1
ISSN 2305-1663
ВЕСТНИК
ИШИМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
ИМ. П. П. ЕРШОВА
№ 5(11) / 2013 Серия «Педагогика и психология»
Журнал издается
с 2012 года
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-49979
от 06 июня 2012 г.
Главный редактор (ректор «ИГПИ
им. П.П. Ершова») С.П. Шилов, проф.,
д.ист.н.
Зам. главного редактора (председатель
научно-редакционного совета)
Л.В. Ведерникова, проф., д.пед.н.
Ответственный редактор
О.А. Поворознюк, доцент, к.пед.н.
Научно-редакционный совет журнала
Т. С. Лукошкова, доц.,к.ф.н.,
З. Я. Селицкая, доц.,к.ф.н.,
Л. И. Каташинская, доц.,к.б.н.,
Е. В. Ермакова, доц., к.п.н.,
Е. П. Горохова, зав. издательским отд.,
Л. Б. Гудилова, нач. отд. ИБО,
В. В. Панин, к.ф.н.,
Е. И. Попова, к.п.н., доц.,
А. И. Куляпин, д.ф.н., проф.,
С. Н. Синегубов, д.ист.н.. проф.,
О. А. Поворознюк, к.п.н., доц.,
И. К. Цаликова, к.ф.н., доц.,
А. Ю. Левых, к.б.н., доц.,
С. А. Еланцева, к.пс.н., доц.
Редакционная коллегия серии
«Педагогика и психология»
Н. В. Дмитриева, д.психол.н., проф.
(Новосибирск),
Н. В. Ипполитова, д.пед., проф. (Шадринск),
Л. А. Шипилина, д.пед.н., проф. (Омск),
Л. А. Мокрецова, д.пед.н., проф. (Бийск),
З. И. Колычева, д.пед.н., проф. (Тобольск),
И. В. Манжелей, д.пед.н., проф. (Тюмень),
О. Ю. Елькина, д.пед.н., проф. (Новокузнецк).
.
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 5 (11) 2013
Педагогика и психология
Стр.1
2
СОДЕРЖАНИЕ
Статьи
Теория и практика профессионального
образования
1. Ведерникова Л.В., Тенюнина И.А. ............ 4
Cтановление траектории профессионального
развития как средство самореализации будущих
педагогов
2. Кузеванова Е.В. .......................................... 10
Роль творческой исследовательской деятельности
в актуализации творческой самореализации
бакалавров педвуза
3. Бырдина О.Г. .............................................. 15
Механизмы формирования профессиональноценностного
самоотношения студентов педвуза
4. Гильманов С.А. .......................................... 21
Ориентация преподавания педагогики и
психологии на развитие профессионального
мышления в вузах культуры и искусства
5. Карпова Н.В. ............................................... 27
Особенности становления профессиональной
идентичности у студентов педагогического вуза
6. Кипина О.А. ................................................ 32
Модель формирования профессиональнопедагогической
мобильности
7. Слизкова Е.В. ............................................. 38
Технология балльно-рейтинговой оценки учебных
достижений бакалавров в педагогическом вузе
8. Павлова Л.А. .............................................. 42
Подготовка студентов к реализации программы
формирования универсальных учебных действий
у младших школьников
9. Кунгурова И.М. ........................................... 46
Арт-технологии в преподавании дисциплины
«Технологии и методики обучения иностранным
языкам» в вузе
10. Захаров А.В., Захарова Н.М. .................. 52
Повышение качества образования через
использование технологии контекстного обучения
в подготовке медицинских работников среднего
звена
Теория и практика физкультурного
образования в вузе
1. Четайкина О.В. ......................................... 56
Организация учебной практики по лыжному
спорту в ходе профессиональной подготовки
студентов педагогического вуза
2. Чернякова С.Л. .......................................... 60
Формирование физкультурных компетенций у
бакалавров
3. Бутыч Н.С. ................................................. 64
Готовность студентов учреждений среднего
профессионального образования к физкультурному
самообразованию
Research Papers
Theory and practice of professional training
1. Vedernikova L.V., Tenunina I.A. ................... 4
Constructing the trajectory of professional
development as a means of self-realization of teachersto-be
2.
