Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 6 (57) 2014
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
В. И. Паршиков
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2014
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
À. Í. Чумаков
Н.М. Чуринов
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
À. Ä. Ãåðàñ¸â
А. А. Грякалов
À. Æ. Жафяров
А. А. Корольков
Á. Î. Майер
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
доктор философских наук, профессор (Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва)
доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-корр. РАО
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург)
доктор философских наук, проректор по науке НГПУ
доктор философских наук
доктор философских наук, профессор (Чехия)
È. À. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск)
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе НГПУ
Î. Í. Смолин
Â. Ñ. Ñò¸ïèí
Â. Â. Целищев
Я. С. Турбовской
доктор философских наук, зам. председателя Комитета
по образованию Государственной Думы РФ (Москва)
академик РАН (Москва)
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо предисловия .................................................................................................................................... 3
Раздел I
ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА И СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ
Хартов В. В. (Москва). Космос и прогресс ........................................................................................ 4
Полищук Н. В. (Ровно, Украина). Воспитание духовного космическиориентированного
человека будущего
(философско-образовательный аспект) ................................................................................ 11
Раздел II
ПОНИМАНИЕ НАУКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА
Пфаненштиль И. А., Яценко М. П. (Красноярск). Новые
образовательные тенденции в контексте глобализации ............................................ 21
Турбовской Я. С. (Москва). Фундаментально-исходные основы
профессионального образования в условиях глобализации ..................................... 29
Чупахин Н. П. , Павлова В. Д. (Томск). Поиски смысла образования:
от понятийной культуры науки к духовной культуре личности ............................. 44
Демченко З. А. (Архангельск). Ценностно-позитивное отношение
студентов вуза к научно-исследовательской деятельности ...................................... 54
Костина Е. А. (Новосибирск). Академическая мобильность студентов
высшей школы России: кросс-культурный подход ......................................................... 64
Стр.1
Головко Н. В., Рузанкина Е. А., Зиневич О. В. (Новосибирск).
«Третья миссия»университета и проект общественного
понимания науки: доклад Бодмера .......................................................................................... 77
Раздел III
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
Тарасова М. В., Кудашов В. И. (Красноярск). Образовательная
реализация идеалов культуры в системе социума .......................................................... 94
Лазуткина Е. В. (Красноярск). К вопросу интерпретации категории
«культура», определений культурной и литературной элит
и их роли в образовании .............................................................................................................. 105
Ерохина Е. А. (Новосибирск). Социокультурный подход
в исследовании этносоциальных процессов ..................................................................... 116
Раздел IV
ВОПРОСЫ ГУМАНИЗМА И ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Вишев И. В. (Челябинск). Новое направление гуманизма ................................................. 127
Данчай-оол А. А. (Санкт-Петербург, Кызыл). Антиномии
системы воспитания, формирующей абстрактное
рассудочно-вещное мышление ................................................................................................ 137
Раздел V
ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ШКОЛЬНОГО И ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Никитенко В. Н. (Биробиджан). Народное и инородное образование ....................... 143
Кононова Т. А. (Новосибирск). Мотивация решения учебных задач
(теоретический аспект) ................................................................................................................ 153
Пожарницкая О. В. (Томск). Компетентностный подход
и новая образовательная парадигма .................................................................................... 160
Степанов С. А. (Новосибирск). Проблема институционализации
образовательных форм самонавигации в школе
(методологический аспект) ....................................................................................................... 166
Митина Г. В. (Хабаровск). Философское осмысление
методологических основ социализации младшего школьника ............................. 178
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ АНАЛИЗА
Раздел VI
Загорулько Л. П. (Новосибирск). «Языковой ландшафт»
как категория социальной философии ................................................................................ 188
Раздел VII
ИНФОРМАЦИЯ
Беседа директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения
"Институт теории и истории педагогики" РАО,
доктора философских наук, профессора С. В. Ивановой
с членом редколлегии журнала «Философия образования»,
заведующим лабораторией философии образования Института теории
и истории педагогики РАО, доктором педагогических наук Я. С. Турбовским .......... 195
Стенограмма вебинара «Взаимодействие педагогической науки
и образования в современных условиях» ....................................................................................... 202
Правила оформления статей для авторов
и заявление об этике публикаций и недобросовестной практике ................................... 216
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редактор
Å. À. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Í. À. Бутин
Набор
Ò. Ñ. Косенко
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
13.12.2014
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. 20.8 л.
Уч.-изд. 22.4 л.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ №
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Отпечатано
в ФГБОУ ВПО «НГПУ»
630126
Новосибирск,
Вилюйская, 28
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION ¹ 6(57) 2014
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
V. I. Parshikov
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences,
Professor
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 6 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2014
All rights reserved
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow)
Doctor of Biological Sciences, Professor, Rectorof Novosibirsk
State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg)
Doctor of Philosophical Sciences, SciencePro-Rector
of Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov)
Doctor of Economics Sciences, Professor, Pro-Rectorof
Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Deputy Chair of the State
Duma Committee on Education (Moscow)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Directorof the Institute of Philosophy
and Law of the SiberianBranch of the Russian Academy of
Sciences
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
CONTENT
Instead of a foreword..........…………………………………………………….. ............................................................... 3
Part I
PROBLEMS OF SPACE EXPLORATION AND MODERN REQUIREMENTS
TO THE PERSONALITY FORMATION
Khartov V. V. (Moscow). Space and progress .................................................................................................... 4
Polishchuk N. V. (Rovno, Ukraine). Upbringing of the spiritual person
of the space-oriented future (a рhilosophical-educational aspect) .............................................. 12
Part II
UNDERSTANDING OF SCIENCE IN THE CONDITIONS
OF MODERNIZATION OF EDUCATION AND SOCIETY
Pfanenshtil I. A., Yatsenko M. P. (Krasnoyarsk). New educational trends
in the context of globalization ....................................................................................................................... 22
Turbovskoi Ya. S. (Moscow). Fundamental-original foundations
of professional education in the conditions of globalization ........................................................... 30
K
.
