Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Язык: от смысла к тексту (209,00 руб.)

0   0
Первый авторМельчук И. А.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц177
ID225326
АннотацияКнига содержит краткий очерк лингвистической теории Смысл-Текст с иллюстрациями, взятыми (в основном, но не только) из русского языка. В главе 1 излагаются три основные постулата подхода Смысл-Текст: естественный язык есть соответствие между смыслами и текстами; описание языка должно выполняться в виде его функциональной модели; описание языка должно быть стратифицировано: семантика (смысл) - синтаксис (фраза) - морфология (слово) - звук (фонология). В главе 2 разъясняется понятие функциональной модели применительно к естественным языкам. Затем (глава 3) предлагается сжатая характеристика одной конкретной модели Смысл-Текст с иллюстрациями из русского языка: обзор всех языковых представлений на семантическом, синтаксическом и морфологическом уровнях и всех модулей языковой модели, связывающих эти представления. Глава 4 посвящена двум важным проблемам подхода Смысл-Текст: семантическим разложениям и ограниченной лексической сочетаемости (= лексическим функциям); особо рассматривается соотношение между семантическими компонентами в толковании лексемы и значениями ее лексических функций. Глава 5 трактует пять избранных проблем, характеризующих подход Смысл-Текст: 1) направление описания должно быть от смысла к тексту (на примере испанских полугласных и русских биноминативных конструкций); 2) система понятий и терминов для лингвистики (языковой знак и операция языкового объединения; понятие слова; падеж, залог и эргативная конструкция); 3) формальное описание смысла (строгое развертывание семантем; стандартизация семантем; адекватность разложения; принцип максимального блока); 4) Толково-Комбинаторный словарь (с образцами полных словарных статей); 5) зависимости в языке, в особенности - синтаксические зависимости (формулируются критерии установления синтаксических зависимостей во фразе). В главе 6 кратко характеризуется возможная роль лингвистики Смысл-Текст в жизни человеческого сообщества. В приложении дается список поверхностно-синтаксических отношений русского языка. Имеется предметно-тематический указатель с глоссарием, где приводятся короткие определения используемых понятий.
ISBN978-5-9551-0580-2
УДК811.161.1
ББК81
Мельчук, И. А. Язык: от смысла к тексту / И. А. Мельчук .— Москва : Языки славянской культуры, 2012 .— 177 с. — (Studia philologica) .— ISBN 978-5-9551-0580-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/225326 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Отец: Иосиф Юделевич Мельчук, красный кавалерист (Первая Дивизия червонного казачества, под командованием В. Примакова <...> ЯЗЫК: ОТ СМЫСЛА К ТЕКСТУ И. А. МЕЛЬЧУК : ЯЗЫК СТУ К Е Т К А Л С Ы М С Т О И. А. МЕЛЬЧУК ЯЗЫК: ОТ СМЫСЛА К ТЕКСТУ ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКВА 2012 <...> Язык в обществе: связи между языками и их носителями, изучаемые социолингвистикой (использование языка в разных социальных и возрастных группах, языковые контакты, языковая политика и языковая инженерия, язык и словесное искусство). <...> Подчеркнем, что множество правил, о котором здесь идет речь, состоит из двух подмножеств: • Словарь, содержащий индивидуальные правила, которые оперируют конкретными лексическими единицами; проще говоря, словарь есть структурированный список лексических единиц данного языка. <...> 1.2 Структура книги Дальнейшее изложение организовано следующим образом: В главе 2, опираясь на только что сформулированные допущения, я предложу характеристику понятия ‘функциональная модель’. <...> Рассматриваются уровни лингвистического представления языковых выражений (называемых, для краткости, языковыми представлениями), разбираются примеры языковых представлений и вводятся правила перехода от представлений уровня n к представлениям уровня n+1; эти правила составляют основные модули МСТ. <...> Глава 2: Функциональное моделирование в лингвистике 2.1 Модель как средство исследования и описания Понятие модели играет исключительно важную роль во всех науках. <...> Если исследователь по той или иной причине не может непосредственно наблюдать внутреннее устройство предмета или явления P, которые он изучает, он обычно прибегает к моделям этого P. <...> Поэтому приходится ограничиться изучением только некоторых наблюдаемых проявлений того, что происходит в земном ядре, и на основе этих фактических данных строить гипотезы о внутренности земного ядра, приписывая ему такое строение, которое должно было бы обусловливать доступные для нас явления. <...> 16 2 <...>
Язык_от_смысла_к_тексту.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Язык_от_смысла_к_тексту.pdf
И. А. МЕЛЬЧУК ЯЗЫК: ОТ СМЫСЛА К ТЕКСТУ ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКВА 2012
Стр.2
