МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Учебно-методическое пособие
Составители:
Т. В. Ильина,
Е. В. Сидорова
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2012
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебно-методическое пособие содержит максимально полное
освещение проблем, возникающих у студентов-филологов при работе с
простым предложением. Повторение структурно-семантического подхода к
предложению, освоенного учащимися в школе, дополнено исчерпывающими
данными по семантико-функциональному подходу. Принципиальным
является четкое разграничение предложения и высказывания, что нашло
отражение в порядке синтаксического разбора. В пособии подробно представлен
план разбора синтаксических конструкций с конструктивной и
коммуникативной точек зрения.
ЧАСТЬ I
ИЗУЧЕНИЕ СИНТАКСИСА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В ШКОЛЕ
Предложение – законченная в смысловом и интонационном отношении
единица, способная к выражению и сообщению мыслей.
В школьной грамматике предложение характеризуется с точки зрения
цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное),
эмоциональной окраски (восклицательное/невосклицательное), количества
и состава грамматических основ, полноты/неполноты предложения, наличия
второстепенных и осложняющих членов.
Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по
смыслу, называются членами предложения, среди которых выделяют главные
(подлежащее и сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение
и обстоятельство). Второстепенные члены служат для пояснения главных
и могут иметь при себе поясняющие их другие второстепенные члены.
Главные члены предложения образуют его грамматическую основу
(предикативный центр). Предложение, содержащее оба главных члена, называется
двусоставным; предложение, имеющее один главный член, – односоставным.
Несколько грамматических основ свидетельствуют том, что
это сложное предложение.
Простое предложение – это предложение, в котором один предикативный
центр. В состав предикативного центра могут входить два главных
члена (подлежащее и сказуемое) или только один главный член. В соответствии
с этим признаком выделяются двусоставные и односоставные предложения:
Ярко светят звезды. Становится светло.
Двусоставные предложения
Главные члены предложения
Традиционно в школе подлежащее определяют как главный член
двусоставного предложения, который называет то, о чем говорится в пред3
Стр.3
3) глаголы, выражающие эмоциональную оценку действия: любить, ненавидеть, бояться
и др. (Я люблю читать книги);
4) краткие прилагательные с модальным значением (прошедшее и будущее время помогают
выразить формы глагола быть): рад, горазд, должен, намерен, обязан, способен,
готов, должен (Я рад буду с вами встретиться);
5) глагольно-именные сочетания с модальным значением: изъявить желание, иметь
намерение, иметь право и др. (Ты не имеешь права настаивать).
СГС может быть осложненным, если в его состав входит два инфинитива:
Он хотел начать работать.
Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:
1) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида: Я завтра буду
читать книгу;
2) сочетанием ПГС с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения
в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: Он
просил ее перезвонить;
3) сочетанием ПГС, которое выражено глаголом движения, с инфинитивом, являющимся
обстоятельством цели: Я пришел вас предупредить.
Составное именное сказуемое (СИС) состоит из связки и именной
части.
Глагольные связки бывают трех видов:
1) чистая (отвлеченная, незнаменательная): быть, есть, суть (Дом был деревянный); в
настоящем времени связка обычно отсутствует, поэтому говорят о СИС с нулевой связкой
(Дом на горе);
2) полузнаменательная (полуотвлеченная): стать, становиться, явиться/являться,
казаться/оказаться, делаться/сделаться, называться, бывать, представиться/представляться,
остаться/оставаться, считаться и др. (Она казалась усталой);
полузнаменательные связки, выражающие грамматическое значение, дополняют лексическое
значение именной и без нее не употребляются;
3) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти,
ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др. (Она
пришла уставшая).
Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими
способами:
1) существительное в падежной форме, чаще всего в форме именительного или творительного
падежей: Она учительница; Она была учительницей; Платье в клеточку; Сестра
в Москве);
2) прилагательное в полной и краткой форме, а также в форме сравнительной или
превосходной степени: Она веселая; Она всегда весела; Небо становилось светлее; Он
выше всех в классе;
3) причастие: Его душа для всех открыта; Письмо не было распечатанным;
4) местоимение: Эта книга моя;
5) числительное: Пятью пять – двадцать пять;
6) наречие: Разговор будет начистоту;
7) инфинитив: Жить – значит любить;
8) фразеологизм: Он был притчей во языцех;
9) фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание: Мальчик
был лет пяти.
6
Стр.6
Составное именное сказуемое может быть осложненным за счет введения
в него модального или вспомогательного фазисного глагола: Шаги
его перестали быть слышны (в некоторых учебниках такие формы осложненных
сказуемых причисляют к смешанному типу составного сказуемого).
