БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В
КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ <...> Б.Г. Бобылев, д.пед.н., проф.,
ГОУ ВПО «ОрелГТУ», г. Орел
В 2007 году кафедрой «Русский язык и педагогика» совместно со специа
листами кафедры «Прикладная математика и информатика» был выполнен про
ект «Создание интерактивной системы балльно-рейтингового контроля знаний
студентов вузов по дисциплине «Русский язык и культура речи». <...> Переход к
рейтинговым оценкам позволяет с одной стороны, отразить в большом диапа
зоне индивидуальные способности студента, а с другой - увеличить состяза
тельность учения, объективизировать оценки, учитывая не только одноразовые
результаты контроля, но и особенности работы обучающегося в течение всего
периода изучения дисциплины. <...> Именно установление рейтинга обучающегося
способствует мобилизации его самостоятельности и активности при выполне
нии учебной программы и, в конечном счете, улучшению его профессиональ
ной подготовки. <...> .
В основу разработанной балльно-рейтинговой системы контроля знаний
студентов по русскому языку и культуре речи положены принципы, в соответ
ствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется в ходе те
кущего, рубежного и итогового контроля. <...> В ряде отношений данная система
аналогична балльно-рейтинговым системам, широко применяемым в зарубеж
ных вузах, а также в ряде отечественных вузов, однако следует отметить и осо
бо подчеркнуть ряд моментов, составляющих новизну рассматриваемого про
екта. <...> Впервые балльно-рейтинговой система разрабатывается на основе теории
и практики использования в учебном процессе критериально-ориентированных
тестов (mastery tests). <...> Следует отметить при этом, что американские mastery
tests нацелены в первую очередь на диагностирование знаний выпускников
средних школ (абитуриентов), тогда как предлагаемая методика интерактивно
го критериально-ориентированного тестирования и балльно-рейтинговой оцен <...>
Балльно-рейтинговый_контроль_знаний_студентов_в_контексте_современной_образовательной_программы.pdf
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В
КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
Б.Г. Бобылев, д.пед.н., проф.,
ГОУ ВПО «ОрелГТУ», г. Орел
В 2007 году кафедрой «Русский язык и педагогика» совместно со специалистами
кафедры «Прикладная математика и информатика» был выполнен проект
«Создание интерактивной системы балльно-рейтингового контроля знаний
студентов вузов по дисциплине «Русский язык и культура речи». Переход к
рейтинговым оценкам позволяет с одной стороны, отразить в большом диапазоне
индивидуальные способности студента, а с другой - увеличить состязательность
учения, объективизировать оценки, учитывая не только одноразовые
результаты контроля, но и особенности работы обучающегося в течение всего
периода изучения дисциплины. Именно установление рейтинга обучающегося
способствует мобилизации его самостоятельности и активности при выполнении
учебной программы и, в конечном счете, улучшению его профессиональной
подготовки. .
В основу разработанной балльно-рейтинговой системы контроля знаний
студентов по русскому языку и культуре речи положены принципы, в соответствии
с которыми формирование рейтинга студента осуществляется в ходе текущего,
рубежного и итогового контроля. В ряде отношений данная система
аналогична балльно-рейтинговым системам, широко применяемым в зарубежных
вузах, а также в ряде отечественных вузов, однако следует отметить и особо
подчеркнуть ряд моментов, составляющих новизну рассматриваемого проекта.
Впервые балльно-рейтинговой система разрабатывается на основе теории
и практики использования в учебном процессе критериально-ориентированных
тестов (mastery tests). Следует отметить при этом, что американские mastery
tests нацелены в первую очередь на диагностирование знаний выпускников
средних школ (абитуриентов), тогда как предлагаемая методика интерактивного
критериально-ориентированного тестирования и балльно-рейтинговой оценки
знаний студентов по русскому языку и культуре речи ориентирована на
внедрение в отечественные вузы, заключая в себе большие системообразующие
возможности и потенциальные стимулы к совершенствованию инфраструктуры
российского высшего образования.
Использование сетевых критериально-ориентированных тестов на этапах
текущего, рубежного и итогового контроля позволяет перейти от псевдотестирования
в форме набора вопросов по выбору правильного ответа к научно
обоснованной и апробированной системе контроля знаний студентов с учетом
структурирования и иерархизации предметной области дисциплины «Русский
язык и культура речи».
Разработанная интерактивная система включает в себя ряд взаимодействующих
между собой модулей, выполняющих соответствующие интеллектуальные
функции.
7
Стр.1