Б.Г.Бобылев
Учебные книги Н.М.Шанского как осуществление идеала «конкретной филологии»
Нарастание центробежных тенденций в филологии в Новое время
приводит и выделению из ее состава двух самостоятельных дисциплин лингвистики и литературоведения. <...> При этом происходит отказ от целостного, имманентного подхода к тексту. <...> В первом случае текст рассматривается как
производное социальных и эстетических категорий, во втором – как проявление лингвистических категорий, реализация языкового кода. <...> Вместе с тем, несмотря на неоднократно раздававшиеся призывы
разрушить филологию, окончательно и бесповоротно развести лингвистику и литературоведение в филологии действовали и продолжают действовать довольно сильные центростремительное тенденции. <...> В качестве проявлений этих тенденций можно рассматривать введение нового курса –
«Филологический анализ художественного текста» – в вузе и восстановление преподавания учебного предмета «Русская словесность» в школе. <...> Идея
«конкретной филологии как интерпретации и критики выражения», сформулированная в свое время Г.О.Винокуром, получила свое классическое
воплощение в серии учебников и учебных пособий Н.М.Шанского, посвященных лингвистическому и филологическому анализу художественного
текста. <...> Шанского анализ лингвистической формы художественного текста никогда не выступал как самоцель, но являлся важной предпосылкой постижения содержания, идеи литературного произведения. <...> Школьные и вузовские пособия, созданные ученым, ориентированы на целостный подход к слову и тексту как центральным и традиционным объектам филологии, главной задачей которой с начала ее возникновения является объяснение, интерпретация текста, раскрытие его смысла. <...> Н.М.Шанскому понимание художественного произведения как определенного эстетического единства формы и содержания, воспитательной информации и образной системы противостояло не только атомарным методам <...>
Учебные_книги_Н._М._Шанского_как_осуществление_идеала_Конкретной_филологии.pdf
Б.Г.Бобылев
Учебные книги Н.М.Шанского как осуществление идеала «конкретной
филологии»
Нарастание центробежных тенденций в филологии в Новое время
приводит и выделению из ее состава двух самостоятельных дисциплин -
лингвистики и литературоведения. При этом происходит отказ от целостного,
имманентного подхода к тексту. И для литературоведения, и для
лингвистики текст вторичен. В первом случае текст рассматривается как
производное социальных и эстетических категорий, во втором – как проявление
лингвистических категорий, реализация языкового кода.
Вместе с тем, несмотря на неоднократно раздававшиеся призывы
разрушить филологию, окончательно и бесповоротно развести лингвистику
и литературоведение в филологии действовали и продолжают действовать
довольно сильные центростремительное тенденции. В качестве проявлений
этих тенденций можно рассматривать введение нового курса –
«Филологический анализ художественного текста» – в вузе и восстановление
преподавания учебного предмета «Русская словесность» в школе. Идея
«конкретной филологии как интерпретации и критики выражения», сформулированная
в свое время Г.О.Винокуром, получила свое классическое
воплощение в серии учебников и учебных пособий Н.М.Шанского, посвященных
лингвистическому и филологическому анализу художественного
текста.
Для Н.М.Шанского анализ лингвистической формы художественного
текста никогда не выступал как самоцель, но являлся важной предпосылкой
постижения содержания, идеи литературного произведения.
Школьные и вузовские пособия, созданные ученым, ориентированы на целостный
подход к слову и тексту как центральным и традиционным объектам
филологии, главной задачей которой с начала ее возникновения является
объяснение, интерпретация текста, раскрытие его смысла. Присущее
Н.М.Шанскому понимание художественного произведения как определенного
эстетического единства формы и содержания, воспитательной информации
и образной системы противостояло не только атомарным методам
исследования художественного текста, но и любым попыткам игнорировать
активную роль языковой формы литературного произведения, трактовать
литературу «как служанку истории и социологии» (П.Н.Сакулин).
Особо следует отметить ту особую атмосферу интеллектуального
проникнуты учебно-дидактические
диалога, которой
очерки
Н.М.Шанского, посвященные разбору хрестоматийных текстов русской
классики. Полемика с предшественниками для ученого всегда выступала
не в качестве способа самоутверждения, но в качестве средства раскрытия
динамики формирования мысли, подключения читателя к тому процессу
сотворчества, который сопровождает анализ художественного текста,
представляющий собой не только науку, но и искусство. Проникновение в
Стр.1