Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Педагогические условия развития личностной спонтанности старшего школьника (220,00 руб.)

0   0
АвторыОрехова Нина Владимировна
Издательство[Б.и.]
Страниц174
ID236091
АннотацияВ монографии раскрывается сущность личностной спонтанности в контексте гу-манистического подхода. Теоретический подход к проблеме развития субъективной спонтанности на основе реализации потенциальных возможностей растущего человека, возможности создания педагогических условий для проявления данной личностной характеристики, изучение практико-ориентированных сторон реализации предложенной концепции – основные вопросы, которые рассматриваются в данной работе. Монография предназначена для преподавателей педагогики и психологии, педагогов, руководителей образовательных учреждений.
Педагогические условия развития личностной спонтанности старшего школьника / Н.В. Орехова .— : [Б.и.], 2002 .— 174 с. — URL: https://rucont.ru/efd/236091 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.Г. Чернышевского Читинский институт повышения квалификации работников образования Н. В. Орехова ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ СПОНТАННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА Монография Чита 2002 2 Печатается по решению редакционно-издательского совета Орехова Н.В. <...> – Чита: Изд-во, 2002 – В монографии раскрывается сущность личностной спонтанности в контексте гуманистического подхода. <...> Теоретические основания развития личностной спонтанности старшего школьника в образовательном процессе 1.2. <...> Мировоззренческая интерпретация содержания литературного образования как условие становления субъективной спонтанности старшего школьника 2.2. <...> Интерактивные методы и формы обучения как средство развития личностной спонтанности старшего школьника 2.3. <...> Педагогическая импровизация как условие развития личностной спонтанности старшеклассника Заключение Библиография Приложения 4 9 1.1. <...> Базовым и необходимым качеством такой личности является спонтанность как способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации, детерминированность деятельности потенциальными возможностями. <...> Сегодня, когда личностная спонтанность, степень и характер ее проявления приобретают все большее значение в развитии человека, определяя не только действенность и интенсивность его преобразовательной деятельности, но и сами возможности выживания, добиться обновления процессов воспитания и образования невозможно без изменения методологических полей осмысления проблемы. <...> . .Приобретает значимость проблема педагогических условий, при которых развитие личностной спонтанности становится процессом целенаправленным. <...> Устанавливаются связи субъективной спонтанности с такими психологическими характеристиками как «неадаптивная активность», «свободное действие», инициация мышления, самоактуализация, саморазвитие, креативность, естественная способность людей к игре, самопонимание, аутосимпатия, эмпатия <...>
Педагогические_условия_развития_личностной_спонтанности_старшего_школьника.pdf
Министерство образования Российской Федерации Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского Читинский институт повышения квалификации работников образования Н. В. Орехова ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ СПОНТАННОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА Монография Чита 2002
Стр.1
2 Печатается по решению редакционно-издательского совета Орехова Н.В. Педагогические условия развития спонтанности старшего школьника. Монография. – Чита: Изд-во, 2002 – В монографии раскрывается сущность личностной спонтанности в контексте гуманистического подхода. Теоретический подход к проблеме развития субъективной спонтанности на основе реализации потенциальных возможностей растущего человека, возможности создания педагогических условий для проявления данной личностной характеристики, изучение практико-ориентированных сторон реализации предложенной концепции – основные вопросы, которые рассматриваются в данной работе. Монография предназначена для преподавателей педагогики и психологии, педагогов, руководителей образовательных учреждений. Научный редактор: Клименко Т.К., доктор пед. наук, председатель КОПОНа Читинской области. Рецензенты: Ольховская Е.Ю., кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики ЗабГПУ; Зимирев Г.И., кандидат соц. Наук, проректор ЧИПКРО. © Читинский институт повышения квалификации работников образования, 2002 © Н.В. Орехова, 2002
Стр.2
3 Содержание Введение Глава I. Теоретические основания развития личностной спонтанности старшего школьника в образовательном процессе 1.2. Педагогические вопросы развития личностной спонтанности старшего школьника в процессе обучения 1.3. Современное состояние проблемы развития спонтанности старшеклассников в процессе обучения Глава II. Педагогические условия повышения эффективности развития личностной спонтанности на уроках литературы 2.1. Мировоззренческая интерпретация содержания литературного образования как условие становления субъективной спонтанности старшего школьника 2.2. Интерактивные методы и формы обучения как средство развития личностной спонтанности старшего школьника 2.3. Педагогическая импровизация как условие развития личностной спонтанности старшеклассника Заключение Библиография Приложения 4 9 1.1. Философско-психологические основания развития личностной спонтанности 9 25 51 65 65 81 100 118 124 136
