Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 4 (55) 2014
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
В. И. Паршиков
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал зарегистрирован
Федеральной
службой
по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2014
К. К. Бегалинова
доктор философских наук, профессор (Казахстан)
Å. Â. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва)
À. Ä. Ãåðàñ¸â
А. А. Грякалов
À. Æ. Жафяров
А. А. Корольков
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург)
Á. Î. Майер
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
доктор философских наук, проректор по науке НГПУ
доктор философских наук
доктор философских наук, профессор (Чехия)
È. À. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск)
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе НГПУ
Î. Í. Смолин
Â. Ñ. Ñò¸ïèí
Â. Â. Целищев
Я. С. Турбовской
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
À. Í. Чумаков
Н.М. Чуринов
доктор философских наук, зам. председателя Комитета
по образованию Государственной Думы РФ (Москва)
академик РАН (Москва)
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
СОДЕРЖАНИЕ
Слово редактора ................................................................................................................................. 3
Раздел I
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Абрамова М. А., Крашенинников В. В. (Новосибирск). Интеграция
в международное образовательное пространство
как критерий оценки эффективности вузов в России .......................................... 4
Кагиров Б. Н., Краснова Н. Н., Ушакова Е. В. (Барнаул),
Камашев С. А., Наливайко Н. В. (Новосибирск). Культура безопасности
как проблема философии образования ...................................................................... 14
Сидоренко Т. В. (Томск). Мировые рейтинги университетов как стимул
к совершенствованию системы высшего образования России .................... 26
Терзи Н. В. (Тирасполь). Конкурентоспособность образовательной услуги
и пути ее повышения в современных условиях ..................................................... 37
Бегалинов А. С. (Алматы). Буржуазное общество
в «зеркале» французской постмодернистской философии ............................. 42
Колтунова Н. В., Фуряева О. В. (Новосибирск). Социально-философский
анализ подходов к проблеме формирования гражданского общества ..... 51
Карпов А. О. (Москва). Мультипарадигмальная теория образования эпохи
постмодерна (Часть 2. Парадигмально-дифференцированная
система образования) .......................................................................................................... 60
доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-корр. РАО
Стр.1
Раздел II
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Винник Д. В. (Новосибирск). Социальная феноменология
цифровой эпохи: риторика ненависти, анонимусы, копирайт
и полицейский надзор (продолжение) ....................................................................... 79
Сенько Ю. В. (Барнаул). Коммуникативный компонент
в профессиональной культуре педагога .................................................................... 88
Фишов П. М. (Новосибирск). Виртуальная реальность
в контексте эмпирической вовлеченности............................................................... 95
Барышев Р. А., Цибульский Г. М., Бабина О. И., Пиков Н. О. (Красноярск).
К проблеме целевого обслуживания пользователя
электронной библиотеки вуза ..................................................................................... 105
Раздел III
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
В ОБРАЗОВАНИИ
Воронкова Е. С. (Новосибирск). Влияние роста
индивидуалистических тенденций на образовательный процесс
в современном обществе ................................................................................................. 113
Кириллова А. И. (Новосибирск). Воспитание: сущность процесса,
культурные и социализационные транскрипции
в условиях глобализации .............................................................................................. 122
Шационок И. И. (Новосибирск). Правосознание
как объект социально-философского анализа .................................................... 134
Селезнёва Н. В. (Новосибирск). Национально-культурная специфика
языковой картины мира как отражение национального мышления ...... 141
Раздел IV
КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Жерносенко И. А. (Барнаул). Культурфилософские проблемы
современного образования в Сибири ....................................................................... 153
Иконников А. И. (Хабаровск), Головачева Н. П. (Омск). Обучение
современной композиции в творческих художественных вузах
(структуралистское видение) ....................................................................................... 165
Коновалова Е. В. (Набережные Челны). Формирование диалоговой
культуры студентов – будущих педагогов ........................................................... 175
Бобров В. В. (Новосибирск). О правовом статусе
педагогических работников .......................................................................................... 185
Раздел V
ИНФОРМАЦИЯ
Стенограмма вебинара «Тенденции в педагогике» ................................................... 197
Правила оформления статей для авторов ...................................................................... 215
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов, рекомендуемых
ВАК для публикации
основных
научных результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новсибирское
философское
общество»
Редактор
Å. À. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Í. À. Бутин
Набор
Å. Ñ. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
10.09.2014
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. 20.5 л.
