Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Учебные книги Н. М. Шанского как осуществление идеала "Конкретной филологии" (80,00 руб.)

0   0
АвторыБобылев Борис Геннадьевич
ИздательствоОрелГТУ
Страниц3
ID227898
АннотацияО серии учебников и учебных пособий Н.М. Шанского, посвященных лингвистическому и филологическому анализу художественного текста
Учебные книги Н. М. Шанского как осуществление идеала "Конкретной филологии" / Б.Г. Бобылев .— Русская речь в современном вузе: материалы третьей международной научно-практической интернет-конференции .— Орел : ОрелГТУ, 2008 .— 3 с. — С.28-31 .— URL: https://rucont.ru/efd/227898 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Б.Г.Бобылев Учебные книги Н.М.Шанского как осуществление идеала «конкретной филологии» Нарастание центробежных тенденций в филологии в Новое время приводит и выделению из ее состава двух самостоятельных дисциплин лингвистики и литературоведения. <...> При этом происходит отказ от целостного, имманентного подхода к тексту. <...> В первом случае текст рассматривается как производное социальных и эстетических категорий, во втором – как проявление лингвистических категорий, реализация языкового кода. <...> Вместе с тем, несмотря на неоднократно раздававшиеся призывы разрушить филологию, окончательно и бесповоротно развести лингвистику и литературоведение в филологии действовали и продолжают действовать довольно сильные центростремительное тенденции. <...> В качестве проявлений этих тенденций можно рассматривать введение нового курса – «Филологический анализ художественного текста» – в вузе и восстановление преподавания учебного предмета «Русская словесность» в школе. <...> Идея «конкретной филологии как интерпретации и критики выражения», сформулированная в свое время Г.О.Винокуром, получила свое классическое воплощение в серии учебников и учебных пособий Н.М.Шанского, посвященных лингвистическому и филологическому анализу художественного текста. <...> Шанского анализ лингвистической формы художественного текста никогда не выступал как самоцель, но являлся важной предпосылкой постижения содержания, идеи литературного произведения. <...> Школьные и вузовские пособия, созданные ученым, ориентированы на целостный подход к слову и тексту как центральным и традиционным объектам филологии, главной задачей которой с начала ее возникновения является объяснение, интерпретация текста, раскрытие его смысла. <...> Н.М.Шанскому понимание художественного произведения как определенного эстетического единства формы и содержания, воспитательной информации и образной системы противостояло не только атомарным методам <...>
Учебные_книги_Н._М._Шанского_как_осуществление_идеала_Конкретной_филологии.pdf
Б.Г.Бобылев Учебные книги Н.М.Шанского как осуществление идеала «конкретной филологии» Нарастание центробежных тенденций в филологии в Новое время приводит и выделению из ее состава двух самостоятельных дисциплин - лингвистики и литературоведения. При этом происходит отказ от целостного, имманентного подхода к тексту. И для литературоведения, и для лингвистики текст вторичен. В первом случае текст рассматривается как производное социальных и эстетических категорий, во втором – как проявление лингвистических категорий, реализация языкового кода. Вместе с тем, несмотря на неоднократно раздававшиеся призывы разрушить филологию, окончательно и бесповоротно развести лингвистику и литературоведение в филологии действовали и продолжают действовать довольно сильные центростремительное тенденции. В качестве проявлений этих тенденций можно рассматривать введение нового курса – «Филологический анализ художественного текста» – в вузе и восстановление преподавания учебного предмета «Русская словесность» в школе. Идея «конкретной филологии как интерпретации и критики выражения», сформулированная в свое время Г.О.Винокуром, получила свое классическое воплощение в серии учебников и учебных пособий Н.М.Шанского, посвященных лингвистическому и филологическому анализу художественного текста. Для Н.М.Шанского анализ лингвистической формы художественного текста никогда не выступал как самоцель, но являлся важной предпосылкой постижения содержания, идеи литературного произведения. Школьные и вузовские пособия, созданные ученым, ориентированы на целостный подход к слову и тексту как центральным и традиционным объектам филологии, главной задачей которой с начала ее возникновения является объяснение, интерпретация текста, раскрытие его смысла. Присущее Н.М.Шанскому понимание художественного произведения как определенного эстетического единства формы и содержания, воспитательной информации и образной системы противостояло не только атомарным методам исследования художественного текста, но и любым попыткам игнорировать активную роль языковой формы литературного произведения, трактовать литературу «как служанку истории и социологии» (П.Н.Сакулин). Особо следует отметить ту особую атмосферу интеллектуального проникнуты учебно-дидактические диалога, которой очерки Н.М.Шанского, посвященные разбору хрестоматийных текстов русской классики. Полемика с предшественниками для ученого всегда выступала не в качестве способа самоутверждения, но в качестве средства раскрытия динамики формирования мысли, подключения читателя к тому процессу сотворчества, который сопровождает анализ художественного текста, представляющий собой не только науку, но и искусство. Проникновение в
Стр.1