Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Русский язык в национальной школе

Русский язык в национальной школе №4 2012 (176,00 руб.)

0   0
Страниц64
ID229854
АннотацияМетодические и дидактические материалы, помогающие детям национальных регионов России и беженцам из СНГ изучать русский язык.
Русский язык в национальной школе .— 2012 .— №4 .— 64 с. — URL: https://rucont.ru/efd/229854 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

.qxd 02.12.2012 22:00 Page 1 № 4 РУССКИЙ ЯЗЫК 2012 В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Научнометодический журнал Главный редактор Заместитель главного редактора Редакционный совет: Татьяна Балыхина, Редакция: Тамара Донская, Ольга Гамазкова, Нелли Ермолаева, редакторы Мария Седенкова, художественное оформление и макет Татьяна Никулина, финансовоэкономический директор проекта Любовь Кучмиёва вёрстка Елена Дуденко, корректор Людмила Трубина, Райса Хайруллина, Резеда Мухаметшина, Е & m a i l : sobr2007@mail.ru декан факультета повышения квалификации работни ков образования Российского университета дружбы народов, доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры русского языка в национальной школе Института Севера Российского государст венного педагогического университета им. <...> А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор проректор по учебнометодической работе Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук, профессор директор Института этнокультурного образования Башкирского ГПУ им. <...> 93155 37, 5247263 Меджи Черкезова, доктор педагогических наук, профессор Жанна Критарова кандидат педагогических наук Рамазан Сабаткоев, Елизавета Хамраева, Руслан Хайруллин, Марина Ганженко, Раиса Арзуманова, заведующая сектором филологического образования ИСМО РАО, кандидат педагогических наук заведующая лабораторией русского языка как государст венного ИСМО РАО, кандидат педагогических наук профессор кафедры тюркологии МГУ им. <...> А.И. Герцена, кандидат педагогических наук, доцент директор Центра этнолингвистической витальности МГГУ им. <...> М.А. Шолохова, действительный член АПСН РФ, доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры славянских языков и методики их преподавания МПГУ, заведующая редакцией национальной литературы издательства «Дрофа», доктор педагогических наук профессор кафедры русской литературы и журналистики XX–XXI вв. <...> МПГУ, доктор педагогических наук старший <...>
Русский_язык_в_национальной_школе_№4_2012.pdf
Łº.qxd 02.12.2012 22:00 Page 1 № 4 2012 Редакция: Ольга Гамазкова, Нелли Ермолаева, редакторы Мария Седенкова, художественное оформление и макет Татьяна Никулина, финансовоэкономический директор проекта Любовь Кучмиёва вёрстка Елена Дуденко, корректор РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ На учнометодический жу рнал Главный редактор Меджи Черкезова, Заместитель главного редактора Редакционный совет: Татьяна Балыхина, Тамара Донская, Людмила Трубина, Райса Хайруллина, Резеда Мухаметшина, кандидат педагогических наук доктор педагогических наук, профессор Жанна Критарова декан факультета повышения квалификации работни ков образования Российского университета дружбы народов, доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры русского языка в национальной школе Института Севера Российского государст венного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор проректор по учебнометодической работе Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук, профессор директор Института этнокультурного образования Башкирского ГПУ им. М. Амуллы, доктор филоло гических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан декан факультета филологического образования Татарс кого государственного гуманитарнопедагогического университета, доктор педагогических наук, профессор Редакционная коллегия: Ольга Александрова, Татьяна Кудрявцева, Дмитрий Насилов, Лариса Савельева, Адрес: 111675, Москва, ул. Святоозёрская, 16–169. Издательство «Современное образование» Тел.: (495) 93155 37, 5247263 Еmail: sobr2007@mail.ru Руслан Хайруллин, Марина Ганженко, Раиса Арзуманова, Рамазан Сабаткоев, Елизавета Хамраева, заведующая сектором филологического образования ИСМО РАО, кандидат педагогических наук заведующая лабораторией русского языка как государст венного ИСМО РАО, кандидат педагогических наук профессор кафедры тюркологии МГУ им. Ломоносова, доктор филологических наук заведующая кафедрой начального языкового образо вания Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук, доцент директор Центра этнолингвистической витальности МГГУ им. М.А. Шолохова, действительный член АПСНРФ, доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры славянских языков и методики их преподавания МПГУ, заведующая редакцией национальной литературы издательства «Дрофа», доктор педагогических наук профессор кафедры русской литературы и журналистики XX–XXI вв. МПГУ, доктор педагогических наук старший научный сотрудник ИСМО РАО, кандидат педагогических наук ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, доцент кафедры русского языка медицинского факультета РУДН, кандидат педагогических наук