Уч.-изд. 22.1 л.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 55.
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Отпечатано
в ФГБОУ ВПО «НГПУ»
630126
Новосибирск,
Вилюйская, 28
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION ¹ 4 (55) 2014
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
V. I. Parshikov
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences,
Professor
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 6 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2014
All rights reserved
Abramova M. A., Krasheninnikov V. V. (Novosibirsk). Integration
into international educational space as a criterion for evaluating
the effectiveness of universities in Russia ........................................................................ 5
Kagirov B. N., Krasnova N. N., Ushakova E. V. (Barnaul), Kamashev S. A.,
Nalivayko N. V. (Novosibirsk). Safety culture as a problem
of philosophy of education .................................................................................................... 15
Sidorenko T. V. (Tomsk). World university rankings as a challenge
to improve higher education system of Russia ............................................................. 27
Terzi N. V. (Tiraspol). Competitiveness of educational services
and the ways to improve it in modern conditions ...................................................... 38
Begalinov A. S. (Almaty). The bourgeois society in the «mirror»
of french postmodern philosophy ...................................................................................... 43
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow)
Doctor of Biological Sciences, Professor, Rectorof Novosibirsk
State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg)
Doctor of Philosophical Sciences, SciencePro-Rector
of Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov)
Doctor of Economics Sciences, Professor, Pro-Rectorof
Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Deputy Chair of the State
Duma Committee on Education (Moscow)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Directorof the Institute of Philosophy
and Law of the SiberianBranch of the Russian Academy of
Sciences
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
CONTENT
From the edition ..................................................................................................................................... 3
Part I
RUSSIAN EDUCATION IN THE WORLD SPACE
K
.
K
.
E
.
e g y
B z sy ar r B e. G
.
g a o
a l v
l in n
i
V
A
.
D
.
A
.
o a
v
a
A
G
r
A
.
y
a
Z
k
h
a
.
l
o
Z
A
v
h
.
a
A
fy
.
a
r
K
o
o
B
.
v
r
o
l
’
O
.
k
o
v
V
M a
. P
a
y
e
I l. c n o v
. R a
A S .
N
.
P v n v
y
a a s
n
I
.
r
i
P
f
N
.
N
.
o e k o
e a a sb iy p
h
. R
A
O
.
N
.
S
t
r
n
i
l
m n h
V V. . S T. s S et ie sp hi c
o
l
i
n
l
V
.
Y
a
.
S
.
T
u
E
.
r
e
v
b
o
v
s
k
o
i
V g u i
H C u
U n
A .
.
A
N
.
N
.
M
.
