МИНОБРНАУКИ РОССИИ Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 25 октября 2013 года Соликамск СГПИ 2013 УДК 37 ББК 74.58 Э 40 Э 40 Экологическое образование для устойчивого развития: теоретические, практические аспекты [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 25 октября 2013 года / Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «ПГНИУ»; Н. Ю. Сугробова, составление. <...> В сборнике представлены публикации участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Экологическое образование для устойчивого развития: теоретические, практические аспекты», проходившей в г. Соликамске 25 октября 2013 г. В рамках конференции обсуждались актуальные проблемы экологии, экологического образования и воспитания в рамках устойчивого развития, экологической безопасности, безопасности жизнедеятельности и методики обучения ОБЖ, а также вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, современные здоровьесберегающие образовательные технологии. <...> © Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «ПГНИУ», 2013 2 ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ С. Г. Богданова НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Ребенок в младшем возрасте впервые для себя открывает разнообразный и увлекательный мир природы. <...> «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного <...>
Экологическое_образование_для_устойчивого_развития_теоретические,_практические_аспекты_[Текст]__материалы_Всероссийской_научно-практической_конференции_с_международным_участием,_25_октября_2013_года_.pdf
УДК 37
ББК 74.58
Э 40
Э 40
Экологическое образование для устойчивого развития:
теоретические, практические аспекты [Текст] : материалы
Всероссийской научно-практической конференции с международным
ó÷àñòèåì, 25 октября 2013 года / Соликамский
государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ
ВПО «ÏÃÍÈÓ»; Í. Þ. Сугробова, составление. – Соликамск :
ÑÃÏÈ, 2013. – 140 ñ.
В сборнике представлены публикации участников Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием «Экологическое
образование для устойчивого развития: теоретические, практические
àñïåêòû», проходившей в ã. Соликамске 25 октября 2013 ã. В рамках
конференции обсуждались актуальные проблемы экологии, экологического
образования и воспитания в рамках устойчивого развития, экологической
безопасности, безопасности жизнедеятельности и методики обучения
ОБЖ, а также вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, современные
здоровьесберегающие образовательные технологии.
Материалы сборника будут интересны преподавателям высшей школы,
педагогам образовательных учреждений и другим категориям интересующихся
рассматриваемой тематикой.
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор
и точность приведенных фактов, цитат, статистических данных,
собственных имен, географических названий и прочих сведений,
а также за то, что в материалах не содержится данных,
не подлежащих открытой публикации.
УДК 37
ББК 74.58
Рекомендовано к изданию решением
редакционно-издательского совета СГПИ от 20.12. 2013 ã.
Протокол ¹ 60.
© Соликамский государственный педагогический
институт (ôèëèàë) ФГБОУ ВПО «ÏÃÍÈÓ», 2013
2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
4 ■ С. Г. Богданова
НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
9 ■ Т. Е. Бухтоярова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
14 ■ В. И. Данилович
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ
И БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
18 ■ Т. Ю. Белкина, Н. А. Демина
ВОСПИТАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
22 ■ С. Н. Ежова, Е. Ю. Сугакова
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
26 ■ И. А. Зайцева
ПРИМЕРНОЕ ГОДОВОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭКОЛОГИИ
В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
28 ■ О. А. Кладова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ
ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
32 ■ Н. А. Лоскутова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА ОСНОВЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
136
Стр.137
36 ■ С. С. Маглыш, Т. Н. Пыжик, Е. М. Третьякова
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
39 ■ Н. А. Малышева
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
42 ■ Т. В. Пьянкова
ОТ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ – К КРАСОТЕ СЛОВА,
МУЗЫКИ И ЖИВОПИСИ
45 ■ Т. В. Савош
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
48 ■ О. А. Сиротина
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
51 ■ Ж. Н. Сурсякова
ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ
МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
54 ■ С. Г. Сучкова
ПРИРОДА КАК СРЕДСТВО
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
59 ■ Л. А. Токорева
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
62 ■ С. А. Халикова
СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВИДЫ
ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
65 ■ Л. В. Чунтонова
ЭКОЛОГИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ
КАК ОСНОВА
КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
137
Стр.138
ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОБЖ
70 ■ Н. Ф. Двойнова, Е. В. Кунгурова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
С КРАЕВЕДЧЕСКИМ КОМПОНЕНТОМ
НА УРОКАХ КУРСА «ОБЖ»
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»
75 ■ О. А. Кашина
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГР,
ИГРОВЫХ ТРЕНИНГОВ И УПРАЖНЕНИЙ
79 ■ Т. Е. Кочергина
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
86 ■ В. В. Медведева
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ
И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
91 ■ Е. В. Бурмасова
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Т. Э. ТОКАЕВОЙ «БУДЬ ЗДОРОВ, ДОШКОЛЬНИК!»
95 ■ Т. В. Зайцева
ПРИРОДА РАЗВИВАЕТ,
ВОСПИТЫВАЕТ, ОЗДОРАВЛИВАЕТ
100 ■ О. Н. Иванова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ
В ПРОГРАММАХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
138
Стр.139
103 ■ С. В. Касаткина
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА РАБОТЫ
ПО СОХРАНЕНИЮ И СТИМУЛИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЯ
108 ■ И. В. Кузнецова
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ
ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССА «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»
В УСЛОВИЯХ МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №3»
113 ■ Т. В. Мальцева
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
116 ■ Е. Ю. Маринова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРИЁМОВ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ С ПРОБЛЕМАМИ В ОБУЧЕНИИ
119 ■ Ю. Л. Палехова
СИСТЕМА РАБОТЫ ДОУ
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
И ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
123 ■ В. В. Попова
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ
И ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
В РАМКАХ ЗИМНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
126 ■ Т. В. Сивцева
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В ДОУ – СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
129 ■ Э. Х. Хабибуллин
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
133 ■ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
136 ■ СОДЕРЖАНИЕ
139
Стр.140