Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с супругами (220,00 руб.)

0   0
Первый авторМакушина Ольга Петровна
АвторыТенькова Валентина Алексеевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц78
ID227958
АннотацияВ данном методическом пособии представлены методики, позволяющие получить эмпирическую информацию о супружеских отношениях как о подсистеме семейного организма.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 4 курса очной и 5 курса очно-заочной форм обучения специальности «Психология» факультета философии и психологии ВГУ.
Макушина, О.П. Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с супругами / В.А. Тенькова; О.П. Макушина .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010 .— 78 с. — 78 с. — URL: https://rucont.ru/efd/227958 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О.П. Макушина, В.А. Тенькова МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СУПРУГАМИ Учебное пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2010 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 30 марта 2009 г., протокол № 1400-03 Рецензент доц. <...> Семья в структуре ролевых паттернов взрослого человека…….. <...> Исследование семейного организма или системы с целью получения новых сведений о функционировании отдельных людей известно как системный подход. <...> В данном методическом пособии представлены методики, позволяющие получить эмпирическую информацию о супружеских отношениях как о подсистеме семейного организма. <...> Материал, представленный в пособии, подразделен на отдельные разделы: методики изучения ролевой структуры семьи, методики удовлетворенности браком, методики изучения супружеских конфликтов и методики диагностики совместимости супругов. <...> Каждая методика снабжена общей характеристикой, инструкцией, текстом самой методики (вопросника), описанием измеряемых ею параметров, ключами, таблицами перевода «сырых» баллов в стандартные (если они имеются), направлениями интерпретации полученных данных. <...> Психодиагностические методики, вошедшие в данное пособие, могут быть использованы студентами в рамках изучения дисциплин «Психология семейных отношений», «Семейное консультирование и терапия», при выполнении учебно-исследовательских и практических работ, а также в ходе производственной практики. <...> Процедура проведения тестирования Инструкция: «Просим Вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации Вашей семейной жизни. <...> От кого из Вас зависят интересы и увлечения семьи? <...> Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях, как вы считаете, от кого это может зависеть в Вашей семье (вольно или невольно) в большей степени? <...> 9 Порядок и последовательность <...>
Методы_психодиагностической_и_психотерапевтической_работы_с_супругами.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» О.П. Макушина, В.А. Тенькова МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СУПРУГАМИ Учебное пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2010
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………….4 1. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ……………..5 1.1. Опросник «Распределение ролей в семье»…………………………5 1.2. Методика «Ролевые ожидания и притязания» (РОП)……………12 2. МЕТОДИКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ………………………19 2.1. Тест на удовлетворенность браком………………………………..19 2.2. Тест-опросник удовлетворенности браком……………………….22 2.3. Опросник «Особенности общения между супругами»…………..25 3. СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ДИАГНОСТИКА………………34 3.1. Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации»………………………………………………………………...34 3.2. Опросник «Реакции супругов на конфликт»……………………...42 3.3. Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ)……………………48 3.4. Семья в структуре ролевых паттернов взрослого человека……..50 4. ДИАГНОСТИКА СОВМЕСТИМОСТИ СУПРУГОВ…………………….55 4.1. Опросник «Измерение установок в супружеской паре»…………55 4.2. Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3)………...65 4.3. Шкала семейного окружения (ШСО)……………………………..68 Литература……………………………………………………………………...77 3
Стр.3
5. Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане сексуального поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов свидетельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров. Нужно отметить, что в молодых семьях жены чаще выступают инициаторами интимных отношений, чем в более пожилых. 