Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Воспитание «нового человека» в Советской России (октябрь 1917-1920-е годы). Система дошкольных учреждений (190,00 руб.)

0   0
Первый авторРябинина Н. В.
Авторы Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц108
ID237383
Аннотация"В учебном пособии рассмотрен процесс формирования системы дошкольного воспитания в 1917-1920-е годы: теоретические и законодательные основы данной системы, практика ее функционирования, трансформация принципов дошкольного воспитания. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплина «Воспитание ""нового человека"" в Советской России в 1917-1920-е годы», блок ДС, дисциплина «Социальная история Советской России: источники и историография», блок ДС, дисциплина «История России 1917-1939 гг.», блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения. "
ISBN978-5-8397-0682-8
УДК 373(091)
ББКТ 3(2)61я73
Рябинина, Н. В. Воспитание «нового человека» в Советской России (октябрь 1917-1920-е годы). Система дошкольных учреждений : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Н. В. Рябинина .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 108 с. — ISBN 978-5-8397-0682-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/237383 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Таким образом, дошкольное воспитание было провозглашено «первоначальной и главнейшей ступенью в деле народного образования», которая закладывает «фундамент инстинктов, эмоций и навыков сознательного социального человека»3. <...> Территориальные рамки работы включают в себя регион Верхнего Поволжья (Иваново-Вознесенскую, Костромскую, Рыбинскую и Ярославскую губернии), отличающийся общностью социально-экономического и культурного развития. <...> В промышленных центрах Верхнего Поволжья наблюдался большой процент занятых на производстве женщин (особенно в Иваново-Вознесенской и Ярославской губерниях, где было распространено текстильное производство), а это, в свою очередь, придавало актуальность социальному обеспечению детей работающих женщин, созданию дошкольных учреждений. <...> Будут прослежены особенности формирования дошкольной системы на разных этапах указанного периода (годы гражданской войны, первые годы НЭПа, вторая половина 1920-х годов), роль государственных органов и общественности в процессе ее создания. <...> Создание сети дошкольных учреждений в первые послереволюционные годы Детские дошкольные учреждения появились в России в конце XIX в. <...> На Первом Всероссийском съезде работниц (1918 г.) было решено «организовать для всех детей единое, равное воспитание, сосредоточив его в руках социалистического государства» и «начинать это воспитание с первого периода младенчества»7. <...> Определено было и вполне конкретное место дошкольного воспитания в общей системе народного обра3 Страницы из воспоминаний // Дошкольное воспитание. <...> Осуществление этих задач возлагалось на дошкольный отдел Наркомпроса и соответствующие местные подотделы. <...> 9 родители боялись отдавать своих детей в детский сад. <...> Иногда на местах принимались решения, что первыми понесут «своих ребятишек в ясли коммунистки и женделегатки»13. <...> Другой, не менее важной задачей была подготовка многочисленных кадров дошкольных работников. <...> Она предполагала <...>
Воспитание_«нового_человека»_в_Советской_России_(октябрь_1917-1920-е_годы)._Система_дошкольных_учреждений_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Н. В. Рябинина Воспитание «нового человека» в Советской России (октябрь 1917–1920-е годы). Система дошкольных учреждений Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности История Ярославль 2009 1
Стр.1
УДК 373(091) ББК Т 3(2)61я73 Р 98 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензенты: Е. Л. Сараева, канд. ист. наук, доц. кафедры отечественной истории ЯГПУ им. К. Д. Ушинского; кафедра гуманитарных дисциплин НОУ МУБиНТ (академия) Рябинина, Н. В. Воспитание «нового человека» в Советской Р 98 России (октябрь 1917–1920-е годы). Система дошкольных учреждений: учеб. пособие / Н. В. Рябинина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 108 с. ISBN 978-5-8397-0682-8 В учебном пособии рассмотрен процесс формирования системы дошкольного воспитания в 1917–1920-е годы: теоретические и законодательные основы данной системы, практика ее функционирования, трансформация принципов дошкольного воспитания. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплина «Воспитание "нового человека" в Советской России в 1917–1920-е годы», блок ДС; дисциплина «Социальная история Советской России: источники и историография», блок ДС; дисциплина «История России 1917–1939 гг.», блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения. УДК 373(091) ББК Т 3(2)61я73 ISBN 978-5-8397-0682-8 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Введение Проблема воспитания «нового человека» являлась ключевой в политике России в послеоктябрьский период. Диктатура пролетариата, провозглашенная большевистским правительством, могла подавить сопротивление, отобрать собственность, устранить неугодных, но таким путем невозможно было изменить общество на долгую перспективу, «перековать» людей, сделав из них безоговорочных сторонников новой власти, нового строя. «Ни одно классовое государство, – подчеркивал А. В. Луначарский, – не могло держаться и править при помощи только политической силы или экономического влияния; всегда