДО ЯГМА; кафедра педагогики и педагогической психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Р 86 Румянцева, Т. В. Психодинамический подход в практике кризисного консультирования: учеб. пособие / Т. В. Румянцева; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 128 с. ISBN 978-5-8397-0679-8 Пособие помогает студентам приобрести знания и умения в области психодинамической теории и практики консультирования, ознакомиться с основами кризисного консультирования. Представленные рекомендации могут способствовать развитию умений анализа трудных, кризисных ситуаций, формированию навыков проведения диагностического интервью, овладению методами психологической помощи клиентам, переживающим кризис. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Введение в психоанализ», блок ДС), очной формы обучения. УДК 159 ББК Ю949я73 ISBN 978-5-8397-0679-8 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Предисловие Психодинамический подход является одним из самых сложных и авторитетных среди подходов в психологическом консультировании и психотерапии. Важность обращения к психодинамическим (психоаналитическим) основам консультирования определяется тем, что именно психоанализ рассматривается не только как теория личности, но и как методология и метод исследования процессов и проявлений бессознательного, которые почти невозможно изучить какими-либо другими методами, и как лечение невротических личностных и психотических расстройств. Психоанализ по сравнению с другими концепциями характеризуется большей полнотой описания, так как содержит все элементы, необходимые для полноценной теории, а именно: рассматривает проблему мотивации поведения человека, предлагая динамическую модель личности; содержит в себе структурную модель личности; рассматривает личность не только в статике, но и в ее развитии; касается проблем аномального развития личности. Он дал начало многим другим направлениям в индивидуальной и групповой психотерапии, детском психоанализе, психологическом консультировании, семейной психотерапии. Именно в рамках психоаналитической школы впервые стала пересматриваться идея «нормальности» поведения человека, его реакций, побуждений, эмоций. Кроме того, психодинамический подход и общие положения различных психоаналитических концепций могут использоваться при любом виде психологической помощи: в случаях информирования, обучения и переучивания, системных изменений и др., включая, естественно, и собственно консультирование. Специалистами в области психологического консультирования подчеркивается, что многие психоаналитические идеи и принципы являются необходимыми условиями любого процесса профессионального психологического консультирования. Идеи невротического конфликта, защитных механизмов, принцип сохранения психической энергии, психодинамический принцип и принцип детерминизма, идея символической природы созна3
Стр.3
тельного и бессознательного, задержек или фиксации на стадиях развития являются универсальными идеями, поскольку признаются представителями большинства школ консультирования. Знание основ психоанализа, психодинамического подхода к консультированию является необходимым для консультанта в силу того, что позволяет ему: 1) при необходимости осознанно отбирать и использовать психоаналитические модели для реконструкции целостного жизненного пути личности клиента; 2) сознательно строить профессиональные отношения с клиентом, учитывая такие феномены проявления его бессознательного, как симптомы, перенос, защитные механизмы, сопротивление; 3) профессионально обходиться с феноменами собственного контрпереноса для обеспечения психологической безопасности клиента и поддержания своей профессиональной позиции (границ); 4) сознательно принимать решения относительно невозможности использования психоаналитических методов в работе в случаях отсутствия показаний к этому. Психодинамическая трактовка психологической проблемы позволяет оказать эффективную психологическую помощь клиенту в ситуации кризиса. Данная работа посвящена относительно новой, но интенсивно развивающейся сфере психологической практики – кризисному консультированию, а именно его психодинамическим основам. 4
Стр.4
Часть I. Сущность психодинамического подхода к консультированию Глава 1. Консультирование как вид психологической помощи Прежде чем остановиться на особенностях психодинамического подхода к консультированию, уточним, что понимается под словом «консультирование» и что представляет собой психологическое консультирование. 1.1. Понятие и сущность психологического консультирования Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает «совещаться, советоваться, заботиться». В толковом словаре С. И.Ожегова и Н. Ю.Шведова приводится несколько значений этого слова: консультация – это и совещание специалистов по какому-нибудь вопросу, и совет, даваемый специалистом, и учреждение, дающее такие советы. Консультироваться – значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу. Совет же – это прежде всего мнение, высказанное кому-нибудь по поводу того, как ему поступить, что сделать. В литературе имеется множество разнообразных определений психологического консультирования, приведем лишь некоторые из них. Р. Нельсон-Джоунс рассматривает психологическое консультирование как психологический процесс, подразумевающий обмен мыслями между консультантами и клиентами, а также протекание мыслительных процессов отдельно у консультантов и у клиентов (Нельсон-Джоунс, 2002). В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского психологическое консультирование определяется как «профессиональная помощь пациенту в поиске 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.