Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 535758)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Грамотность населения Урала в конце XIX в.: источниковедческое исследование материалов Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. (200,00 руб.)

0   0
Первый авторСафронов А. А.
ИздательствоИздательство Уральского университета
Страниц285
ID225785
АннотацияМонография является первой работой, посвященной источниковедческому исследованию материалов Первой всеобщей переписи 1897 г. о грамотности населения на Урале, с учетом его распределения по губерниям, уездам, городам, в зависимости от пола, возраста, сословной принадлежности и национального происхождения. Впервые раскрыт ход проведения переписи в крае, рассмотрен вопрос об отношении населения к ней, создана широкая информационная база данных о грамотности населения одного из крупнейших регионов страны.
Кому рекомендованоИздание рассчитано на научных сотрудников, преподавателей вузов и школ, студентов, всех интересующихся историей России и Урала, проблемой распространения грамотности среди населения.
ISBN978-5-7996-0649-7
УДК94(470.5)(093.2)
ББКТ3(235.55)53-28
Сафронов, А. А. Грамотность населения Урала в конце XIX в.: источниковедческое исследование материалов Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. [Электронный ресурс] : [монография] / А. А. Сафронов .— Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2011 .— 285 с. : ил. — Библиогр.: с. 261-281 .— ISBN 978-5-7996-0649-7 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/225785

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С 218 Грамотность населения Урала в конце XIX в.: источниковедческое исследование материалов Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. / А. А. Сафронов. <...> 4 Грамотность населения Урала в конце XIX в. считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение своей повседневной жизни3 . <...> Особое место среди них принадлежит материалам всеобщих переписей населения, которые учитывают все население, содержат разбивку данных по полу, возрасту, национальности, месту проживания, вероисповеданию и т. д. и позволяют изучать уровень грамотности в тесной связи со всеми этими признаками. <...> В России первая всеобщая перепись населения состоялась в 1897 г. В ходе ее проведения впервые были собраны уникальные данные о грамотности, под которой тогда понималось лишь умение читать. <...> Большое влияние на распространение грамотности в народной среде оказали земская реформа 1864 г. и городская 1870 г., предусматривавшие открытие школ новыми органами местного самоуправления: в губерниях и уездах — земствами, в городах — городскими думами и управами. <...> Представляет специальный интерес вопрос о том, каково же было влияние развивающейся сети школ на уровень грамотности 6 Грамотность населения Урала в конце XIX в. населения, какие социальные группы российского общества к концу века были наиболее грамотными, какие отставали, каковы были различия в уровне грамотности мужчин и женщин, горожан и селян, лиц различных национальностей. <...> Материалы Первой всеобщей переписи населения 1897 г. позволяют дать исчерпывающий ответ на эти вопросы. <...> Данные о гендерной грамотности, т. е. грамотности отдельных поколений, имеющиеся в материалах разработки переписи, позволяют проследить, как росла грамотность от поколения к поколению и каким был уровень грамотности молодежи в возрасте 10–19 лет накануне нового XX столетия. <...> Отсюда важность специального источниковедческого изучения материалов Первой всеобщей <...>
Грамотность_населения_Урала_в_конце_XIX_в._источниковедческое_исследование_материалов_Первой_всеобщей_переписи_населения_Российской_империи_1897_г..pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. М. Горького А. А. Сафронов ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА В КОНЦЕ XIX в.: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПЕРВОЙ ВСЕОБЩЕЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1897 г. Екатеринбург Издательство Уральского университета 2011
Стр.2
ББК Т3(235.55)53-28 УДК 94(470.5)(093.2) С 218 Научный редактор А. В. Черноу хов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой архивоведения и истории государственного управления Уральского государственного университета им. А. М. Горького Рецензенты: сектор методологии и историографии Института истории и археологии УрО РАН (заведующий сектором кандидат исторических наук И. В. Побережников); А. В. Трофимов, доктор исторических наук, профессор кафедры общей и экономической истории Уральского государственного экономического университета Сафронов А. А. С 218 Грамотность населения Урала в конце XIX в.: источниковедческое исследование материалов Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. / А. А. Сафронов. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2011. — 284 с. ISBN 978-5-7996-0649-7 Монография является первой работой, посвященной источниковедческому исследованию материалов Первой всеобщей переписи 1897 г. о грамотности населения на Урале, с учетом его распределения по губерниям, уездам, городам, в зависимости от пола, возраста, сословной принадлежности и национального происхождения. Впервые раскрыт ход проведения переписи в крае, рассмотрен вопрос об отношении населения к ней, создана широкая информационная база данных о грамотности населения одного из крупнейших регионов страны. Издание рассчитано на научных сотрудников, преподавателей вузов и школ, студентов, всех интересующихся историей России и Урала, проблемой распространения грамотности среди населения. ББК Т3(235.55)53-28 УДК 94(470.5)(093.2) © Сафронов А. А., 2011 ISBN 978-5-7996-0649-7 © ГОУ ВПО Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 2011
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ «Грамотность — определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения — один из базовых показателей его социально-культурного развития» — такое определение понятия грамотности дается в новом издании «Педагогической энциклопедии»1. Конкретное содержание понятия «грамотность» менялось исторически. В Словаре Брокгауза и Ефрона отмечалось: «Под словом “грамотный” обыкновенно подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В более точном смысле это слово применяется лишь к людям, умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей “полуграмотных”, т. е. умеющих только читать»2. Вопросы фиксации грамотности и ее статистического оформления в переписях населения в конце XIX и начале XX в. обсуждались на международных статистических конгрессах. После Второй мировой войны эти вопросы входили в повестку дня международных совещаний, посвященных демографической статистике и программам переписей населения — IV сессии Социально-экономического совета ООН в 1949 г., конференции европейских статистиков в Женеве в 1955 г. и др. Основываясь на решениях этих совещаний, Генеральная конференция ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) на своей 10-й сессии в Париже в 1958 г. рекомендовала всем странам при проведении переписей населения 1 Кузьмин М. Н. Грамотность // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 227. 2 Рубакин В. Грамотность // Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1893. Т. 9а, кн. 18. С. 537.
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................ 3 Глава 1 ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВОЙ ВСЕОБЩЕЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1897 г. .......... 43 1.1. Проекты переписи, ее нормативная база, деятельность Главной переписной комиссии .................................. 43 1.2. Проведение переписи на Урале ....................................................... 66 Глава 2 МАТЕРИАЛЫ ПЕРЕПИСИ 1897 г. КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ............ 100 2.1. Разработка данных о грамотности населения и их информационный потенциал .................................................. 100 2.2. Методика обработки данных о грамотности .......................... 120 Глава 3 ГРАМОТНОСТЬ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НА УРАЛЕ ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСИ 1897 г. ....................... 134 3.1. Грамотность дворян и чиновников .......................................... 134 3.2. Грамотность духовенства ......................................................... 143 3.3. Грамотность «городских сословий» ........................................ 151 3.4. Грамотность «лиц сельского состояния» ................................ 159 Глава 4 РАЗЛИЧИЯ В ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛЬСКИХ ГУБЕРНИЙ, ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДОВ И УЕЗДОВ ........ 181 Глава 5 УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ НАРОДОВ УРАЛА ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСИ 1897 г. ............................................. 202 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................... 251 ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ........................................................... 261
Стр.283