Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Психогенетика общих способностей (250,00 руб.)

0   0
Первый авторВоробьёва Е. В.
АвторыЮжный федеральный университет
ИздательствоРостов н/Д.: Изд-во ЮФУ
Страниц222
ID223844
АннотацияВ монографии рассматриваются результаты изучения общих познавательных способностей с использованием методов психогенетики, позволяющих оценить вклад наследственных и средовых факторов в межиндивидуальные различия. В структуре общих способностей исследуется не только интеллектуальная составляющая, но и мотивационная. Приводятся результаты изучения психофизиологических основ общих познавательных способностей методами психогенетики.
Кому рекомендованоАдресована преподавателям психологических дисциплин, студентам, а также всем, интересующимся проблематикой, связанной с природой межиндивидуальных различий.
ISBN978-5-9275-0791-7
УДК159.92
ББК88.2
Воробьёва, Е.В. Психогенетика общих способностей : [монография] / Южный федеральный университет; Е.В. Воробьёва .— Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2011 .— 222 с. — Библиогр.: с. 199-219 (175 назв.) .— ISBN 978-5-9275-0791-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/223844 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Исследования, выполненные в рамках школы В. Н. Дружинина, показали, что существует иерархическая последовательность формирования интеллектуальных факторов в онтогенезе, причем сначала складывается вербальный интеллект на основе усвоения языка, затем на базе вербального интеллекта развивается пространственный интеллект и, позже всего, формальный или знаковосимволический интеллект. <...> И, что касается Предисловие третьего компонента общих познавательных способностей – мотивационного, то в нашей работе мы уделяем внимание такому виду мотивации, как мотивация достижения, полагая, что именно данный вид мотивации способствует наиболее полному проявлению общих познавательных способностей, заставляя индивида активно искать возможности для достижения успеха или избегания неудачи в деятельности, связанной с достижением. <...> Психогенетический подход к исследованию общих способностей опирается на методический аппарат, разработанный генетикой поведения, и позволяет оценить вклад основных составляющих, обусловливающих межиндивидуальную вариативность: генотипа, среды, а также генотипсредовой ковариации и взаимодействия. <...> Однако неясными остаются причины различий степени вклада обоих факторов (наследственности и среды) в межиндивидуальную вариативность вербального и невербального интеллекта (РавичЩербо И. В. и др., 1999; Воробьёва Е. В., Дружинин В. Н., 1997; Егорова М. С. и др., 2004 и др.) <...> В последнее время в психофизиологии и психогенетике активно разрабатывается подход, в контексте которого интеллект и мотивация достижения рассматриваются как взаимосвязанные компоненты единой функциональной системы, складывающейся при решении когнитивных задач (Воробьёва Е. В., 2006–2010). <...> Изучение ЭЭГ – коррелятов различных видов когнитивной деятельности позволяет приблизиться к пониманию обеспечивающих их психофизиологических механизмов (Разумникова О. М., 2007; Кирой В. Н., 2003; Иваницкий Г. А., 2002 и др.) <...> . Так, выполнение <...>
Психогенетика_общих_способностей.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Е. В. Воробьёва ПсихогЕнЕтика общих сПособностЕй Ростов-на-Дону Издательство Южного федерального университета 2011
Стр.1
УДК 159.92 ББК 88.2 В 75 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Рецензенты: заведующий отделом физиологии ИАЗ Южного научного Центра РАН, доктор биологических наук Вербицкий Е. В.; заведующая кафедрой психологии НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права», кандидат психологических наук Пищик В. И.; профессор кафедры психофизиологии и клинической психологии ЮФУ, доктор биологических наук Бабенко В. В.; заведующий кафедрой психологии развития и акмеологии ЮФУ, доктор психологических наук Сидоренков А. В. Монография подготовлена и издана в рамках национального проекта «Образование» по «Программе развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.» Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Исследование интеллекта и мотивации достижения близнецов»), проект № 08-06-00753а. В 75 Воробьёва Е. В. Психогенетика общих способностей: монография / Е. В. Воробьёва. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. – 222 с. ISBN 978-5-9275-0791-7 В монографии рассматриваются результаты изучения общих познавательных способностей с использованием методов психогенетики, позволяющих оценить вклад наследственных и средовых факторов в межиндивидуальные различия. В структуре общих способностей исследуется не только интеллектуальная составляющая, но и мотивационная. Приводятся результаты изучения психофизиологических основ общих познавательных способностей методами психогенетики. Адресована преподавателям психологических дисциплин, студентам, а также всем, интересующимся проблематикой, связанной с природой межиндивидуальных различий. ISBN 978-5-9275-0791-7 © Воробьёва Е. В., 2011 © Южный федеральный университет, 2011 © Оформление. Макет. Издательство Южного федерального университета, 2011 УДк 159.92 ббк 88.2
Стр.2
оглавление Предисловие .............................................................. ГЛАВА 1. ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ .................. 11 1.1. Методы анализа данных в психогенетике .... 11 1.2. Из истории психогенетических исследований общих способностей .............. 17 1. . Мотивационная составляющая общих способностей и ее исследования в психогенетике ........................................ 1 ГЛАВА 2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ ............... 55 2.1. Исследования взаимосвязи биоэлектрической активности мозга и общих способностей в психогенетике ........................................ 55 2.2. Мотивация достижения и спектральная мощность ЭЭГ при выполнении вербальных операций ................................................. 62 2. . Интеллект и индивидуальная профильная асимметрия. Профиль и ЭЭГ. Наследуемость индивидуальной профильной асимметрии .... 70 2. . Генотип-средовые детерминанты мощности ритмических составляющих ЭЭГ при вербально-ассоциативной деятельности и арифметическом счете .......................... 108 2.5. Генотип-средовая детерминация фенотипической вариативности параметров событийно-связанных потенциалов ........... 115 Заключение ........................................................... 1 6 Приложения .......................................................... 1 1 Литература ............................................................ 199 220
Стр.220