Стр.1
Łº.qxd 02.12.2012 22:00 Page 2 Содержание Содержание ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Рамазан Сабаткоев Зульфия Юсупова Хайке Вапенханс Мира Мишлимович Елена Сердобинцева Точка зрения Нина Хестанова 3 8 Из истории методики преподавания русского языка в национальной школе К вопросу о становлении и развитии принципа учёта особенностей родного языка учащихся при обучении русскому языку как неродному 14 Учёт современных дидактикометодических положений в немецких учебных комплексах по русскому языку как иностранному 19 Актуальные проблемы профильных гуманитарных классов 24 Культуроведческий комментарий как форма работы над художественным текстом в национальной школе (на примере творчества Н.С. Лескова) 28 Современное прочтение «Горя от ума» А.С. Грибоедова В МЕТОДИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ УЧИТЕЛЯ Альбина Султанова 35 Ориентировочное планирование по русскому языку для VII класса на основе УМК «Русский язык. 7 кл.: учебник для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения» под ред. Е.А. Быстровой. II четверть Ирина Шонтукова 39 Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в основной школе. На примере анализа учебников Е.А. Быстровой 2 КНИЖНАЯ ПОЛКА Замира Дербишева, Райса Хайруллина ХРОНИКА Татьяна Воителева 43 Рецензия на монографию Д.А. Салимовой и А.А. Тимерханова «Двуязычие и перевод: теория и опыт исследования» 46 Фестиваль «Русский язык — общенациональное достояние народов Российской Федерации» (номинация «Педагогическая мастерская»). Реализация целевой программы «Русский язык 2011–2015 годы» Наиля Фаттахова, Зульфия Юсупова Лиза Джангуразова Жанна Критарова 52 54 56 Русский язык в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии Всероссийский мастеркласс учителей родных, включая русский, языков в Мордовии Проблемы диалога культур русской литературы (культуры) с культурами других народов 60 Указатель статей, опубликованных в журнале «Русский язык в национальной школе» в 2012 году ©Современное образование РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 4’2012
Стр.2
Ł Ł ŒŁŒ.qxd 02.12.2012 22:03 Page 3 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Из истории методики преподавания русского языка в национальной школе Рамазан САБАТКОЕВ, директор Центра этнолингвистической витальности МГГУ èì. Ì.À. Øîëîõîâà, действительный член АПСН РФ, лауреат премии Правительства ÐÔ, профессор, доктор педагогических наук етодика русского языка, как педагогическая наука, насчи тывает менее двухсот лет. Она имеет свою объектнопредмет ную область, своё содержание, систе му фундаментальных понятий, мето ды исследования, которыми отлича ется от других наук. М В настоящее время существуют три отрасли методики русского языка: ме тодика русского языка как родного, методика русского языка в нерусской школе и методика русского языка как иностранного. Эти отрасли объединя ет один и тот же предмет, поэтому име ют много общего, но и специфичного. В становлении и развитии методики русского языка как родного особую роль сыграли такие выдающиеся учёные, как Ф.И. Буслаев, К.Д.Ушин ский, И.И. Срезневский, В.П. Шереме тевский, Д.И. Тихомиров, Ф.Ф. Фор тунатов, А.Д. Алфёров и другие. В фундаментальном труде Ф.И. Бус лаева «О преподавании отечественно го языка», вышедшем в 1844 году, впер вые были заложены основы теории преподавания русского языка. Главной задачей обучения учащихся отечест венному языку автор считал развитие у них «врождённого дара слова» по средством анализа образцов художест венной литературы и фольклора. Чте ние, письмо, развитие речи, работу по грамматике и лексике, этимологии Ф.И. Буслаев рекомендовал рассмат ривать в совокупности. В дальнейшее развитие методики рус ского языка как родного огромный вклад внёс основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский. 3 РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 4’2012
Стр.3