6. Роль организатора развлечений. Выделение подобной роли само по себе отражает серьезные изменения в жизни общества, поскольку какихнибудь 50 лет назад о культуре семейного досуга для широких слоев населения не могло быть речи. Эта роль включает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска и т. д. 7. Организатор семейной субкультуры. Появление этой роли, как и роли организатора досуга, отражает коренные изменения, происходящие в обществе, и прежде всего рост культурного уровня широких слоев населения, когда люди больше начинают интересоваться наукой, искусством, ходить в кино, театры, музеи. Реализация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений. 8. Роль ответственного за поддержание родственных связей включает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками, содействие материальному обеспечению, социальному становлению членов семьи. Реализация этой роли традиционно возлагается на обоих супругов, хотя несколько большую активность традиционно проявляет при этом жена. Надо отметить, что в последнее время в мире наблюдается значительное снижение значимости родственных связей, причем если молодые супруги вполне удовлетворены качеством родственных отношений, то пожилые считают, что родственных отношений сейчас далеко не достаточно. 9. Роль «психотерапевта» является одной из наиболее интересных и важных в современной семье. Нужно отметить, что само ее появление вызвано коренным изменением функций семьи, когда одной из основных черт становится удовлетворение потребностей членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реализация этой роли связана с активностью, направленной на решение личностных проблем партнера, – выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Об огромном значении, которое имеет эта роль в современной семье, свидетельствует уже тот факт, что степень ее реализации членами семьи наиболее тесно связана с удовлетворенностью супругов своим бра6
Стр.6
ком. Данные некоторых исследований говорят о том, что женщины лучше выполняют эту роль, чем мужчины. Процедура проведения тестирования Инструкция: «Просим Вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации Вашей семейной жизни. Все Ваши ответы сохраняются в тайне. Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов; выберите, пожалуйста, тот ответ, который в большей мере соответствует Вашей точке зрения, и на ответном листе отметьте его крестиком напротив соответствующего вопроса». Текст опросника 1. От кого из Вас зависят интересы и увлечения семьи? А. В основном это зависит от мужа. Б. Это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже. В. Это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже. Г. В основном это зависит от жены. 2. От кого из Вас в большей степени зависит настроение в семье? А. В основном настроение зависит от жены. Б. В большей степени настроение зависит от жены, но и от мужа тоже. В. В большей степени настроение зависит от мужа, но и от жены тоже. Г. В основном настроение зависит от мужа. 3. Если возникнет необходимость, кто из Вас в первую очередь найдет, где можно занять крупную сумму денег? А. Это сделает жена. Б. В первую очередь это сделает жена, но и муж тоже. В. В первую очередь это сделает муж, но и жена тоже. Г. Это сделает муж. 4. Кто в Вашей семье чаще приглашает в дом гостей? А. Чаще приглашает муж. Б. Обычно приглашает муж, но и жена тоже. В. Обычно приглашает жена, но и муж тоже. Г. Чаще приглашает жена. 5. Кого в семье больше заботит уют и удобство Вашей квартиры? А. В основном мужа. Б. В большей степени мужа, но и жену тоже. В. В большей степени жену, но и мужа тоже. Г. В основном жену. 6. Кто из Вас чаще первым целует и обнимает другого? А. Обычно это делает муж. Б. Обычно это делает муж, но и жена тоже. В. Обычно это делает жена, но и муж тоже. Г. Обычно это делает жена. 7
Стр.7
7. Кто в Вашей семье решает, какие газеты и журналы выписывать? А. Обычно решает жена. Б. В большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже. В. В большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже. Г. Обычно решает муж. 8. По чьей инициативе Вы чаще ходите в кино, в театр? А. По инициативе мужа. Б. В основном по инициативе мужа, но бывает, что и жены. В. В основном по инициативе жены, но бывает, что и мужа. Г. По инициативе жены. 9. Кто в Вашей семье играет с маленькими детьми? А. В основном жена. Б. Чаще жена, но и муж тоже. В. Чаще муж, но и жена тоже. Г. В основном муж. 10. От кого в Вашей семье зависит взаимная удовлетворенность интимными отношениями? А. В основном это зависит от мужа. Б. В большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже. В. В большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже. Г. В основном это зависит от жены. 11. Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях, как вы считаете, от кого это может зависеть в Вашей семье (вольно или невольно) в большей степени? А. Чаще от мужа. Б. Обычно от мужа, но и от жены тоже. В. Обычно от жены, но и от мужа тоже. Г. Чаще от жены. 12. Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др.) являются определяющими в Вашей семье? А. Жизненные принципы жены. Б. Как правило, жены, но в некоторых случаях и мужа. В. Как правило, мужа, но в некоторых случаях и жены. Г. Жизненные принципы мужа. 13. Кто в Вашей семье следит за поведением маленьких детей? А. В основном это делает жена. Б. Чаще это делает жена, а иногда и муж. В. Чаще это делает муж, а иногда и жена. Г. В основном это делает муж. 14. Кто в Вашей семье ходит с ребенком в кино, театр, на прогулки и др.? А. В основном это делает муж. Б. Чаще это делает муж, но и жена тоже. В. Чаще это делает жена, но и муж тоже. Г. В основном это делает жена. 8
Стр.8