K
.
E
.
e g y
B z sy ar r B e. G
.
g a o
a l v
l in n
i
V
A
.
D
.
A
.
o a
v
a
A
G
r
A
.
y
a
Z
k
h
a
.
l
o
Z
A
v
h
.
a
A
fy
.
a
r
K
o
o
B
.
v
r
o
l
’
O
.
k
o
v
V
M a
. P
a
y
e
I l. c n o v
. R a
A S .
N
.
P v n v
y
a a s
n
I
.
r
i
P
f
N
.
N
.
o e k o
e a a sb iy p
h
. R
A
O
.
N
.
S
t
r
n
i
l
m n h
V V. . S T. s S et ie sp hi c
o
l
i
n
l
V
.
Y
a
.
S
.
T
u
E
.
r
e
v
b
o
v
s
k
o
i
V g u i
H C u
U n
A .
.
A
N
.
N
.
M
.
C
h
s oh v a o
. e m n
a a k v
o h r
k
o
v
o
v
a
Стр.3
Chupakhin N. P., Pavlova V. D. (Tomsk). Searching the meaning
of education: from the conceptual culture of science
to the spiritual culture of the person ......................................................................................................... 45
Demchenko Z. A. (Arkhangelsk). Value-based positive attitude
of the higher education students to the research activities ............................................................. 55
Kostina E. A. (Novosibirsk). Academic mobility of the higher education students
of Russia: a cross-cultural approach .......................................................................................................... 65
Golovko N. V., Ruzankina E. A., Zinevich O. V. (Novosibirsk).
«Third mission» of the university and the project
of public understanding of science: Bodmer report ............................................................................ 79
Part III
EDUCATION AND CULTURE: INTERACTION AND THE TENDENCIES
OF ITS DEVELOPMENT
Tarasova M. V., Kudashov V. I. (Krasnoyarsk). Educational implementation
of the ideals of culture in the social system ............................................................................................. 95
Lazutkina E. V. (Krasnoyarsk). To the question of interpretation
of the category of «culture», definitions of the cultural
and literary elite and their role in education ........................................................................................ 106
Erokhina E. А. (Novosibirsk). Sociocultural approach
in the study of ethnosocial processes ...................................................................................................... 117
Part IV
THE ISSUES OF HUMANISM AND UPBRINGING OF THE PERSON
Vishev I. V. (Chelyabinsk). New direction of humanism .......................................................................... 128
Danchay-ool A. А. (Saint-Petersburg, Kyzyl). Antinomies of the system
of upbringing forming the abstract rational thing-oriented thinking ........................................ 138
Part V
REFLECTION ON THE PROBLEMS OF SCHOOL AND HIGHER EDUCATION
Nikitenko V. N. (Birobidzhan). The national and foreign education .................................................. 144
Kononova T. A. (Novosibirsk). Motivation of training solution
(theoretical aspect) .......................................................................................................................................... 154
Pozharnitskaya O. V. (Tomsk). Competence-based approach
and new educational paradigm .................................................................................................................. 161
Stepanov S. A. (Novosibirsk). Problem of institutionalization
of the educational forms of self-navigation at school
(a methodological aspect) ............................................................................................................................. 167
Mitina G. V. (Khabarovsk). Philosophical understanding
of the methodological foundations
of the primary school student socialization .......................................................................................... 179
Part VI
LANGUAGE EDUCATION: NEW APPROACH ANALYSIS
Zagorulko L. P. (Novosibirsk). «Language landscape» as a category
of social philosophy ......................................................................................................................................... 189
Part VII
INFORMATION
Interview of the director of the Federal state scientific institution "Institute of theory
and history of pedagogy" RAO, doctor of philosophical sciences, professor S. V. Ivanova
with a member of the editorial board of the "Philosophy of education" journal, head
of the laboratory of philosophy of education of Institute of theory and history
of pedagogy RAO, doctor of pedagogical sciences
Ya. S. Turbovskoi…………………………………………….…………………………………………………….….195
Transcript of the webinar "Interaction between pedagogical science
and education in modern conditions"...........................................................................202
Formatting rules for authors and publication ethics
and malpractice statement ........................................................................................................................... 219
Signed for printing
13.12.2014
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 20.8.
Publisher’s
sheets: 22.4.
Circulation
1000 issues.
Order №
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Publishers
630126, Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
PHILOSOPHY
OF EDUCATION
¹ 6 (57) 2014
The journal is included
in the list
of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission
for Academic
Degrees and Titles
(VAK) for publication
of basic scientific
results
of the Candidate
of Science and
Doctor of Science
dissertations.
The journal is
included
in the Russian
scientific citation
index.
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
N. A. Butin
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Стр.4