С 218 Грамотность населения Урала в конце XIX в.: источниковедческое исследование материалов Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. / А. А. Сафронов. <...> 4
Грамотность населения Урала в конце XIX в.
считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение своей повседневной жизни3 . <...> Особое место среди них принадлежит материалам всеобщих переписей населения, которые учитывают все население, содержат разбивку данных по полу, возрасту,
национальности, месту проживания, вероисповеданию и т. д. и
позволяют изучать уровень грамотности в тесной связи со всеми
этими признаками. <...> В России первая всеобщая перепись населения состоялась в
1897 г. В ходе ее проведения впервые были собраны уникальные
данные о грамотности, под которой тогда понималось лишь умение читать. <...> Большое влияние на распространение грамотности в народной среде оказали земская реформа 1864 г. и городская 1870 г., предусматривавшие открытие
школ новыми органами местного самоуправления: в губерниях и
уездах — земствами, в городах — городскими думами и управами. <...> Представляет специальный интерес вопрос о том, каково же
было влияние развивающейся сети школ на уровень грамотности
6
Грамотность населения Урала в конце XIX в.
населения, какие социальные группы российского общества к
концу века были наиболее грамотными, какие отставали, каковы
были различия в уровне грамотности мужчин и женщин, горожан
и селян, лиц различных национальностей. <...> Материалы Первой
всеобщей переписи населения 1897 г. позволяют дать исчерпывающий ответ на эти вопросы. <...> Данные о гендерной грамотности, т. е. грамотности отдельных поколений, имеющиеся в материалах разработки переписи, позволяют проследить, как росла
грамотность от поколения к поколению и каким был уровень
грамотности молодежи в возрасте 10–19 лет накануне нового
XX столетия. <...> Отсюда важность специального источниковедческого изучения
материалов Первой всеобщей <...>
Грамотность_населения_Урала_в_конце_XIX_в._источниковедческое_исследование_материалов_Первой_всеобщей_переписи_населения_Российской_империи_1897_г..pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А. М. Горького
А. А. Сафронов
ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА
В КОНЦЕ XIX в.: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ
ПЕРВОЙ ВСЕОБЩЕЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1897 г.
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2011
Стр.2
ББК Т3(235.55)53-28
УДК 94(470.5)(093.2)
С 218
Научный редактор А. В. Черноу хов, доктор исторических
наук, профессор, заведующий кафедрой архивоведения и истории государственного
управления Уральского государственного университета
им. А. М. Горького
Рецензенты:
сектор методологии и историографии Института истории и археологии
УрО РАН (заведующий сектором кандидат исторических наук
И. В. Побережников);
А. В. Трофимов, доктор исторических наук, профессор кафедры
общей и экономической истории Уральского государственного экономического
университета
Сафронов А. А.
С 218 Грамотность населения Урала в конце XIX в.: источниковедческое
исследование материалов Первой всеобщей переписи населения
Российской империи 1897 г. / А. А. Сафронов. — Екатеринбург
: Изд-во Урал. ун-та, 2011. — 284 с.
ISBN 978-5-7996-0649-7
Монография является первой работой, посвященной источниковедческому
исследованию материалов Первой всеобщей переписи 1897 г. о грамотности
населения на Урале, с учетом его распределения по губерниям,
уездам, городам, в зависимости от пола, возраста, сословной принадлежности
и национального происхождения. Впервые раскрыт ход проведения переписи
в крае, рассмотрен вопрос об отношении населения к ней, создана
широкая информационная база данных о грамотности населения одного из
крупнейших регионов страны.
Издание рассчитано на научных сотрудников, преподавателей вузов и
школ, студентов, всех интересующихся историей России и Урала, проблемой
распространения грамотности среди населения.
ББК Т3(235.55)53-28
УДК 94(470.5)(093.2)
© Сафронов А. А., 2011
ISBN 978-5-7996-0649-7
© ГОУ ВПО Уральский государственный университет
им. А. М. Горького, 2011
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
«Грамотность — определенная степень владения человеком
навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими
нормами родного языка. Применительно к характеристике населения
— один из базовых показателей его социально-культурного
развития» — такое определение понятия грамотности дается
в новом издании «Педагогической энциклопедии»1.
Конкретное содержание понятия «грамотность» менялось исторически.
В Словаре Брокгауза и Ефрона отмечалось: «Под словом
“грамотный” обыкновенно подразумевают человека, умеющего
читать и писать или только читать на каком-либо языке.
В более точном смысле это слово применяется лишь к людям,
умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей “полуграмотных”,
т. е. умеющих только читать»2.
Вопросы фиксации грамотности и ее статистического оформления
в переписях населения в конце XIX и начале XX в. обсуждались
на международных статистических конгрессах. После
Второй мировой войны эти вопросы входили в повестку дня международных
совещаний, посвященных демографической статистике
и программам переписей населения — IV сессии Социально-экономического
совета ООН в 1949 г., конференции европейских
статистиков в Женеве в 1955 г. и др. Основываясь на решениях
этих совещаний, Генеральная конференция ЮНЕСКО
(Организация Объединенных Наций по вопросам образования,
науки и культуры) на своей 10-й сессии в Париже в 1958 г. рекомендовала
всем странам при проведении переписей населения
1 Кузьмин М. Н. Грамотность // Российская педагогическая энциклопедия :
в 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 227.
2 Рубакин В. Грамотность // Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз,
И. А. Ефрон. СПб., 1893. Т. 9а, кн. 18. С. 537.
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................ 3
Глава 1
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВОЙ ВСЕОБЩЕЙ
ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1897 г. .......... 43
1.1. Проекты переписи, ее нормативная база,
деятельность Главной переписной комиссии .................................. 43
1.2. Проведение переписи на Урале ....................................................... 66
Глава 2
МАТЕРИАЛЫ ПЕРЕПИСИ 1897 г. КАК ИСТОЧНИК
ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ............ 100
2.1. Разработка данных о грамотности населения
и их информационный потенциал .................................................. 100
2.2. Методика обработки данных о грамотности .......................... 120
Глава 3
ГРАМОТНОСТЬ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
НА УРАЛЕ ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСИ 1897 г. ....................... 134
3.1. Грамотность дворян и чиновников .......................................... 134
3.2. Грамотность духовенства ......................................................... 143
3.3. Грамотность «городских сословий» ........................................ 151
3.4. Грамотность «лиц сельского состояния» ................................ 159
Глава 4
РАЗЛИЧИЯ В ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
УРАЛЬСКИХ ГУБЕРНИЙ, ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДОВ И УЕЗДОВ ........ 181
Глава 5
УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ НАРОДОВ УРАЛА
ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСИ 1897 г. ............................................. 202
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................... 251
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ........................................................... 261
Стр.283