Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Технологии преподавания психолого-педагогических дисциплин (110,00 руб.)

0   0
Первый авторКунаковская Людмила Александровна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц29
ID227963
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов (социальных педагогов) старших курсов факультета философии и психологии ВГУ.
Кунаковская, Л.А. Технологии преподавания психолого-педагогических дисциплин / Л.А. Кунаковская .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010 .— 29 с. — 29 с. — URL: https://rucont.ru/efd/227963 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» <...> Л.А. Кунаковская ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Учебно-методическое пособие Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2010 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 17 декабря 2009 г., протокол № 1400-09 Рецензент канд. психол. наук, доц. кафедры общей и социальной психологии ВГУ О.П. <...> Макушина Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> Рекомендуется для студентов (социальных педагогов) старших курсов факультета философии и психологии ВГУ. <...> 02 Предисловие Профессиональное обучение в вузах содержит психолого-педагогический компонент, который выражен в различном объеме и представлен различными учебными дисциплинами в зависимости от специфики той или иной образовательной программы. <...> Исчерпывающее отличие учебного предмета обозначает В.И. Гинецинский (1983), определяя его как дидактически систематизированное изложение основ соответствующей научной дисциплины [7]. <...> Если наукой заняты исследователи, ученые, которые получают новые знания, проверяют гипотезы, организуют опытноэкспериментальную работу, то учебный предмет – сфера интереса преподавателя, ориентирован на обучающихся, организацию их учебно-профессиональной деятельности, учебная дисциплина предполагает педагогически целесообразное технологическое сопровождение. <...> Систематизация знаний является общим и определяющим признаком и для науки и для учебного предмета. <...> Цель и специфика педагогического и психологического знания связана с уникальностью предметов этих наук. <...> Психология изучает факты, закономерности и механизмы психики и ее развития. <...> Не <...>
Технологии_преподавания_психолого-педагогических_дисциплин.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Л.А. Кунаковская ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Учебно-методическое пособие Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2010
Стр.1
Предисловие Профессиональное обучение в вузах содержит психолого-педагогический компонент, который выражен в различном объеме и представлен различными учебными дисциплинами в зависимости от специфики той или иной образовательной программы. Рассмотрение вопроса преподавания психологии и педагогики связано с рассмотрением их в качестве научных и учебных дисциплин. Наука определяется как деятельность по производству знаний, как форма систематизации знаний. Исчерпывающее отличие учебного предмета обозначает В.И. Гинецинский (1983), определяя его как дидактически систематизированное изложение основ соответствующей научной дисциплины [7]. Если наукой заняты исследователи, ученые, которые получают новые знания, проверяют гипотезы, организуют опытноэкспериментальную работу, то учебный предмет – сфера интереса преподавателя, ориентирован на обучающихся, организацию их учебно-профессиональной деятельности, учебная дисциплина предполагает педагогически целесообразное технологическое сопровождение. Систематизация знаний является общим и определяющим признаком и для науки и для учебного предмета. Цель и специфика педагогического и психологического знания связана с уникальностью предметов этих наук. Психология изучает факты, закономерности и механизмы психики и ее развития. Педагогика – процессы обучения и воспитания. Интегративная связь этих наук и учебных дисциплин опосредована идеей целостности человеке в единстве его физического, психофизиологического, социального и педагогического аспектов изучения и освещения. Не случайно и совершенно оправдано то, что в Государственном образовательном стандарте по всем профессиональным образовательным программам предусмотрена учебная дисциплина «Психология и педагогика». Профессиональная подготовка студентов-педагогов сопряжена со знакомством с современными научно-методическими разработками по преподаванию педагогики и психологии. На наш вгляд, с этой точки зрения актуальными в высшей школе являются задачи формирования педагогической и методической культуры студентов – будущих педагогов, развитие их профессонально-педагогичесого творческого мышления, овладение логикой осуществления преподавательской деятельности, ознакомление с подхода3
Стр.3