Kuzevanova Ye.V. ......................................... 10
The role of students’ creative research activity in the
actualization of creative self-realization of bachelors
at a teachers training institute
3. Byrdina O.G. ................................................ 15
Mechanisms of forming value-professional selfattitude
of students at a teachers training higher
educational institution
4. Gilmanov S.A. .............................................. 21
The orientation of teaching psychology and pedagogical
science to the development of professional thinking in
higher educational institutions of culture and art
5. Karpova N.V. ................................................. 27
Peculiarities of forming professional identity at
students of a teachers training higher educational
institution
6. Kipina O.A. ................................................... 32
The model of forming professional pedagogical
mobility
7. Slizkova Ye.V. ............................................... 38
The technology of the point rating method of
assessing undergraduate students’ academic
achievements in a teachers training institution of higher
education
8. Pavlova L.A. .................................................. 42
Preparing students for realizing the program of
forming universal learning actions of junior students.
9. Kungurova I.M. ............................................. 46
Using art technologies when teaching the discipline
«Technologies and techniques of training foreign
languages» in a higher educational institution
10. Zaharov A.V., Zaharova N.M. ..................... 52
Improving the quality of education by means of using
the technology of context training when instructing
middle level medical staff
The theory and practice of physical training in
a higher educational institution
1. Chetikina O.V. .............................................. 56
Organizing educational practice on skiing during the
professional training of students at a teachers training
higher educational institution
2. Chernyakova S.L. ......................................... 60
Forming physical training competencies of bachelors
3. Butych N.S. ................................................... 64
The Readiness of students at institutions of
secondary professional institutions to physical training
self-education
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 5 (11) 2013
Педагогика и психология
Стр.2
3
Теория и практика общего образования
1. Мальцева Н.В., Гаврикова Г.П. ................. 70
Система работы школы по формированию
гражданской позиции обучающихся посредством
совместной деятельности педагогов, школьников
и их родителей
2. Панфилова О.В. ......................................... 74
О воспитывающей роли ситуаций нравственного
выбора в этическом образовании младших
школьников
3. Кукуев Е.А. .................................................. 78
Инновационность и ригидность педагогов в
современном образовании
4. Белова Т.В. ................................................. 84
К вопросу о методической помощи молодому
учителю в условиях средней общеобразовательной
школы
Социально-психологическая адаптация
детей с особыми образовательными
потребностями
1. Ефимова Е.А. ............................................. 87
Социальная адаптация детей с ограниченными
возможностями здоровья
2. Кисенова Р.Х. .............................................. 92
Изучение взаимосвязи личностных особенностей
одаренных подростков, обучающихся в
специализированной школе, и их социальнопсихологической
адаптированности
3. Поворознюк О.А. ........................................ 97
Социализация детей с ограниченными
возможностями
здоровья
в
условиях
инклюзивного образования
Особенности и профилактика девиантного
поведения личности
1. Еланцева С.А. ............................................ 102
Особенности мотивов учебно-профессиональной
деятельности у студентов педагогического
вуза, склонных к девиантному поведению
2. Дубровина О.В. .......................................... 110
Влияние виртуальной аддикции на особенности
Я-концепции лиц юношеского возраста
3. Попова Е.И. ................................................ 116
К вопросу первичной профилактики
употребления психоактивных веществ
в период дошкольного детства
4. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. ............. 122
Со-сексуальная и киберпорно-аддикции
5. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. ............. 128
Религиозная аддикция
Психология поступка
1. Доценко Е.Л., Сиялова Т.В. ....................... 135
У решающей черты: финишные аргументы
в пользу решения об открытии бизнеса
ХРОНИКА НАУЧНЫХ ИЗДАНИЙ................... 142
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ .............................. 144
The theory and practice of general education
1. Maltseva N.V., Gavrikova G.P. ..................... 70
The school system of work on forming a civil position
of students by means of collaborative activity of
teachers, students and their parents
2. Panfilova O.V. ............................................... 74
On educating influence of the situations of moral
selection in ethical upbringing of junior schoolchildren
3. Kukuyev Ye.A. ............................................... 78
Innovative and rigid features of teachers in modern
education
4. Belova T.V. .................................................... 84
On the issue of supporting an inexperienced teacher
in conditions of a secondary school
Social Psychological Adaptation of Children
Having Special Educational Needs
1. Yefimova Ye.A. .............................................. 87
Social adaptation of disabled children
2. Kysenova R.H. .............................................. 92
On the research of interrelation of peculiarities of
gifted children enrolled in a specialized school and their
social-psychological adaptation.