Стр.3
4 В В Е Д Е Н И Е Современный этап жизни российского общества, связанный с кардинальной перестройкой всей системы отношений (социальных, экономических, политических и т. д.) создает новые возможности для личностного роста человека. Интенсификация социальных процессов, глубина и характер изменений осуществляется на разных уровнях и в разных сферах жизнедеятельности, стимулируют активность человека, его рефлексию на мир и на себя. В результате человек объективно «вынужден» повышать свой энергетический потенциал и творческие способности, развивать многоплановую активность. Различаются активность личности – «активная жизненная позиция человека» и активность надситуативная как способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи (А.В. Петровский). Трансцендентальность человека, его сверхадаптивная природа объясняется универсальным свойством самоорганизующихся систем. Базовым и необходимым качеством такой личности является спонтанность как способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации, детерминированность деятельности потенциальными возможностями. Сегодня, когда личностная спонтанность, степень и характер ее проявления приобретают все большее значение в развитии человека, определяя не только действенность и интенсивность его преобразовательной деятельности, но и сами возможности выживания, добиться обновления процессов воспитания и образования невозможно без изменения методологических полей осмысления проблемы. Смыслообразующим ядром новой методологии образования является нацеленность на стимулирование собственной активности растущего человека, раскрытие реального смыслового содержания активности, выявление форм, характера и условий ее проявления. В педагогической науке только начинается исследование позитивного смысла неадаптивности, спонтанности как проявления активной индивидуальной позиции человека. Исходная вера в положительные возможности растущего человека, в то, что природой ему даны задатки и способности – потенциалы, требующие лишь благоприятных условий, становится краеугольным камнем современной педагогики. Сегодняшняя образовательная практика, ориентированная на знание, не может в полной мере решить задачу развития инициативной, способной к нестандартному мышлению личности. Действительный поворот школы к индивидуальности и свободе личности школьника возможен, если сменить акценты в педагогической деятельности с передачи знаний, умений и навыков на создание условий, которые позволили бы определить потенциальные возможности чело
Стр.4
5 века в решении сложных вопросов построения и сохранения жизнедеятельности в условиях глобального кризиса. Педагогическая деятельность должна быть направлена на обеспечение внутренних условий для развития субъективной спонтанности, которая является основой саморазвития личности, творческой самореализации, возможностью расширения «смыслового континуума» (В.В. Налимов). В соответствии с таким подходом к педагогической деятельности определяются новые технологии и новая архитектура педагогического пространства, укрепляющая позиции вариативности культурных типов образования, переносящего акценты с «формирующего» образования на теории и технологии самоорганизующего и саморазвивающего обучения («Школа диалога культур» В.С. Библера, «Школа саморазвивающего обучения» Г.К. Селевко, методика эвристического обучения А.В. Хуторского, педагогическая концепция С.В. Кульневича и др.). .Приобретает значимость проблема педагогических условий, при которых развитие личностной спонтанности становится процессом целенаправленным. Научными предпосылками анализа вставшей перед обществом и намеченной нами для изучения проблемы стало обращение к философской и психолого-педагогической литературе и обнаружение идей, направлений, подходов, способных помочь выстроить целостную концепцию проводимого исследования. В общефилософском плане осмысления проблемы спонтанности представлены наиболее общие подходы. Здесь раскрыта взаимосвязь субъективной спонтанности и смысла жизни (Х. Гадамер, В.В. Налимов, М. Мамардашвили, В. Франкл), связь спонтанности и свободы (М. Бубер, Н. Бердяев, С. Кьекегор, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм), личностной спонтанности, творчества и случайности (Ф. Ницше, В.В. Налимов), взаимосвязь спонтанности сознания, бессознательного и сверхсознательного (Д. Андреев, В.И. Аршинов, Е.Н. Князев, С.П. Курдюмов, К. Ясперс). Взаимообусловлены такие категории как спонтанность и диалогичность сознания (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, В.С. Библер, В.И. Кудашов), спонтанность как способность сознания создавать и удерживать несколько измерений (многомерный мир личности) (Ю.В. Громыко, В.А. Конев, Ф. Ницше, В.В. Налимов), спонтанность и интенциональность сознания (Э. Гуссерль), спонтанность как воспроизводящая сила воображения (Гегель), соотношение личностного, спонтанного и социального (А.Г. Асмолов, В.А. Конев, М. Мамардашвили), взаимообусловленность субъективной спонтанности и индивидуального переживания (А. Камю), спонтанности и интуиции (Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев, В. Соловьев, П. Флоренский.
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