Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Николай Максимович Шанский как основоположник теории и методики лингвистического анализа художественного текста (80,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID227894
АннотацияСтатья о Н.М. Шансском, внесшем огромный вклад в развитие словообразования, фразеологии, лексикологии, этимологии русского языка
Николай Максимович Шанский как основоположник теории и методики лингвистического анализа художественного текста / Б.Г. Бобылев .— : [Б.и.], 2012 .— 4 с. — Русский язык в школе. - №11. - С. 79-82. — URL: https://rucont.ru/efd/227894 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Б.Г.БОБЫЛЕВ и методики лингвистического орел анализа художественного текста иколая Максимовича Шанского по праву можно отнести к классикам отечественного языкознания. <...> Он стоит у истоков отечественной лингводидактики, тесно связанной с теорией и практикой преподавания русского языка как родно го, так и русского языка в национальной школе. <...> Академик Шанский заложил так же основы теории и методики лингвис тического и филологического анализа ху дожественного текста в вузе и школе. <...> Интерес к изучению языка художе ственной литературы характерен для уче ного с самого начала его научной дея тельности. <...> В числе учи телей Н. М. Шанского в первую очередь следует назвать профессора Г. О. Вино кура, сформулировавшего в свое время идею конкретной филологии как интер претации и критики выражения. <...> В рабо тах Шанского эта идея получает свое все стороннее воплощение и развитие - сна чала в общетеоретическом плане, а затем в плане дидактическом и методическом. <...> Н. М. Шанский предлагает название и концептуальное обоснование нового ву зовского курса - «Лингвистический ана лиз художественного текста» [Шанский 1963: 140-152]. <...> Данный термин быстро входит в широкий научный обиход. <...> Н. М. Шанский является автором первой программы по лингвистическому анализу художественного текста для филологиче ских факультетов пединститутов [Шан ский 1973]. <...> В течение 1970-1980-х гг. и возднее в ряде своих статей, пособий, раз работок для вуза и школы, в выступлениях и конгрессах в нашей стране и за ее рубе жами ученый формулирует и развивает основные принципы и теоретические по ложения нового курса, создает методику лингвистического анализа и комментиро вания художественных текстов, предлага ет образцы разбора языка литературных произведений. <...> Среди этапных работ этого ряда можно назвать статьи «О лингвисти ческом анализе и комментировании худо жественного текста» (в кн. <...> 1), «Лингвистическое ком ментирование художественного текста в национальной <...>
Николай_Максимович_Шанский_как_основоположник_теории_и_методики_лингвистического_анализа_художественного_текста_.pdf
Б.Г.БОБЫЛЕВ и методики лингвистического орел анализа художественного текста Николай Максимович Шанский как основоположник теории иколая Максимовича Шанского по праву можно отнести к классикам отечественного языкознания. Трудно переоценить его вклад в развитие словообразования, фразеологии, лексикологии, этимологии русского языка. Он стоит у истоков отечественной лингводидактики, тесно связанной с теорией и практикой преподавания русского языка как родного, так и русского языка в национальной школе. Академик Шанский заложил также основы теории и методики лингвистического и филологического анализа художественного текста в вузе и школе. Интерес к изучению языка художественной литературы характерен для ученого с самого начала его научной деятельности. Во многом этот интерес был обусловлен воздействием отечественной филологической традиции. В числе учителей Н. М. Шанского в первую очередь следует назвать профессора Г. О. Винокура, сформулировавшего в свое время идею конкретной филологии как интерпретации и критики выражения. В работах Шанского эта идея получает свое всестороннее воплощение и развитие - сначала в общетеоретическом плане, а затем в плане дидактическом и методическом. В начале 50-х годов прошлого века выходит серия работ ученого, посвященных анализу языка русской классики. Среди них объемные статьи «К изучению языка Н. А. Некрасова в школе» (РЯШ. - 1953. - № 2); «К изучению в школе языка романа Л. Н. Толстого "Война и мир"» (в кн.: Л. Н. Толстой: К 125-летию со дня рождения. - М., 1953); «О языке и слоге рассказов А. П. Чехова» (РЯШ. - 1954. - № 4) наук, кандидат филол. наук, профессор Государственного ун-та УНПК. E-mail: boris-bobylev® yandex.ru Бобылев Борис Геннадьевич, доктор пед. и др. В докладе, сделанном в июне 1960 г. на заседании Третьего международного методического семинара преподавателей русского языка стран социализма, Н. М. Шанский предлагает название и концептуальное обоснование нового вузовского курса - «Лингвистический анализ художественного текста» [Шанский 1963: 140-152]. Данный термин быстро входит в широкий научный обиход. Н. М. Шанский является автором первой программы по лингвистическому анализу художественного текста для филологических факультетов пединститутов [Шанский 1973]. В течение 1970-1980-х гг. и возднее в ряде своих статей, пособий, разработок для вуза и школы, в выступлениях и конгрессах в нашей стране и за ее рубежами ученый формулирует и развивает основные принципы и теоретические положения нового курса, создает методику лингвистического анализа и комментирования художественных текстов, предлагает образцы разбора языка литературных произведений. Среди этапных работ этого ряда можно назвать статьи «О лингвистическом анализе и комментировании художественного текста» (в кн.: Анализ художественного текста: Сб. статей. - М., 1975.- Вып. 1), «Лингвистическое комментирование художественного текста в национальной школе и вузе» (Русский язык в армянской школе. - 1984. - № 1) и др. Наиболее полно и развернуто теоретические и методические основы курса изложены в учебнике «Лингвистический анализ художественного текста» (1-е изд. - 1984 г., 2-е изд., дораб. и дополн. - 1990 г.). Отличительной особенностью позиции ученого является исключительно большое внимание к методологическому аспекту разрабатываемой им дисциплины. С одной стороны, для него характерен «учет специфических черт языка художественной 79
Стр.1