3. Povoroznyuk O.A. ........................................ 97
Socialization of disabled children in conditions of
inclusive education
Peculiarities and prevention of deviant
personal behavior
1. Yelantseva S.A. ............................................ 102
Peculiarities of motives of educational and
professional activity of students of a teachers training
institute who are prone to deviant behavior
2. Dubrovina O.V. ............................................. 110
The Influence of virtual addiction on the peculiarities
of I-conception of adolescents
3. Popova Ye.I. .................................................. 116
On the issue of primary prevention of using
psychoactive substances in the period of preschool
childhood
4. Korolenko Ts.P., Dmitriyeva N.V. ................. 122
Co-sexual and cyber-porno-addictions
5. Korolenko Ts.P., Dmitriyeva N.V. ................. 128
Religious Addiction
The psychology of an action
1. Dotsenko Ye.L., Ciyalova T.V. ...................... 135
At the edge of decision making: final arguments for
making a decision to establish private business
The chronicles of scientific researches
being published ................................................ 142
About our Contrubutors.............................. 144
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 5 (11) 2013
Педагогика и психология
Стр.3
144
144
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
About our Contrubutors
1. Белова Т.В. – канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Belova T.V. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the chair of social pedagogical science and infantile pedagogical science of the Ishim
Ershov State Teachers Training Institute.
2. Бутыч Н.С. – канд. пед. наук, преподаватель, Западно-Сибирского государственного
колледжа, г. Тюмень.
Butych N.S. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an instructor of the
Wesr Siberian State College, Tyumen.
3. Бырдина О.Г. – канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Byrdina O.G. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), a senior lecturer of the
chair of pedagogical science of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
4. Ведерникова Л.В. – доктор пед. наук, профессор, проректор по научной и
инновационной деятельности ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Vedernikova L.V. – the Doctor of Science (Pedagogical Science), a professor, a vise
principal on science and innovative activityof the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
5. Гильманов С.А. – доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики и психологии
Югорского государственного университета, г. Ханты-Мансийск.
Gilmanov S.A. – the Doctor of Science (Pedagogical Science), a professor of the Chair
of Pedagogical Science and Psychology of Yugra State University, Khanti-Mansiysk.
6. Дмитриева Н.В. – доктор психол. наук, профессор кафедры психологии личности
и спец. психологии Новосибирского государственного педагогического университета,
г. Новосибирск.
Dmitriyeva N.V. – the Doctor of Science (Psychology), a professor of the Chair of Personal
Psychology and Special Psychology of Novosibirsk State Teachers Training University,
Novosibirsk.
7. Доценко Е.Л. – доктор психол. наук, профессор, зав. кафедрой общей и
социальной психологии Тюменского государственного университета г. Тюмень.
Dotsenko Ye.L. – the Doctor of Science (Psychology), a professor, the Head of the Chair
of General and Social Psychology of Tyumen State University, Tyumen.
8. Дубровина О.В. – канд. психол. наук, доцент кафедры психологии ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Dubrovina O.V. – the Candidate of Science (Psychology), an associate professor of the
chair of Psychology of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
9. Еланцева С.А. – канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой психологии ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Yelantseva S.A. – the Candidate of Science (Psychology), an associate professor, the
Head of the chair of Psychology of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
10. Ефимова Е.А. – канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры социальной
и дошкольной педагогики и методики их преподавания ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Yefimova Ye.A. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), a senior lecturer of
the chair of social pedagogical science and infantile pedagogical science of the Ishim Ershov
State Teachers Training Institute.
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 5 (11) 2013
Педагогика и психология
Стр.144
145
11. Захаров А.В. – канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Zaharov A.V. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), a senior lecturer of the
chair of pedagogical science of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
12. Карпова Н.В. – канд. психол. наук, ст. преподаватель кафедры психологии ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Karpova N.V. – the Candidate of Science (Psychology), a senior lecturer of the chair
ofPsychology of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
13. Кипина О.А. – канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Kipina O.A. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the chair of social pedagogical science and infantile pedagogical science of the Ishim
Ershov State Teachers Training Institute.