��� 811.161.1 ��� 81 � 48 ��� 811.161.1 ��� 81 � 48 � 48 � 48 ������� �. �. ����: �� ������ � ������. — �.: ����� ���������� ��������, 2012. — 76 c. — (Studia philologica). 1 1 2012. — 76 c. — (Studia philologica). ISSN 1726-135� ISBN 978-5-9551-0580-2 ����� �������� ������� ����� ��������������� ������ �����-����� � �������������, ������� (� ��������, �� �� ������) �� �������� �����. � ����� �������� ������� ����� ��������������� ������ �����-����� ������ ���� ���� ������������ ����� �������� � ��������; �������� ����� ������ ����������� � ���� ��� �������������� ������; �������� ����� ������ ���� ����������������: ��������� (�����) — ��������� (�����) — ���������� (�����) — ���� (���������). � ����� 2 ������������ ������� �������������� ������ ������������� � ������������ ������. ����� (����� 3) ������������ ������ �������������� ����� ���������� ������ �����-����� � ������������� �� �������� �����: ����� ���� �������� ������������� �� �������������, �������������� � ��������������� ������� � ���� ������� �������� ������, ISSN 1726-135� ISBN 978-5-9551-0580-2 ����� 1 ���������� ��� �������� ��������� ������� �����-�����: ������� �������������, ������� (� ��������, �� �� ������) �� �������� �����. � ����� 1 ���������� ��� �������� ��������� ������� �����-�����: ������������ ���� ���� ������������ ����� �������� � ��������; �������� ����� ������ ����������� � ���� ��� �������������� ������; �������� ����� �� ���� ����������������: ��������� (�����) — ��������� (�����) — ���������� (�����) — ���� (���������). � ����� 2 ������������ ������� �������������� ������ ������������� � ������������ ������. ����� (����� 3) ������������ ������ �������������� ����� ���������� ������ �����-����� ������������� �� �������� �����: ���� ������ ��������� ������� �����-�����: ������������� ����������� �������� ������, ��������� �������, ��������������� ������ �����-�����: 1) ����������� ����� ������� � ���������� �� ����������� �������. ����� 5 �������� ��� �������; ������� ������������� �����); 4) �������-������������� ���(������� ������������� ��������; �������� (������� ������������� ��������; �������������� ��������; ������������ �����; �����, ����� � ���������� �����������); 3) ���������� �������� ������ ��; �����, ����� � ���������� �����������); 3) ���������� �������� ������ �������� �������� — �������������� ����������� (������������� �������� ����������� (� ��������� ������ ��������� ������); 5) ����������� � �����, ���� (� ��������� ������ ��������� ������); 5) ����������� � �����, � ����������; ������� ������������� �����); 4) �������-������������� ��� ����� �������������� ������������ �� �����). � ����� 6 ������ ��������������������� — �������������� ���������� � (�������� ���� � �������� ��������� �����������; ������� ��� ���� ��������; ������������ ��� ��� �� ��������� ���� ����������� �����-����� � ����� ������������� ����������� �������������� ������������ ����. � ���������� ������ ������ ������������-�������������� ��������� �� ��������� ���� ����������� �����-����� ���������� �������� ����������� ������������ �������. ����. ������ �����. ������� ���������-������������ ��������� � ����������, ��� ���������� ������ ������ �������� �����. ������� ���������-������������ ��������� � ����������, ��� ��� 81 ���������� �������� ����������� ������������ �������. ��� 81 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 978-5-9551-0580-2 ISBN 978-5-9551-0580-2 © ����� ���������� ��������, 2012 © �. �. �������, 2012 �������������� © ����� ���������� ��������, 2012 © �. �. �������, 2012 �������������� ����������-�������������� ��������� (������������� �������� ������ �����). � ����� 6 ������ ������������������ ������������� ����������� ������� � ���������� �� ����������� �������. ����� 5 �������� ���� ��������������� ����������� ����� �������������� ������������ � �������������������� ����������� ����� �������������� ������������ � ������ ������������ ����������� ������������ (= ����������� ��������); ���� �������� ������ ���� �� ������ � ������ (�� ������� ��������� ����������� ��������� �������, ��������������� ������ �����-�����: 1) ���������� � ������� �������������� �����������); 2) ������� ������� � �������� ��� �� ������ ���� �� ���� ����������� (�������� ���� � �������� ��������� �����������; ������� ���� ������� ������� ������ �����������); 2) ������� ������� � �������� ��� � ������ (�� ������� ��������� ����������� �����������, �������������� � ��������������� ������� � ���� ������� ����������� ��� �������������. ����� 4 ��������� ����������� ��� �������������. ����� 4 ��������� ������������ ����������� ������������ (= ����������� ��������); ����� ���� ������ ��������� ������� �����-�����: ������������� ����������� ��� ���� �������� ������������� �� ��������� �. �. ����: �� ������ � ������. — �.: ����� ���������� ��������,
Стр.3