огромную роль играло и просвещение в классовом духе»1. В систему воспитания «нового человека» включались все образовательные учреждения, вплоть до вузов, разворачивалась массированная пропаганда правильных, с точки зрения власти, идей. А начинать воспитание подрастающего поколения предполагалось в как можно более раннем возрасте. А. В. Луначарский отмечал, что, когда школа получает от современной пестрой, неустроенной жизни ребенка восьми лет, ей приходится биться при еще слабых воспитывающих силах над почти готовым «человеческим экземпляром». «Социалистическое воспитание, – по его мнению, – может делать гигантские успехи, если оно будет брать детей в раннем дошкольном возрасте и методически правильно и классово продуманно воздействовать на них для того, чтобы выработать из них коллективно мыслящие и действующие существа»2. Таким образом, дошкольное воспитание было провозглашено «первоначальной и главнейшей ступенью в деле народного образования», которая закладывает «фундамент инстинктов, эмоций и навыков сознательного социального человека»3. Все звенья образовательной системы подчинялись единым принципам и были призваны выполнять общие задачи. 1 Десятый съезд РКП(б). Стенографический отчет. М., 1963. С. 152. 2 Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 320. 3 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А.-2306. Оп. 2. Д. 236. Л. 32. 3
Стр.3
В. И. Ленин определил их следующим образом: проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического образования; осуществление тесной связи обучения с производительным трудом; снабжение всех учащихся пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства; подготовка кадров нового учительства, проникнутого идеями коммунизма; привлечение трудящегося населения к активному участию в деле просвещения; развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей4. По мнению В. И. Ленина, школа должна была стать «проводником идейного, организационного, воспитывающего влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания населения, способного окончательно осуществить коммунизм»5. В содержание нового воспитания российские теоретики (как и классики марксизма) включали следующие составляющие: труд, политехническое обучение, умственное, физическое, нравственное воспитание. В идеале целью советской школы мыслилось воспитание «всесторонне развитых людей, имеющих цельное, продуманное мировоззрение, подготовленных к труду, умеющих строить разумную общественную жизнь»6. Однако сложность осуществления данных принципов на практике существенно сузила границы «идеала». «В настоящее время, – писала Н. К. Крупская, – мы не можем говорить еще о гармонически развитой личности, но... наша школа и наши дошкольные учреждения должны поставить себе задачу выработать человека, максимально приспособленного к труду»7. Или, словами А. В. Луначарского, «...создать из маленького человека большого работника социалистического общества»8. Нравственное воспитание мыслилось исключительно атеистическим, коллективистским, уничтожающим «эгоизм, который вносит рознь в ряды трудящихся и тормозит развитие социализма», 4 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 96. 5 Там же. С. 95. 6 Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 10 т. М., 1957–1963. Т. 2. М., 1958. С. 81. 7 Там же. Т. 6. С. 55. 8 Луначарский А. В. Указ. соч. С. 29. 4
Стр.4
формирующим патриотизм, интернационализм, трудолюбие, честность и дисциплинированность9. Весь процесс воспитания, по единодушному мнению российских марксистов, должен был быть политизирован, поскольку, как подчеркивал В. И. Ленин, «наше дело в области школьной – есть та же борьба за свержение буржуазии, школа вне жизни, вне политики – это ложь и лицемерие»10. Процесс воплощения утвержденных принципов оказался намного более сложным и болезненным, чем это предполагалось. Полноценному созданию сети дошкольных учреждений мешали материальные трудности, связанные сначала с гражданской войной, а затем с необходимостью восстановления экономики. Кроме того, сама проводимая в этой области политика была весьма противоречивой: формирование дошкольной системы то объявлялось приоритетным направлением работы, то отодвигалось на задний план, оставлялось «до лучших времен», лишаясь финансирования. К неоднозначным результатам приводило и осуществление принципов воспитания. Здесь также, наряду с достижениями, наблюдались недостатки, просчеты, откровенные перегибы. Целью данного учебного пособия является изучение противоречивой практики создания системы дошкольных учреждений на важнейшем этапе 1917–1920-х гг., когда закладывался идейный и законодательный фундамент ее функционирования. Территориальные рамки работы включают в себя регион Верхнего Поволжья (Иваново-Вознесенскую, Костромскую, Рыбинскую и Ярославскую губернии), отличающийся общностью социально-экономического и культурного развития. Применительно к исследуемой теме данный регион является особенно показательным. В промышленных центрах Верхнего Поволжья наблюдался большой процент занятых на производстве женщин (особенно в Иваново-Вознесенской и Ярославской губерниях, где было распространено текстильное производство), а это, в свою очередь, придавало актуальность социальному обеспечению детей работающих женщин, созданию дошкольных учреждений. 9 Крупская Н. К. Указ. соч. Т. 6. С. 82. 10 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 76. 5
Стр.5