Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Фоносемантический анализ слова и текста (80,00 руб.)

0   0
АвторыСидорова Елена Владимировна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц12
ID228155
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре русского языка филологического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для магистров, обучающихся по специальности «Филология».
Фоносемантический анализ слова и текста / Е.В. Сидорова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010 .— 12 с. — 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/228155 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА И ТЕКСТА Учебно-методическое пособие Составитель <...> Е.В. Сидорова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2010 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 18 февраля 2010 г., протокол № 5 Рецензент канд. филол. наук, ст. преп. кафедры славянской филологии М.В. Панова Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре русского языка филологического факультета Воронежского государственного университета. <...> Понятие фоносемантики Слово имеет огромную власть над сознанием человека, поскольку каждый звук, составляющий фонетический облик лексемы, обладает тайным смыслом, в поисках которого возникли и успешно развиваются суггестивная лингвистика и фоносемантика, изучающие вербальные средства воздействия на сознание человека. <...> Любое высказывание содержит несколько смысловых слоев – комплекс явных (лексических) и латентных (фонетических). <...> В справочной литературе термин «фоносемантика» впервые появился в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» в статье о звукосимволизме. <...> Ниропа, Н.Ф. Пелевиной, А.А. Реформатского, в которых шла речь о фоносемантических проблемах. <...> Анализируя поэтический или прозаический текст, мы обратимся к первому его уровню – фонетическому, к звукам и их семантике. <...> Этот нижний в иерархии лингвистики уровень языка является высшим с точки зрения латентного воздействия. <...> Уловить звук, поймать его – это и значит отыскать ритм повествования, его языковую структуру. <...> И.П. Черепанова в книге «Клич Гамаюн», изучая суггестивные тексты, обращает внимание в первую очередь на их фоносемантические признаки: <...> Высокий уровень определенных фоносемантических признаков, свидетельствующий о достаточном суггестивном потенциале. <...> Два типа <...>
Фоносемантический_анализ_слова_и_текста.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА И ТЕКСТА Учебно-методическое пособие Составитель Е.В. Сидорова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2010
Стр.1
1. Понятие фоносемантики Слово имеет огромную власть над сознанием человека, поскольку каждый звук, составляющий фонетический облик лексемы, обладает тайным смыслом, в поисках которого возникли и успешно развиваются суггестивная лингвистика и фоносемантика, изучающие вербальные средства воздействия на сознание человека. Текст как речевое произведение линеен и ограничен во времени, а мир смысла многомерен и темпорально не лимитирован. Любое высказывание содержит несколько смысловых слоев – комплекс явных (лексических) и латентных (фонетических). В справочной литературе термин «фоносемантика» впервые появился в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» в статье о звукосимволизме. Следует отметить работы П.П. Соколова, К. Ниропа, Н.Ф. Пелевиной, А.А. Реформатского, в которых шла речь о фоносемантических проблемах. Так, в статье 1897 г. П.