Односоставные предложения
В состав предикативного центра может входить только один главный
член, тогда в соответствии с этим признаком выделяют односоставные
предложения: Стало холодно. Зима.
Следует обратить внимание, что односоставность не свидетельствует
о неполноте предложения, так как наличия одного из главных членов достаточно
для понимания смысла предложения.
Классификация односоставных предложений основывается на формальных
показателях главных членов. В программе школьного синтаксиса
выделяют следующие типы односоставных предложений: определенноличные,
неопределенно-личные, обобщенно-личные, назывные и безличные.
Определенно-личные
– это предложения, которые обозначают действие
определенного лица. Главный член в них выражается:
1) глаголом 1 и 2 лица единственного или множественного числа настоящего и будущего
времени изъявительного наклонения: Люблю грозу в начале мая;
2) глаголом 2 лица повелительного наклонения: Держись за шею!;
3) сочетанием фазисного или модального глагола с инфинитивом: Могу чай принести;
4) сочетанием бытийного глагола или модальных слов и существительного, прилагательного,
местоимения, наречия или числительного: Будьте людьми!; Не могу без тебя!
5) сочетанием бытийного глагола и прилагательного или причастия: Вам будем очень
рады.
Предложения аналогичного значения со сказуемым-глаголом в прошедшем
времени единственного числа или условном наклонении считаются
двусоставными неполными: Вчера ходил в школу. Форма сказуемого не
указывает на производителя действия, информация о субъекте действия извлекается
из предшествующего контекста, что и является показателем неполноты
предложения или его части: Я бы тебе помог, если бы знал как.
Такие же рассуждения применимы и к случаям, когда сказуемое выражено
формой 3 лица единственного числа настоящего/простого будущего
времени: По утрам у нас [он / она] пьет кофе – предложение двусоставное
неполное.
Причина появления определенно-личных предложений – действие закона
языковой экономии, который устраняет избыточность информации.
Сравните: Наша Маша громко плакала (род в предложении выражен трижды);
Я пойду в лес (лицо названо дважды – «я» + окончание глагола). В таких
условиях появляется возможность редукции местоимения, а функцию,
7
Стр.7
выполняемую подлежащим, берет на себя окончание глагола. При этом позиция
подлежащего в предложении сохранена полностью.
Неопределенно-личные предложения – это предложения, которые
обозначают действия неопределенного или необозначенного числа лиц: В
дверь постучали; По радио передавали последние известия.
Главный член неопределенно-личных предложений выражается:
1) глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени:
Звонили тебе;
2) глаголом в форме множественного числа прошедшего времени: Перед ним расступались;
3)
сочетанием фазисного или модального глагола и инфинитива: Начинают поговаривать
о его странном отсутствии;
4) сочетанием бытийного глагола и прилагательного или причастия: Вам будут очень
рады.
Производитель действия в этих предложениях подразумевается, но он
или неизвестен говорящему: За перегородкой пошептались и замолкли (Л.
Толстой), или по какой-то причине не назван, поскольку упоминание о деятеле
говорящий считает избыточным: Приказ уже приняли; или информацию
можно вычитать из словоформ с локальным или посессивным значением:
В группе почему-то не здороваются; или говорящий намеренно умалчивает
о себе в силу очевидности деятеля (в том числе и самого себя): Мне
сделали предложение; Ему отвечали взаимностью; Ему говорят (= я говорю);
в этом случае высказывание приобретает категоричность.
Обобщенно-личные предложения – это формально обобщенные
предложения, которые обозначают действие обобщенного лица, то есть
субъектом действия в таких предложениях может быть любой человек.
Главный член обобщенно-личных предложений может быть выражен:
1) глаголом в форме 1-го лица единственного и множественного числа изъявительного
наклонения: В чужом глазу сучок видим, в своем бревна не замечаем;
2) глаголом в форме 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени:
Без беды друга не узнаешь;
3) глаголом в форме 3-го лица единственного числа изъявительного наклонения: Добро
на худо не меняют;
4) глаголом в форме повелительного наклонения: Век живи, век учись.
Основное назначение обобщенно-личных предложений – образное
выражение общих суждений, обобщений, поэтому они широко представлены
в народных пословицах. Предложения данного типа распространены и в
описаниях, когда они помогают нарисовать картину типичного, закономерного
в данной ситуации протекания действия или проявления состояния:
Пожалуешься на чей-нибудь безобразный поступок, возмутишься, осудишь,
а он махнет на тебя рукой (первая часть данного сложного предложения
имеет обобщенное значение).
8
Стр.8