М.Е. Пухлянко
НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ
СТУДЕНТА
Издание второе
Москва
Российский университет
дружбы народов
2010 <...> В.В. Хожемпо, К.С. Тарасов, М.Е. Пухлянко
АЗБУКА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТА
Учебное пособие
Издание второе, исправленное и дополненное
Москва
Российский университет дружбы народов
2010
1
ББК 73
Х-68
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Р е це н зе н ты :
доктор экономических наук, профессор Н.П. Гусаков,
доктор экономических наук, профессор М.Ф. Мизинцева
Хожемпо В.В., Тарасов К.С., Пухлянко М.Е. <...> ISBN 978-5-209-03527-5
В пособии дается краткое описание основных видов научноисследовательских работ, выполняемых студентами под руководством
профессорско-преподавательского состава на разных стадиях обучения (в
частности, выпускные работы бакалавров, дипломные работы специалистов и магистерские диссертации). <...> Приводятся сведения об элементах
и методах научного познания и правилах организации научного труда. <...> Даются практические рекомендации по оформлению рукописей и подготовке к защите выпускных работ в период Государственной аттестации. <...> Уверены,
что такое «незнание» будет лишь разжигать в умах думающего читателя искры любопытства, которое, если «касается
серьезных проблем, …уже именуется жаждой познания»
(Мария Эбнер-Эшенбах (1830-1916), австрийская писательница. <...> Следствие первое: «Количество ошибок в любом отрывке текста прямо пропорционально числу заимствований из
вторичных источников» – Гаролд Фейбер, американский издатель. <...> 8
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Сущность и организационные формы НИРС
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС)
является одним из важных этапов подготовки молодого специалиста. <...> Цель НИРС - обучение студентов организации научно-исследовательской работы, методам ведения научных
исследований, а также получение навыков самостоятельного
оформления результатов исследований. <...> 9
Рассмотрим некоторые <...>
_Азбука_научно-исследовательской_работы_студентов.pdf
В.В. Хожемпо, К.С. Тарасов, М.Е. Пухлянко
АЗБУКА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТА
Учебное пособие
Издание второе, исправленное и дополненное
Москва
Российский университет дружбы народов
2010
1
Стр.2
ББК 73
Х-68
Российского университета
дружбы народов
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор Н.П. Гусаков,
доктор экономических наук, профессор М.Ф. Мизинцева
РИС Ученого совета
Утверждено
Хожемпо В.В., Тарасов К.С., Пухлянко М.Е.
Х-68 Азбука научно-исследовательской работы студента:
Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: РУДН,
2010. – 107 с.: ил.
ISBN 978-5-209-03527-5
В пособии дается краткое описание основных видов научноисследовательских
работ, выполняемых студентами под руководством
профессорско-преподавательского состава на разных стадиях обучения (в
частности, выпускные работы бакалавров, дипломные работы специалистов
и магистерские диссертации). Излагаются общие требования к ним
по содержанию, структуре и объему. Приводятся сведения об элементах
и методах научного познания и правилах организации научного труда.
Даются практические рекомендации по оформлению рукописей и подготовке
к защите выпускных работ в период Государственной аттестации.
Для студентов, аспирантов и научных руководителей, а также
всех, кто занимается научным трудом и стремится к совершенствованию
культуры своей личной работы.
ISBN 978-5-209-03527-5
© В.В. Хожемпо, К.С. Тарасов, М.Е. Пухлянко, 2010
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2010
2
ББК 73
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ................................ 4
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................................ 9
Сущность и организационные формы НИРС............................... 9
Теория и методология научного исследования............................ 14
Правила написания научного исследования ................................ 30
Выбор темы научного исследования ............................................ 37
Структура научного исследования................................................ 39
Цель и задачи научного исследования.......................................... 40
Объект и предмет научного исследования................................... 44
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................... 52
Организация поиска информации................................................. 52
Библиотеки и формы библиотечного обслуживания .................. 53
Специальные информационные издания...................................... 55
Справочно-поисковый аппарат научной библиотеки ................. 57
Книжный магазин как источник информации ............................. 62
Поиск информации в Интернете ................................................... 63
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ............................................... 71
Научный стиль................................................................................ 77
Иллюстративные материалы ......................................................... 78
Цитирование ................................................................................... 86
Справочно-библиографическое оформление работы.................. 88
Корректурные знаки....................................................................... 95
ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ.... 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................103
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................105
3
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
С момента выхода в свет первого издания «Азбуки
НИРС» прошло четыре года. Жизнь не стоит на месте. Мы
живем в эпоху перемен, которые ставят перед нами новые
задачи, вынуждают заниматься поиском новых решений старых
задач, отвечать на вызовы времени. Все это в полной мере
относится и к сфере образования, отрасли, которая готовит
кадры для новой экономики, часто именуемой «экономикой
знаний» или экономики основанной на знаниях.
Утверждены Государственные образовательные стандарты
третьего поколения, определяющие новые требования
к специалистам с высшим образованием, а также к организации
процесса их подготовки. Все это побудило авторов внести
коррективы и дополнения в новое издание.
Однако главной причиной появления второго издания,
стали пожелания студентов по уточнению и развитию некоторых
разделов, в результате чего авторы не только расширили
и обновили предлагаемый для изучения и практического
использования материал, но и несколько изменили последовательность
его изложения.
Авторы выражают надежду, что внесенные изменения
не уменьшат полезности предлагаемой информации, а все
замечания и предложения, возникающие в процессе использования
пособия в практике организации научноисследовательской
работы студентов можно направлять на
кафедру менеджмента экономического факультета Российского
университета дружбы народов. Все они будут рассмотрены.
4
Стр.5