П. Соколов рассматривает «цветной слух» (так автор именует «звукоцвет» – одну из важнейших составляющих фоносемантики). Анализируя поэтический или прозаический текст, мы обратимся к первому его уровню – фонетическому, к звукам и их семантике. Этот нижний в иерархии лингвистики уровень языка является высшим с точки зрения латентного воздействия. Уловить звук, поймать его – это и значит отыскать ритм повествования, его языковую структуру. А. Белый в статье «Как мы пишем» говорит о необходимости поиска нужного, значимого звука: «В звуке будущая тема подана мне издали; она обозрима в моменте; я сразу вижу и ее начало и ее конец; … в звуке подано мне будущее целое» (Белый, 1990, с. 81). И.П. Черепанова в книге «Клич Гамаюн», изучая суггестивные тексты, обращает внимание в первую очередь на их фоносемантические признаки: 1. Высокий уровень определенных фоносемантических признаков, свидетельствующий о достаточном суггестивном потенциале. 2. Два типа суггестивного влияния: «мягкое кодирование» (признаки «яркий», «возвышенный», «сильный») и «жесткое кодирование» (признаки «суровый», «устрашающий», «темный»). 3. Явное соответствие типа воздействия и преобладающего «цвета текста»: «мягкое» – голубой (преобладает «звуко-буква» И), «жесткое» – красный (А, Я). 4. Очевидное совпадение «золотого сечения» и кульминации текста. 3
Стр.3
Фонетическая значимость каждого звука (f) берется из табл. 1, частотность звуков (Рi) – из табл. 2. Сначала отыскиваем в столбце Рi максимальную частотность. В слове «лик» максимальную частотность имеет звук К – 0,030. Затем делим 0,030 на частотности остальных звуков и получаем столбец Pmax / Pi. Частотность И – наименьшая в этом слове – 0, 015. Это в 2 раза меньше, чем частотность К. Следовательно, И здесь в 2 раза информативнее, чем К. А звук Л’ в данном слове в 1,76 раз информативнее К. Теперь необходимо учесть место звука в слове. Первый звук слова – Л’. Значит, для него k учетверяем: 1,79 Ч 4 = 7,04. Роль звука Л’ значительна – он в 7 раз важнее для фонетической значимости, чем К. Он оказывает в 7 раз больше влияния на оценку нами звучания слова, чем К. Для ударного И k увеличиваем в 2 раза: 2,00 Ч 2 = 4,00. Весовые коэффициенты для всех звуков готовы. Их сумма: 7,04 + 4,00 + + 1, 00 = 12,04. Теперь увеличиваем вес фонетической значимости каждого звука в соответствии с полученными весовыми коэффициентами, перемножаем оценки фонетической значимости на соответствующие коэффициенты: 1,9 Ч 7,04 = 13,38; 2,00 Ч 4,00 = 8,00; 3,4 Ч 1,00 = 3,40. Сумма полученных величин равна 24,78. Вычисляем фонетическую значимость слова F = 2,0. То есть фонетическая значимость слова «лик» оценивается признаком «красивый». Вычислим фонетическую значимость слова «храп» по шкале «хороший – плохой». Звукобуквы f Х Р А П Σ 4,1 2,9 1,5 3,5 Исходные данные 0,008 0,024 0,046 0,020 5,75 1,92 1,00 2,30 F = 110,92 / 29,22 = 3,8. Фонетическая значимость слова «храп» характеризуется признаком «плохой». 6 Промежуточные Рi Pmax / Pi результаты вычислений k 23,00 1,92 2,00 2,30 29,22 fk 94,30 5,57 3,00 8,05 110,92
Стр.6
4. Изучение звуко-цветовых особенностей текста Важным понятием в изучении цветовых особенностей звуков является хроматизм – цветовые впечатления, возникающие в связи с бесцветными восприятиями и представлениями. Р.О. Якобсон в своих исследованиях приходит к выводу, что в национально-языковом сознании человека определенный звук строго ассоциируется с определенным цветом, оценкой, то есть не является произвольным. «И» – звук, обозначающий синий цвет, «у», «ы» – звуки недобрые» (Якобсон, 1985, с. 30–92). Можно утверждать, что количество и качество акустических различий между звуками поддерживается их семантико-коннотативными свойствами, которые активно используются мастерами поэтического слова. Л.