C
h
s oh v a o
. e m n
a a k v
o h r
k
o
v
o
v
a
Стр.3
Koltunova N. V., Furyaeva O. V. (Novosibirsk). The social and philosophical
analysis of approaches to the problem of formation of civil society ..................... 53
Karpov A. O. (Moscow). Multi-paradigmatic theory of education
in the age of post-modern (Part II. Paradigmatically differentiated system
of education) ............................................................................................................................... 62
Part II
INFORMATION-COMMUNICATION ASPECTS
OF THE EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT
Vinnik D. V. (Novosibirsk). Social phenomenology digital age:
the rhetoric of hatred, anonymous, copyright and police supervision................. 80
Senko Yu. V. (Barnaul). Communicative component
in the professional culture of teacher ................................................................................ 89
Fishov P. M. (Novosibirsk). Virtual reality in the context of experiential fidelity ... 96
Baryshev R. A., Tsibulsky G. M., Babina O. I., Pikov N. O. (Krasnoyarsk). On the
problem of providing targeted service to the user
of a university electronic library ...................................................................................... 106
Part III
TOPICAL PROBLEMS OF THE MODERN PERSONALITY FORMATION
IN EDUCATION
Voronkova E. S. (Novosibirsk). The influence of rising individualistic
tendencies on the education .............................................................................................. 114
Kirillova A. I. (Novosibirsk). Upbringing: essence of the process, its cultural
and socializational transcriptions in the conditions of globalization ............... 123
Shatsionok I. I. (Novosibirsk). Legal consciousness as an object
of social-philosophical analysis ....................................................................................... 135
Selezneva N. V. (Novosibirsk). Cultural specifics of language picture
of the world as a reflection of the national thinking system ............................... 142
Part IV
SPECIFIC ISSUES OF ORGANIZATION
OF THE DOMESTIC EDUCATION SYSTEM
Zhernosenko I. A. (Barnaul). Educational space of siberia:
between globalization and self-organizing .................................................................. 154
Ikonnikov A. I. (Khabarovsk), Golovacheva N. P. (Omsk). Teaching modern
composition at creative fine arts institutions (a structuralist approach) ........ 166
Konovalova Y. V. (Naberezhnye Chelny). The formation of students’
(future teachers’) dialogue culture .................................................................................. 176
Bobrov V. V. (Novosibirsk). On the legal status of pedagogical workers ................ 185
Part V
INFORMATION
Transcript of the webinar "Trends in pedagogy" ............................................................... 197
Formatting rules for authors ...................................................................................................... 217
PHILOSOPHY
OF EDUCATION
¹ 4 (55) 2014
The journal is included
in the list
of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission
for Academic
Degrees and Titles
(VAK) for publication
of basic scientific
results
of the Candidate
of Science and
Doctor of Science
dissertations.
The journal is
included
in the Russian
scientific citation
index.
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
N. A. Butin
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
10.09.2014
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 20.5
Publisher’s
sheets: 22.1
Circulation
1000 issues.
Order № 55.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Publishers
630126, Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Стр.4
СЛОВО РЕДАКТОРА
Поздравляю Вас с наступившим новым учебным годом и от всей души
пожелать успехов в благородном деле на поприще образования!
После принятия российскими законодателями Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» Минобрнауки России предприняло
ряд шагов по упорядочению многих направлений научно-исследовательской
деятельности, Например, 31 декабря 2013 г. были утверждены новые составы
экспертных советов ВАК при Минобрнауки России, которые к июню 2014 г.
разработали паспорта специальностей научных работников. Письмом от
24 июня 2014 г. № АК-1666/05 установлены соответствия новых перечней
профессий, специальностей и направлений подготовки к уже имеющимся.
Заметное место среди организационных решений Минобрнауки РФ имеют
коды укрупненных групп направлений подготовки специалистов. Эти и другие
решения нуждаются в социально-философском осмыслении, что актуализирует
деятельность нашего журнала. Содержание паспортов специальностей
научных работников создало благоприятные условия для обсуждения проблемы
повышения эффективности научно-исследовательской деятельности.
К числу социально-философских тем в области образовательной деятельности
следует отнести вопросы качественных характеристик действующих государственных
образовательных стандартов, разрабатываемых на их основе
образовательных программ, оптимизации содержания образования в условиях
лимита учебного времени, результативности использования в учебновоспитательном
процессе учебно-материальной базы и технических средств
обучения и т. д.
Однако предлагаемые для обсуждения на страницах журнала темы будут
иметь общественное значение, если наши авторы смогут показать имеющийся
практический опыт учебно-воспитательной работы в контексте связи
между востребованными в различных сферах жизнедеятельности страны
качественными характеристиками специалистов и степенью их отражения
в государственных образовательных стандартах и учебных программах. Наша
задача заключается в поиске оптимальных решений с учетом исторического
опыта социального развития нашего общества.
Хотелось бы услышать Ваше мнение, дорогой читатель!
Надеюсь, что и этот номер журнала вызовет у вас интерес, послужит делу
консолидации научных, педагогических и общественных сил в области теории
социальной философии и философии образования, станет стимулом к дальнейшему
нашему сотрудничеству.
Главный редактор
журнала «Философия образования»,
доктор философских наук,
профессор
Н. В. Наливайко
3
Стр.5