14. Кисенова Р.Х. – аспирант кафедры психологии личности и специальной психологии
Новосибирского государственного педагогического университета, г. Новосибирск.
Kysenova R.H. – a post graduate student of the Chair of Personal Psychology and
Special Psychology of Novosibirsk State Teachers Training University, Novosibirsk.
15. Короленко Ц.П. – д-р мед. наук, профессор кафедры психиатрии Новосибирского
медицинского университета, член-корр. СО РАН высшей школы, г. Новосибирск
Korolenko Ts.P. – the Doctor of Science (Medicine), a professor of the Chair of Psychiatry
of Novosibirsk University, a Correspondent Member of the Northern Department of the Russian
Academy of Sciences of Higher School, Novosibirsk.
16. Кузеванова Е.В. – аспирант кафедры педагогики ИГПИ им. П.П. Ершова,
г. Ишим.
Kuzevanova Ye.V. – a post graduate student of the Chair of pedagogical science of the
Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
17. Кукуев Е.А. – канд. психол.наук, доцент кафедры психологии ИГПИ им. П.П. Ершова,
г. Ишим
Kukuyev Ye.A. – the Candidate of Science (Psychology), an associate professor of the
chair ofPsychology of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
18. Кунгурова И.М. – канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Kungurova I.M. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the chair of foreign languages of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
19. Мальцева Н.В. – канд. пед. наук, доцент кафедры психологии ИГПИ им. П.П. Ершова,
г. Ишим.
Maltseva N.V. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the chair ofPsychology of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
20. Павлова Л.А. – канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Pavlova L.A. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the chair of social pedagogical science and infantile pedagogical science of the Ishim
Ershov State Teachers Training Institute.
21. Панфилова О.В. – канд. пед. наук, доцент кафедры психологии ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Panfilova O.V. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the chair ofPsychology of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 5 (11) 2013
Педагогика и психология
Стр.145
146
146
22. Поворознюк О.А. – канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Povoroznyuk O.A. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate
professor of the chair of social pedagogical science and infantile pedagogical science of the
Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
23. Попова Е.И. – канд. пед. наук доцент, зав. кафедрой социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Popova Ye. I. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor,
the head of the chair of social pedagogical science and infantile pedagogical science of the
Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
24. Сиялова Т.В. – психолог, ООО «Макс», г. Тюмень.
Siyalova T.V. – a psychologist, Max Ltd., Ttyumen.
25. Слизкова Е.В. – канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Slizkova Ye.V. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the chair of social pedagogical science and infantile pedagogical science of the Ishim
Ershov State Teachers Training Institute.
26. Тенюнина И.А. – аспирант кафедры педагогики ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Tenyunina I.A. – a post graduate student of the Chair of pedagogical science of the
Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
27. Чернякова С.Н. – соискатель кафедры спортивных дисциплин Института
физической культуры Тюменского государственного университета.
Chernyakova S.L. – an aspirant for a Candidate Degree of the Chair of Sport Disciplines
of the Institute of Physical Training of Tyumen State University, Tyumen.
28. Четайкина О.В. – канд. пед. наук, доцент кафедры спортивных дисциплин
Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева,
г. Саранск.
Chetikina O.V. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the Chair of Sport Disciplines of Mordovia Yevsevyev State Teachers Training Institute,
Saransk.
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 5 (11) 2013
Педагогика и психология
Стр.146
147
Научное издание
государственного педагогического
института им. П.П. Ершова
Вестник Ишимского
журнал
№ 5 (11) 2013
Серия «Педагогика и психология»
Главный редактор: Сергей Павлович Шилов,
Зам. главного редактора: Людмила Васильевна Ведерникова,
Ответственный редактор: Ольга Алексеевна Поворознюк
Технический редактор, корректор Е.П. Горохова
Компьютерная верстка Е.П. Горохова
Печать Т.Г. Вереникина
Заказ № 59 Подписано в печать 25.11.2013
Объем 17,09 усл. печ. л.
Бумага офсетная Формат 60х84/8
Тираж 100 экз.
Гарнитура «Arial» Ризография
Издательство Ишимского государственного педагогического института
им. П.П. Ершова
627750, Тюменская обл., г. Ишим, ул. Ленина, 1.
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 5 (11) 2013
Педагогика и психология
Стр.147