Н. Санжаров, изучая обозначение цвета в звуках, пришел к выводу, что гласные и согласные ведут себя по-разному в отношении «звукоцвета». Согласные создают черно-белый фон: переднеязычные – светлый, губные и заднеязычные – темный. Соотношение числа этих звуков рождает светло-серый, серый и темно-серый фон. Гласные – цветные звуки (Санжаров, 1996, с. 20–28). Цветовые значения звукобукв А – ярко-красный, густо-красный, радостный Е – зеленый Ё – желто-зеленый И – синий, голубой О – светло-желтый, белый У – темно-синий, сине-зеленый, лиловый, тусклый Ы – черный, коричневый Э – зеленоватый Ю – сиреневый Я – ярко-красный А.П. Журавлев в своей книге «Звук и смысл» приводит интересные примеры изучения «цветного» звука в стихотворных произведениях. В стихотворении С. Есенина из цикла «Персидские мотивы», судя по содержанию, должен доминировать синий цвет: «Воздух прозрачный и синий, / Выйду в цветочные чащи. / Путник, в лазурь уходящий, / Ты не дойдешь до пустыни. / Воздух прозрачный и синий». Действительно, «синий» звук И доминирует, превышая норму в три раза. В другом стихотворении читаем: «Вы7
Стр.7
ткался на озере алый цвет зари. / На бору со звонами плачут глухари». Здесь заметно увеличена по сравнению с нормой частотность У и А. Подбор гласных точно соответствует цветовой картине, нарисованной в этом стихотворении словами: темно-синее вечернее небо, подсвеченное угасающим красным (Журавлев, 1991, с. 103– 104). Звуко-цветовой анализ показывает, что «звукоцвет» является интуитивным художественным приемом, который делает стихотворение ярким, зримым, впечатляющим. Т а б л и ц а 1 Фонетическая значимость звукобукв (Журавлев, 1974, с. 154–159) Звукобуквы В С А Д’ Ж Й Ю Р’ Ш Г И П’ 1. Хороший – плохой 2. Большой – маленький 3. Нежный – грубый 4. Женственный – мужественный 5. Светлый – темный 6. Активный – пассивный 7. Простой – сложный 8. Сильный – слабый 9. Горячий – холодный 10. Быстрый – медленный 11. Красивый – отталкивающий 12. Гладкий – шероховатый 13. Легкий – тяжелый 14. Веселый – грустный 15. Безопасный – страшный 16. Величественный – низменный 17. Яркий – тусклый 18. Округлый – угловатый 19. Радостный – печальный 20. Громкий – тихий 21. Длинный – короткий 22. Храбрый – трусливый 23. Добрый – злой 24. Могучий – хилый 25. Подвижный – медлительный 2,9 2,1 3,6 3,9 3,9 2,4 2,4 1,9 2,4 2,4 3,0 3,5 3,3 2,5 3,3 1,8 2,7 2,9 2,3 2,2 3,8 2,5 2,8 1,8 2,6 3,6 3,5 3,2 3,1 2,5 3,2 3,0 3,1 3,3 3,0 3,9 3,6 2,4 2,9 3,2 3,6 3,8 3,1 3,5 3,8 3,7 4,0 3,9 3,5 3,5 8 1,5 1,8 2,8 3,7 2,2 2,1 1,4 2,6 3,2 3,4 2,0 1,6 2,3 2,7 2,6 2,0 2,0 1,4 1,9 1,9 1,8 1,8 2,0 1,8 2,9 2,8 3,9 2,6 2,5 2,2 2,0 3,6 3,2 2,3 4,2 2,7 3,0 2,8 2,1 2,8 3,5 2,2 3,2 2,3 2,7 4,3 2,6 1,4 3,4 2,3 3,7 2,4 4,0 3,2 3,8 3,0 4,0 2,5 2,3 3,4 4,0 4,5 4,0 2,7 4,8 3,6 2,9 3,4 3,5 2,9 3,0 1,9 4,1 2,3 3,2 2,9 3,8 3,1 3,2 2,6 2,2 3,9 3,2 2,6 1,8 2,8 3,4 2,5 2,6 2,4 3,0 2,4 3,2 2,9 2,7 4,1 3,2 3,3 3,0 1,9 1,8 3,1 1,9 1,6 2,3 3,4 2,6 3,8 2,8 3,6 1,6 2,4 2,1 2,5 2,0 2,8 2,5 2,0 2,5 3,2 2,6 2,8 2,2 3,4 3,2 2,6 3,4 3,2 2,9 2,9 2,1 3,7 3,0 2,7 2,4 3,6 4,0 3,3 2,4 3,4 2,8 1,8 4,0 1,9 2,1 3,5 2,5 3,3 2,5 2,1 4,0 3,2 3,2 2,8 4,3 3,6 3,1 3,4 2,8 3,1 3,5 4,1 3,4 3,6 4,2 4,0 4,5 3,5 3,8 4,7 3,3 3,3 3,1 2,6 3,5 3,2 2,6 3,8 4,2 3,3 2,8 2,6 3,2 3,5 2,2 2,8 3,6 3,0 2,9 3,2 2,8 2,5 4,0 3,0 3,3 3,9 2,8 3,8 2,4 2,2 1,7 3,2 1,8 1,9 2,0 2,9 1,8 2,3 3,2 3,6 2,0 2,0 2,0 2,5 2,1 3,0 2,6 2,2 2,3 3,3 2,5 2,9 2,4 3,9 3,4 3,6 4,6 2,4 2,2 3,3 3,6 3,5 4,4 2,6 2,4 3,6 3,5 2,9 3,4 2,4 4,0 1,4 3,5 4,0 4,8 4,6 4,1 2,2 4,3 2,5
Стр.8