Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 3 4 4 14 19 2.1 Строевые упражнения в практике физического воспитания. <...> 59 ПРИЛОЖЕНИЕ А Терминология положений рук, ног, туловища и движений ими ПРИЛОЖЕНИЕ Б Примерный программно-содержательный материал строевой подготовки учащихся 1 – 11 классов 79 85 ПРИЛОЖЕНИЕ В Примерные конспектные формы записи подготовительной части урока физической культуры 99 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 132 2 ВВЕДЕНИЕ Одной из структурных единиц урока по физической культуре является подготовительная часть, цель которой – подготовка учащихся к физкультурно-спортивной деятельности в основной части урока. <...> Как организовать и провести подготовительную часть урока, чтобы с одной стороны она была интересной и увлекательной для учащихся, а с другой – эффективной с точки зрения физического совершенствования занимающихся, повышения воспитательного потенциала всего урока? <...> Анализ проведения учебных занятий студентами показывает недостаточное использование средств и методов в подготовительной части урока: отсутствует новизна в подборе строевых, общеразвивающих, специальных упражнений (порой одни и те же упражнения повторяются из урока в урок); организаторы учебно-воспитательного процесса нередко делают много ошибок в терминологии (при объяснении упражнений, перестроении, написании конспектов уроков). <...> Целью этой части разминки является постепенная активизация функций мышечной, сердечнососудистой и других систем организма, обеспечивающих двигательную деятельность занимающихся. <...> Проведение общей разминки должно вызывать у учащихся функциональные сдвиги, способствующие эффективной реализации их двигательных возможностей; создавать благоприятный фон для результативного и 5 безопасного выполнения последующих действий с более высокой интенсивностью, координационной сложностью и т.д. <...> К средствам общей разминки относят разновидности <...>
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ_И_ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ_АСПЕКТЫ_ОРГАНИЗАЦИИ_И_ПРОВЕДЕНИЯ_ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ_ЧАСТИ_УРОКА_ФИЗИЧЕСКОЙ_КУЛЬТУРЫ.pdf
ВВЕДЕНИЕ
Одной из структурных единиц урока по физической культуре является
подготовительная часть, цель которой – подготовка учащихся к
физкультурно-спортивной деятельности в основной части урока. В ходе
проведения подготовительной части урока педагог решает ряд задач,
связанных с активизацией внимания учащихся; обеспечением общей
функциональной готовности организма детей к активной мышечной работе;
обеспечением первоначальной организации занимающихся, их психического
настроя на всё занятие. Как организовать и провести подготовительную часть
урока, чтобы с одной стороны она была интересной и увлекательной для
учащихся, а с другой – эффективной с точки зрения физического
совершенствования занимающихся, повышения воспитательного потенциала
всего урока? [5]
Анализ проведения учебных занятий студентами показывает
недостаточное использование средств и методов в подготовительной части
урока: отсутствует новизна в подборе строевых, общеразвивающих,
специальных упражнений (порой одни и те же упражнения повторяются из
урока в урок); организаторы учебно-воспитательного процесса нередко
делают много ошибок в терминологии (при объяснении упражнений,
перестроении, написании конспектов уроков). Всё это сказывается на
эффективности урока, на его эмоциональном фоне, что приводит к
неудовлетворенности детей от занятий.
Целью данного пособия было обобщение необходимого материала по
организации и проведению подготовительной части урока по физической
культуре. В пособии, адресованном студентам института физической
культуры и спорта, учителям общеобразовательных школ раскрываются
задачи, содержание и методика проведения подготовительной части урока по
физической культуре в школе. Вниманию студентов и педагогов
предлагаются варианты организации и проведения подготовительной части.
3
Стр.2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Задачи, средства и методы проведения подготовительной части урока.
Основной организационной формой занятий по физической культуре
является урок. Наиболее масштабными структурными единицами урока
являются части: подготовительная, основная и заключительная. Такая
структура построения урока обусловлена четырёхфазным характером
реагирования человека на физическую нагрузку:
– первая фаза – предрабочие сдвиги, свидетельствующие об общей
мобилизации сил (преднамеренная готовность к выполнению
работы в психоэмоциональном и поведенческом отношении);
– вторая фаза – врабатываемость, отражающая становление слаженности в
деятельности систем и функций; ритма работы, действий и
движений;
– третья фаза – устойчивое состояние (оптимальное и четко согласованное
взаимодействие двигательной и вегетативной функций);
– четвёртая фаза – снижение работоспособности снижение количественнокачественных
показателей работоспособности на основе
рассогласования в деятельности всех систем (вегетативной,
двигательной, психоэмоциональной и т.д.).
Исходя из этого основная цель подготовительной части урока –
подготовка учащихся к физкультурно-спортивной деятельности в основной
части урока.
Задачи подготовительной части урока:
1. Обеспечение первоначальной организации занимающихся, их
психического настроя на занятие.
2. Активизация внимания и повышение эмоционального состояния
занимающихся.
4
Стр.3