Б.Г.БОБЫЛЕВ и методики лингвистического
орел анализа художественного текста
иколая Максимовича Шанского по
праву можно отнести к классикам
отечественного языкознания. <...> Он стоит у
истоков отечественной лингводидактики,
тесно связанной с теорией и практикой
преподавания русского языка как родно
го, так и русского языка в национальной
школе. <...> Академик Шанский заложил так
же основы теории и методики лингвис
тического и филологического анализа ху
дожественного текста в вузе и школе. <...> Интерес к изучению языка художе
ственной литературы характерен для уче
ного с самого начала его научной дея
тельности. <...> В числе учи
телей Н. М. Шанского в первую очередь
следует назвать профессора Г. О. Вино
кура, сформулировавшего в свое время
идею конкретной филологии как интер
претации и критики выражения. <...> В рабо
тах Шанского эта идея получает свое все
стороннее воплощение и развитие - сна
чала в общетеоретическом плане, а затем
в плане дидактическом и методическом. <...> Н. М. Шанский предлагает название и
концептуальное обоснование нового ву
зовского курса - «Лингвистический ана
лиз художественного текста» [Шанский
1963: 140-152]. <...> Данный термин быстро
входит в широкий научный обиход. <...> Н. М. Шанский является автором первой
программы по лингвистическому анализу
художественного текста для филологиче
ских факультетов пединститутов [Шан
ский 1973]. <...> В течение 1970-1980-х гг. и
возднее в ряде своих статей, пособий, раз
работок для вуза и школы, в выступлениях
и конгрессах в нашей стране и за ее рубе
жами ученый формулирует и развивает
основные принципы и теоретические по
ложения нового курса, создает методику
лингвистического анализа и комментиро
вания художественных текстов, предлага
ет образцы разбора языка литературных
произведений. <...> Среди этапных работ этого
ряда можно назвать статьи «О лингвисти
ческом анализе и комментировании худо
жественного текста» (в кн. <...> 1), «Лингвистическое ком
ментирование художественного текста в
национальной <...>
Николай_Максимович_Шанский_как_основоположник_теории_и_методики_лингвистического_анализа_художественного_текста_.pdf
Б.Г.БОБЫЛЕВ и методики лингвистического
орел анализа художественного текста
Николай Максимович Шанский
как основоположник теории
иколая Максимовича Шанского по
праву можно отнести к классикам
отечественного языкознания. Трудно переоценить
его вклад в развитие словообразования,
фразеологии, лексикологии,
этимологии русского языка. Он стоит у
истоков отечественной лингводидактики,
тесно связанной с теорией и практикой
преподавания русского языка как родного,
так и русского языка в национальной
школе. Академик Шанский заложил также
основы теории и методики лингвистического
и филологического анализа художественного
текста в вузе и школе.
Интерес к изучению языка художественной
литературы характерен для ученого
с самого начала его научной деятельности.
Во многом этот интерес был
обусловлен воздействием отечественной
филологической традиции. В числе учителей
Н. М. Шанского в первую очередь
следует назвать профессора Г. О. Винокура,
сформулировавшего в свое время
идею конкретной филологии как интерпретации
и критики выражения. В работах
Шанского эта идея получает свое всестороннее
воплощение и развитие - сначала
в общетеоретическом плане, а затем
в плане дидактическом и методическом.
В начале 50-х годов прошлого века выходит
серия работ ученого, посвященных
анализу языка русской классики. Среди
них объемные статьи «К изучению языка
Н. А. Некрасова в школе» (РЯШ. - 1953. -
№ 2); «К изучению в школе языка романа
Л. Н. Толстого "Война и мир"» (в кн.:
Л. Н. Толстой: К 125-летию со дня рождения.
- М., 1953); «О языке и слоге рассказов
А. П. Чехова» (РЯШ. - 1954. - № 4)
наук, кандидат филол. наук, профессор Государственного
ун-та УНПК. E-mail: boris-bobylev®
yandex.ru
Бобылев Борис Геннадьевич, доктор пед.
и др. В докладе, сделанном в июне 1960 г.
на заседании Третьего международного
методического семинара преподавателей
русского языка стран социализма,
Н. М. Шанский предлагает название и
концептуальное обоснование нового вузовского
курса - «Лингвистический анализ
художественного текста» [Шанский
1963: 140-152]. Данный термин быстро
входит в широкий научный обиход.
Н. М. Шанский является автором первой
программы по лингвистическому анализу
художественного текста для филологических
факультетов пединститутов [Шанский
1973]. В течение 1970-1980-х гг. и
возднее в ряде своих статей, пособий, разработок
для вуза и школы, в выступлениях
и конгрессах в нашей стране и за ее рубежами
ученый формулирует и развивает
основные принципы и теоретические положения
нового курса, создает методику
лингвистического анализа и комментирования
художественных текстов, предлагает
образцы разбора языка литературных
произведений. Среди этапных работ этого
ряда можно назвать статьи «О лингвистическом
анализе и комментировании художественного
текста» (в кн.: Анализ художественного
текста: Сб. статей. - М.,
1975.- Вып. 1), «Лингвистическое комментирование
художественного текста в
национальной школе и вузе» (Русский
язык в армянской школе. - 1984. - № 1)
и др. Наиболее полно и развернуто теоретические
и методические основы курса
изложены в учебнике «Лингвистический
анализ художественного текста» (1-е изд. -
1984 г., 2-е изд., дораб. и дополн. - 1990 г.).
Отличительной особенностью позиции
ученого является исключительно большое
внимание к методологическому аспекту
разрабатываемой им дисциплины. С одной
стороны, для него характерен «учет специфических
черт языка художественной
79
Стр.1