Содержание Благодарности ......................................................................................................7 От автора...............................................................................................................9 Глава 1: Постановка проблемы.....................................................................11 1.1 Что такое естественный язык и как его описывать? ................................11 1.2 Структура книги..........................................................................................13 1.3 Принятые ограничения...............................................................................14 Глава 2: Функциональное моделирование в лингвистике.......................15 2.1 Модель как средство исследования и описания.......................................15 2.2 Функциональные модели ...........................................................................17 2.3 Модель Смысл-Текст — глобальная функциональная модель языка ....20 2.3.1 Вводные замечания ...........................................................................20 2.3.2 Три постулата теории Смысл-Текст.................................................20 2.3.3 Основные формальныe особенности модели Смысл-Текст...........27 2.3.4 Два центральных понятия подхода Смысл-Текст: языковой смысл и перифразирование..............................................28 Глава 3: Очерк одной конкретной языковой модели: модель Смысл-Текст.......................................................................33 3.1 Глубинные и поверхностные подуровни языковых представлений в модели Смысл-Текст................................................................................33 3.2 Языковые представления в модели Смысл-Текст....................................34 3.2.1 Общие замечания ...............................................................................34 3.2.2 Семантическая структура фразы.......................................................37 3.2.3 Глубинно-синтаксическая структура фразы....................................41 3.2.4 Поверхностно-синтаксическая структура фразы ............................45 3.2.5 Глубинно-морфологическая структура фразы.................................49 3.2.6 Поверхностно-морфологическая структура фразы.........................49 3.2.7 «Доязыковое» представление действительности: концептуальное представление ........................................................50 3.3 Модули (= компоненты) модели Смысл-Текст .........................................53
Стр.6
6 Содержание Глава 4: Моделирование двух центральных языковых явлений: лексический выбор и лексическая сочетаемость......................66 4.1 Моделирование лексического выбора (парадигматика): семантические разложения.........................................................................67 4.2 Моделирование лексической сочетаемости (синтагматика): лексические функции..................................................................................69 4.3 Соотношения между парадигматическим и синтагматическим аспектами поведения лексем ..................................79 Глава 5: Лингвистика Смысл-Текст............................................................83 5.1 Лингвистика Смысл-Текст и ориентация лингвистического описания....83 5.1.1 Испанские полугласные....................................................................83 5.1.2 Русскиe биноминативныe предложения..........................................85 5.2 Лингвистика Смысл-Текст и система понятий для науки о языке .........87 5.2.1 Вводные замечания ...........................................................................87 5.2.2 Языковой знак ....................................................................................89 5.2.3 Слово...................................................................................................96 5.2.4 Падежи, эргативная конструкция, залоги ......................................100 5.3 Лингвистика Смысл-Текст и описание смысла......................................104 5.4 Лингвистика Смысл-Текст и словарь: Толково-Комбинаторный Словарь [= ТКС]............................................109 5.4.1 Главные особенности ТКС..............................................................110 5.4.2 Словарная статья ТКС: три основные зоны...................................111 5.4.3 Образцы словарных статей ТКС.....................................................118 5.5 Лингвистика Смысл-Текст и зависимости в языке ................................121 5.5.1 Три типа языковых зависимостей...................................................122 5.5.2 Критерии синтаксической зависимости.........................................123 5.5.3 Синтаксические зависимости vs. синтаксические составляющие... 127 Глава 6: Роль лингвистики Смысл-Текст в жизни человеческого сообщества............................................130 6.1 Подход Смысл-Текст и прикладная лингвистика ..................................130 6.2 Подход Смысл-Текст и изучение Человека............................................131 Приложения ....................................................................................................134 I Фонетическая таблица..............................................................................134 II Поверхностно-синтаксические отношения русского языка..................135 III Возможные комбинации зависимостей трех типов между двумя лексемами во фразе............................................................144 Примечания ......................................................................................................147 Литература........................................................................................................156 Предметный указатель с глоссарием..............................................................162
Стр.7