Принципы обучения – это основные положения, руководящие идеи учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие учебный процесс. Реализация принципов имеет субъективную составляющую, поскольку связана с уровнем профессионализма преподавателя, его методологической и методической культурой. Перечислим специфические принципы обучения психологии и педагогики, которые вытекают из общедидактических [8; 10; 16]. • Принцип научности. • Принцип системности. • Принцип единства рационального и эмоционального. • Принцип единства предметно-ориентированного и личностно ориентированного обучения. • Принцип единства теоретического и эмпирического знания. • Принцип наглядности. Выделяют словесную, художественную, изобразительную и практическую наглядность. • Принцип активности в обучении. Реализуется за счет формирования потребности обучающихся в психолого-педагогических знаниях, диалогической формы обучения, проблемности, широкого использования практических методов обучения. • Принцип связи изучения педагогики и психологии с жизнью, с практикой будущей профессии. • Принцип развивающего характера обучения. • Принцип интегративности. • Принцип учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся. • Принцип опоры на личностный опыт и своеобразие внутреннего мира. • Принцип ненасилия и безоценочности педагогического взаимодействия. Проектирование и организацию учебно-познавательных действий обучающихся в курсе преподавания педагогики и психологии можно рассмотреть посредством таксономии учебных задач по Д. Толлингеровой, которая опирается на их когнитивные характеристики. Представим эти квалификационные группы с расширением и конкретизацией погрупп В.Я. Ляудис [14]. 6
Стр.6
1. Задачи, предполагающие воспроизведение знаний 1.1. Задачи на узнавание. 1.2. Задачи на воспроизведение отдельных фактов (данных, понятий). 1.3. Задачи на воспроизведение определений (норм, правил и т. д.). 1.4. Задачи на воспроизведение текста (стихотворений и др.). 2. Задачи, предполагающие простые мыслительные операции 2.1. Задачи на определение фактов (измерение, взвешивание, решение простых математических задач и пр.). 2.2. Задачи на перечисление и описание фактов (список, перечень). 2.3. Задачи на перечисление и описание процессов и приемов деятельности. 2.4. Задачи на анализ и синтез. 2.5. Задачи на сравнение и различение (компорация, дискриминация). 2.6. Задачи на упорядочивание (классификация, категоризация). 2.7. Задачи на определение отношений (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, польза, способ и пр.). 2.8. Задачи на абстракцию, конкретизацию, обобщение. 2.9. Задачи на решение простых заданий, предполагающие манипуляцию с неизвестными величинами и их поиск по правилу, формуле. 3. Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции 3.1. Задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах). 3.2. Задачи на интерпретацию (перевод, выражение знаков в словах). 3.3. Задачи на индукцию. 3.4. Задачи на дедукцию. 3.5. Задачи на аргументацию (доказывание верности, верификация). 3.6. Задачи на оценку явлений, событий, процессов, решений. 4. Задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение 4.1. Задачи на сочинение обозрения (конспекты, резюме и пр.). 4.2. Задачи на сочинение доклада, отчета, обзора и пр. 4.3. Задачи на самостоятельные письменные работы, проекты, изложение экспериментов и пр. 5. Задачи, предполагающие продуктивное мышление 5.1. Задачи на применение на практике. 5.2. Задачи на решение проблемных ситуаций. 7
Стр.7
5.3. Задачи на целеполагание и постановку вопросов. 5.4. Задачи на эвристический поиск на базе наблюдения и конкретных эмпирических данных. 5.5. Задачи на эвристический поиск на базе логического мышления. 5.6. Задачи по речевому оформлению в письменном тексте решения проблемных задач. 5.7. Задачи на анализ и обобщение эмпирических данных, феноменов (моральный поступок, процессы смыслополагания, особенности решения нравственной проблемы). 5.8. Задачи на выработку «чувства ситуации», поиск интуитивных решений в сложной конфликтной ситуации. 5.9. Задачи на групповые решения сложных проблем с отрытой структурой (т. е. задачи из области научной и практической работы психолога, педагога). 6. Рефлексивные задачи, обеспечивающие переход к метапознавательной деятельности учащихся (т. е. осознанному использованию собственных приемов построения эвристик, алгоритмов, способов анализа сложных открытых проблемных ситуаций и пр.). 6.1. Задачи, позволяющие студентам освоить рефлексивные процедуры по отношению к структурам действия опознания, запоминания, припоминания. 6.2. Рефлексивные процедуры по отношению к различным видам эвристик. 6.3. Рефлексивные действия, связанные с построением письменного текста (разных типов научного текста). 6.4. Задачи на построение стратегий совместного и индивидуального решений тех или иных проблем. 6.5. Задачи на выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач. Представители гуманистической педагогики А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс – в США, Р. Бернс – в Англии, О. Больнов, П. Тиллик – в Германии ориентируют учителя на осознание своей деятельности как глубоко человечной, мотивированной искренним и уважительным отношением к ребенку, на создание условий для самореализации учащихся. Возрастает роль «человековедческих» знаний учителя, дающих ему понимание людей и се8
Стр.8