Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Метрическая цитата в системе выразительных средств поэтического текста: стихотворение Анны Книпер-Тимиревой "Бык" (80,00 руб.)

0   0
АвторыБобылев Борис Геннадьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID227886
АннотацияСтатья посвящена филологическому анализу стихотворения а.В. Книпер-Тимирёвой "Бык" в сопоставлении с его метрическим прототипом - "Выхожу один я на дорогу" М.Ю. Лермонтова. рассматриваются единицы метрического, фоно-семантического, лексико-фразеологического, ритмико-интонационного, синтаксического уровней
Метрическая цитата в системе выразительных средств поэтического текста: стихотворение Анны Книпер-Тимиревой "Бык" / Б.Г. Бобылев .— : [Б.и.], 2011 .— 6 с. — Русский язык в школе. - №6. - С.65-70. — URL: https://rucont.ru/efd/227886 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Б. Г. БОБЫЛЕВ Орел Метрическая цитата в системе выразительных средств поэтического текста: стихотворение Анны КниперТимирёвой «Бык» Статья посвящена филологическому анализу стихотворения А. В. Книпер-Тимирёвой «Бык» в сопоставлении с его метрическим прототипом — «Выхожу один я на дорогу» <...> Ключевые слова: стиховедение; межтекстовый подход; семантический ореол стиха; метрическая цитата. рассматриваемых произведений. <...> Дополняя выводы Якобсона, Тара новский замечает, что стихотворение Лермонтова вызвало не только целый ряд «вариаций на тему», в которых динами ческий мотив пути противопоставляется статическому моменту, но и многочис ленные поэтические раздумья о жизни и смерти, вызванные непосредственным соприкосновением одинокого человека с равнодушной природой. <...> Разрабатывая на основе идеи Якобсо н а - Тарановского концепцию «семан тического ореола», М. Л. Гаспаров при влекает для анализа самые разные метри ческие линии русского стиха. <...> Обращаясь к «лермонтовскому циклу», он предлага ет свою интерпретацию «семантического ореола» пятистопного хорея. <...> Материа лом для изучения в этом случае послужи ли более 200 стихотворений XIX в., на Бобылев Борис Геннадьевич, доктор пед. писанных пятистопным хореем. <...> Якобсон выделил в пяти стопном хорее ряд перекликающихся по метрике стихотворений, среди них «Выхожу один я на дорогу» М. Ю. Лер монтова, «Вот бреду я вдоль большой дороги» Ф. И. Тютчева, «Выхожу я в путь, открытый взорам» А. <...> Тарановский, обращаясь к тради ции, связанной с лермонтовским стихо творением, значительно расширил круг 65 чанию, «здесь материал огромен, выде стихотворных текстов непосредственно лить в нем "лермонтовскую традицию" связаны с семантическими перекличка легко, но описать ее соотношение с дру ми. <...> На ос Межтекстовый подход, выступающий в новании статистических подсчетов ис качестве аспекта целостного филологи следователь делает вывод о том, что в ческого анализа, помогает <...>
Метрическая_цитата_в_системе_выразительных_средств_поэтического_текста_стихотворение_Анны__Книпер-Тимиревой_Бык.pdf
|ЗАП ВДКИ ТЕКСТА Б. Г. БОБЫЛЕВ Орел Метрическая цитата в системе выразительных средств поэтического текста: стихотворение Анны КниперТимирёвой «Бык» Статья посвящена филологическому анализу стихотворения А. В. Книпер-Тимирёвой «Бык» в сопоставлении с его метрическим прототипом — «Выхожу один я на дорогу» М. Ю. Лермонтова. Рассматриваются единицы метрического, фоно-семантического, лексико-фразеологического, ритмико-интонационного, синтаксического уровней. Ключевые слова: стиховедение; межтекстовый подход; семантический ореол стиха; метрическая цитата. современных отечественных исследованиях по стиховедению активно обсуждается вопрос о связи метрической и языковой сторон стихотворных произведений, размера и смысла. Впервые вопрос о традиционных связях между метром стиха и образами, мотивами, эмоциями был поставлен Р. Якобсоном в 1938 г. [Якобсон 1987] и существенно развит К. Ф. Тарановским в 1963 г. [Тарановский 2000]. Якобсон выделил в пятистопном хорее ряд перекликающихся по метрике стихотворений, среди них - «Выхожу один я на дорогу» М. Ю. Лермонтова, «Вот бреду я вдоль большой дороги» Ф. И. Тютчева, «Выхожу я в путь, открытый взорам» А. Блока, «До свиданья, друг мой, до свиданья» С. Есенина и нек. др. Якобсон определяет эти стихотворения как «цикл лирических раздумий, переплетающих динамическую тему пути и смерти статическими мотивами одиночества и предстоящей гибели». Тарановский, обращаясь к традиции, связанной с лермонтовским стихотворением, значительно расширил круг наук, кандидат филол. наук, профессор Государственного ун-та УНПК. E-mail: boris-bobylev @yandex.ru Бобылев Борис Геннадьевич, доктор пед. рассматриваемых произведений. В частности, он включил сюда стихотворения В. Маяковского «Мальчик шел, в закат глаза уставя...», Б. Пастернака «Гул затих, я вышел на подмостки...», М. Исаковского «Расцветали яблони и груши...» и др. Дополняя выводы Якобсона, Тарановский замечает, что стихотворение Лермонтова вызвало не только целый ряд «вариаций на тему», в которых динамический мотив пути противопоставляется статическому моменту, но и многочисленные поэтические раздумья о жизни и смерти, вызванные непосредственным соприкосновением одинокого человека с равнодушной природой. Эту линию в русском стихосложении Тарановский обозначает как «лермонтовский цикл». Разрабатывая на основе идеи Якобсона- Тарановского концепцию «семантического ореола», М. Л. Гаспаров привлекает для анализа самые разные метрические линии русского стиха. Обращаясь к «лермонтовскому циклу», он предлагает свою интерпретацию «семантического ореола» пятистопного хорея. Материалом для изучения в этом случае послужили более 200 стихотворений XIX в., написанных пятистопным хореем. Стихотворения XX в. исследователь не стал подвергать анализу, так как, по его заме65
Стр.1