Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Психодинамические основы идентичности (190,00 руб.)

0   0
Первый авторРумянцева Т. В.
Авторы Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц106
ID237442
АннотацияВ пособии проводится анализ существующих научных взглядов на идентичность и ее роль в жизнедеятельности человека. Подробно рассматривается психодинамический подход к идентичности и идентификации в процессе психосексуального и психосоциального развития человека. В данной работе представлены теоретические сведения, вопросы для самопроверки и задания для самостоятельной работы, перечень рекомендуемой литературы. Предназначено для студентов, обучающихся по специально-сти 030301 Психология (дисциплины «Введение в психоанализ», «Детский психоанализ», блок ДС), очной и заочной форм обучения.
ISBN978-5-8397-0690-3
УДК159.922
ББК Ю 95я73
Румянцева, Т. В. Психодинамические основы идентичности : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Т. В. Румянцева .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 106 с. — ISBN 978-5-8397-0690-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/237442 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Румянцева Психодинамические основы идентичности Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009 1 УДК 159.922 ББК Ю 95я73 Р 86 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> К. Д. Ушинского Румянцева, Т. В. Психодинамические основы идентичноР 86 сти: учеб. пособие / Т. В. Румянцева; Яросл. гос. ун-т им. <...> Подробно рассматривается психодинамический подход к идентичности и идентификации в процессе психосексуального и психосоциального развития человека. <...> Углубление знаний относительно психоаналитической теории, психодинамических основ идентичности не только позволяет лучше понимать развитие личности в целом, но и способствует детальному изучению последовательных стадий психосексуального и психоэмоционального развития человека, выявлению специфики становления и формирования здоровой идентичности как основы, стержня развивающейся во всем своем многообразии личности человека. <...> Характеристика идентичности в контексте психоаналитической теории 1.1. <...> Шериф) Когнитивный и конструкционистский подходы Когнитивная система, система конструктов Адаптация; ориентировка в социальном пространстве; структурирование опыта; построение и прогнозирование модели поведения Уровни категоризации, когнитивный, мотивационный, поведенческий компоненты / Сравнение с другими, социальная категоризация На основе проведенного анализа особенностей интерпретации проблемы идентичности представителями современного психоанализа, интеракционизма, бихевиоризма и когнитивной психологии можно сделать вывод о том, что в каждом из рассмотренных направлений сложились определенные традиции в исследовании феномена идентичности. <...> Понятие идентичности Впервые данные термины употребляет в своих работах З. Фрейд <...> Позднее Фрейд употребляет понятие «идентичность» в этническом смысле. <...> Различают <...>
Психодинамические_основы_идентичности_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Т. В. Румянцева Психодинамические основы идентичности Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009 1
Стр.1
УДК 159.922 ББК Ю 95я73 Р 86 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензенты: Барабошин А. Т., канд. мед. наук, заведующий курсом ФПДО кафедры педагогики и психологии с курсом ФПДО ЯГМА; кафедра педагогической психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Румянцева, Т. В. Психодинамические основы идентичноР 86 сти: учеб. пособие / Т. В. Румянцева; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 104 с. ISBN 978-5-8397-0690-3 В пособии проводится анализ существующих научных взглядов на идентичность и ее роль в жизнедеятельности человека. Подробно рассматривается психодинамический подход к идентичности и идентификации в процессе психосексуального и психосоциального развития человека. В данной работе представлены теоретические сведения, вопросы для самопроверки и задания для самостоятельной работы, перечень рекомендуемой литературы. