АНАЛИЗ И ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА
В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
КАК ИНОСТРАННОГО
модуль третий
Научно-методические материалы
СБОРНИК ТЕКСТОВ И ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
ПО АНАЛИЗУ ТЕКСТОВ
РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ
МОДУЛЬ III
Автор: доктор педагогических наук профессор Б.Г. Бобылев
Москва-2011
Материалы Модуля III включают тексты, относящиеся к различным
функциональным стилям современного русского литературного языка. <...> Каждый текст сопровождается тестовыми заданиями, выполнение кото
рых требует опоры на теоретические сведения, освещаемые в предыдущих
модулях. <...> (2) Пифагор покинул свой родной остров Самос в Эгейском море в
знак протеста против тирании правителя и уже в зрелом возрасте (по пре
данию в 40 лет) появился в греческом городе Кротоне на юге Италии. <...> (3) Пифагор и его последователи пифагорейцы образовали тайный
союз, игравший немалую роль в жизни греческих колоний и Италии. <...> (7) Там Пифагор познакомился и с восточной математикой. <...> (4) Деревня - это система, где сплавлены воедино крестьянский труд
и сельская (народная) культура во всех её видах и разновидностях, кото
рые постоянно, в каждом трудовом акте и в каждом праздничном ритуале
пронизывают друг друга. <...> Из перечисленного: а) оценочная лексика; б) термины; в) нанизывание
родительных падежей; г) «рубленный» синтаксис; д) канцелярские штам
пы - в приведенном тексте наиболее активно употребляются: <...> Слова и выражения с высокой окраской используются в предложениях: <...> Слова и выражения с разговорной окраской используются в предложе
ниях: <...> (2) Единицей коммуникации является коммуникативный речевой
акт, в котором отправитель (говорящий, пишущий) кодирует свое сооб
щение в текст и направляет по каналу связи получателю (слушающему,
читающему), а тот в свою очередь декодирует из текста содержащееся в
нем сообщение. <...> (3) Чтобы коммуникативно-речевой акт состоялся, оба участника
должны владеть общим кодом (языком) - словарем и грамматикой, а так
же правилами синтеза и анализа <...>
Сборник_текстов_и_тестовых_заданий_по_анализу_текстов_различных_функциональных_стилей._Модуль_III.pdf
Текст 1
Пифагор
(1) Письменных документов о Пифагоре не осталось, а по более
поздним свидетельствам трудно восстановить подлинную картину его
жизни и достижений.
(2) Пифагор покинул свой родной остров Самос в Эгейском море в
знак протеста против тирании правителя и уже в зрелом возрасте (по преданию
в 40 лет) появился в греческом городе Кротоне на юге Италии.
(3) Пифагор и его последователи пифагорейцы образовали тайный
союз, игравший немалую роль в жизни греческих колоний и Италии.
(4) Пифагорейцы узнавали друг друга по звездчатому пятиугольнику
(пентаграмме).
(5) На учения Пифагора большее влияние оказала философия и религия
Востока.
(6) Он много путешествовал по странам Востока.
(7) Там Пифагор познакомился и с восточной математикой. Математика
стала важнейшей частью его учения.
(8) Пифагорейцы верили, что в числовых закономерностях спрятана
тайна мира.
(9) Мир чисел жил для пифагорейца особой жизнью, а числа имели
свой особый жизненный смысл.
(10) Пифагор впервые разделил числа на четные и нечетные, простые
и составные, ввел понятие фигурного числа.
(11) Естественно, что геометрия у Пифагора была подчинена арифметике,
и это ярко проявлялось в теореме, носящей его имя и ставшей в
дальнейшем основой применения численных методов в геометрии.
(12) Пифагору приписывают систематическое введение доказательств
в геометрию, создание планиметрии прямолинейных фигур, учения
о подобии.
(13 ) Пифагор — один из величайших математиков.
[По А.В. Леонтьеву).
1. Приведенный текст употребляется в сфере:
1) массовой коммуникации;
2) неофициальных отношений;
3) науки и образования;
4) деловых отношений.
4
Стр.5