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплины «Введение в психоанализ», «Детский психоанализ», блок ДС), очной и заочной форм обучения. УДК 159.922 ББК Ю 95я73 ISBN 978-5-8397-0690-3 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Предисловие В современной научной литературе все чаще встречается понятие «идентичность». Значительные изменения, происходящие в нашем обществе в последнее время, делают актуальными исследования проблемы идентичности. Идентичность является ключевой категорией психологии социального познания и связана с изучением самоопределения индивида в отношении к социальным общностям. Сегодня потребность человека в идентичности выходит по значимости на одно из первых мест, в связи с этим растет интерес к исследованию феномена идентичности, проблема социальной идентичности является актуальной областью как социально-психологических исследований, так и социально-психологической практики. Понятие идентичности в различных контекстах широко используется во многих дисциплинах: и в психологии, и в социологии (социальная антропология, символический интеракционизм), и в философии (феноменология), и в этологии, и в политической науке. Сегодня идентичность представляет собой широкую концепцию, включающую различные сочетания личностных качеств, обусловленных большим массивом биологических, психологических, социальных и культурных факторов. Важно отметить, что из собственно социально-психологической проблема идентичности становится междисциплинарной, разрабатывается на стыке этнологии, философии, социологии, когнитивной, социальной, возрастной психологии и с точки зрения различных методологических подходов. В данной работе феномен идентичности представлен с точки зрения психодинамического подхода, в рамках которого рассматриваются глубинные основы идентификации, этапы формирования идентичности. Углубление знаний относительно психоаналитической теории, психодинамических основ идентичности не только позволяет лучше понимать развитие личности в целом, но и способствует детальному изучению последовательных стадий психосексуального и психоэмоционального развития человека, выявлению специфики становления и формирования здоровой идентичности как основы, стержня развивающейся во всем своем многообразии личности человека. 3
Стр.3
Глава 1. Характеристика идентичности в контексте психоаналитической теории 1.1. Основные подходы к рассмотрению идентичности в психологии Анализ процесса становления современных представлений о феномене идентичности выявляет, что основными направлениями, на которые ссылаются исследователи, являются следующие: психоаналитический подход (3. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Марсиа, А. Уотерман); символический интеракционизм (И. Гоффман, Г. Мида, Л. Краппман, Ч. Кулей, Г. Фогельсон, Ю. Хабермас); бихевиористический подход (М. Шериф, С. Шериф, М. Бревер), когнитивный подход (Д. Абраме, Г. Тэшфел, Дж. Тернер, М. Хогт), конструкционистский (constructionist) (Г. М. Андреева, Ф. Барт, П. Бергер, К. Герген, Т. Лукман, Н. Л. Иванова, Т. Г. Стефаненко). На основе проведенного анализа работ в области исследования личности были выделены (Иванова, 2009) основные содержательные различия в подходах к проблеме идентичности (таблица 1): Таблица 1 Подход Основные подходы в исследовании идентичности Феномен Функции идентичности Психоанализ Чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающих эти тождество и непрерывность (Э. Эриксон) Символический интеракционизм Иерархическая последовательность различных ванных интериоризироролей (Ш. Струкер) 4 Основа для организации и выбора направления поведения Адаптация в самом широком смысле слова Структура / Механизм Индивидный, личностный и социальный / Страх утраты своего Я, ущемление потребностей Неосознаваемая, осознаваемая. Я и Мы (Дж. Мид) подход
Стр.4
/ Стремление к взаимодействию, общению, взаимопониманию Бихевиоризм Осознание человеком своей причастности к какой-то группе, происходящее под влиянием реальных межгрупповых действий (М. Шериф) Когнитивный и конструкционистский подходы Когнитивная система, система конструктов Адаптация; ориентировка в социальном пространстве; структурирование опыта; построение и прогнозирование модели поведения Уровни категоризации, когнитивный, мотивационный, поведенческий компоненты / Сравнение с другими, социальная категоризация На основе проведенного анализа особенностей интерпретации проблемы идентичности представителями современного психоанализа, интеракционизма, бихевиоризма и когнитивной психологии можно сделать вывод о том, что в каждом из рассмотренных направлений сложились определенные традиции в исследовании феномена идентичности. Н. В. Антонова подчеркивает, что проблема идентичности рассматривается с различных точек зрения, акцентируются различные её аспекты. При этом обнаруживаются и некоторые общие тенденции теоретической интерпретации проблемы идентичности. По ее мнению, рассмотренные теоретические подходы не противоречат друг другу, а скорее взаимодополняют друг друга, выделяя в качестве объекта исследования различные составляющие феномена идентичности. Обобщая результаты исследований представителей данных теоретических направлений, Н. В. Антонова выделяет следующие тенденции интерпретации феномена идентичности. 5 Регуляция межгрупповых межличностных отношений и Социальная – личностная / Стремление занять определенное место в социуме
Стр.5