Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Местное самоуправление

Местное самоуправление №6 2011 (66,00 руб.)

0   0
Страниц24
ID220963
АннотацияГазета о местном самоуправлении в России.
Местное самоуправление .— 2011 .— №6 .— 24 с. — URL: https://rucont.ru/efd/220963 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

6 (213) ИЮНЬ 2011 Подписной индекс: на 2-е п/годие 41540 Http://emsu.ru САМОУПРАВЛЕНИЕ О М Е С Т Н О М СОДЕРЖАНИЕ ¹ 6'2011 На федеральном уровне 2–3 Информация кратко Совет по развитию МСУ при Президенте РФ Местные бюджеты – вид сверху ЖКХ, энергосбережение и прочие проблемы В новом номере журнала «Городское управление» 4 Если бы Сахаров был жив Региональные новости 5–8 Протестное настроение нарастает Поручения розданы Леса Якутии Экология региона «Воздушный» мегахолдинг Калязинский «парк» 25 лет АСДГ На Дальнем Востоке Проблемы реформы МСУ 9–11 Муниципальная власть – явление беспартийное <...> «Смешанная система выборов является вполне приемлемой для муниципалитетов, – заявила «ВК» председатель Кинельской думы Галина Хабарова. <...> – На мой взгляд, именно она позволяет соединить достоинства мажоритарной и пропорциональной систем и компенсировать их недостатки. <...> Председатель думы Чапаевска Александр Шамьянов сообщил, что депутаты, скорее всего, перейдут на смешанную си- Кассационная коллегия Оренбургского областного суда 19 мая оставила без удовлетворения жалобу главы Оренбургского района Александра Митина. <...> Дело против Александра Митина, главы Чернореченского сельсовета Оренбургского района, одного из самых успешных сельских поселений России, было возбуждено в 2008 году по поводу добычи и вывоза песчано-гравийной смеси для нужд строительства сельской социальной инфраструктуры. <...> «Мы готовы к любому повороту, – отмечает председатель Сызранской думы Виктор Хлыстов. <...> – Главное, чтобы кандидаты могли предоставить достойную программу, донести ее до избирателя, тогда не важно, как именно будет баллотироваться кандидат – по спискам или по округу. <...> «Я считаю, что нужно сохранить мажоритарную систему выборов депутатов представительного органа муниципального образования, – отмечает председатель думы Жигулевска Ольга Гладченко. <...> Так считают эксперты Общественной палаты и Российского общественного института избирательного <...>
Местное_самоуправление_№6_2011.pdf
¹ 6 (213) ИЮНЬ 2011 Подписной индекс: на 2-е п/годие 41540 Http://emsu.ru САМОУПРАВЛЕНИЕ ГАЗ Е ТА О М Е СТ Н ОМ СА М О У П РА В ЛЕ Н ИИ В СОД ЕРЖАНИЕ ¹6'2011 На федеральном уровне Информация кратко Совет по развитию МСУ при Президенте РФ Местные бюджеты – вид сверху ЖКХ, энергосбережение и прочие проблемы В новом номере журнала «Городское управление» Если бы Сахаров был жив Региональные новости Протестное настроение нарастает Поручения розданы Леса Якутии Экология региона «Воздушный» мегахолдинг Калязинский «парк» 25 лет АСДГ На Дальнем Востоке Проблемы реформы МСУ 9–11 Муниципальная власть – явление беспартийное В.Васильев. Пропорциональная или мажоритарная? А.Бузин, А.Кынев, А.Любарев. Экспертное заключение В новом номере журнала «Муниципальное право» Удаление в отставку Муниципальные новости 13–16 Ангарск может стать городом Ферзиково хочет стать селом 10 мифов о деревянном зодчестве Специалист – на выезд! Миллиард на местные дороги Л.Смирнягин. Региональная политика – дело серьезное На политическом фронте 17–20 «За народовластие» «Трамбовка» не прошла Братчане против За год не решил Волгоградская область теряет управление? Правоприменительная практика 21–23 Профилактика нормонарушений Битва в Кольцово Перестрелка в Верхней Курье Чиновникам – зарплату медсестер! Противодействие коррупции В новом номере журнала «Лоббист» 24 Защита избирательных прав Перезагрузка надежд 12 5–8 4 2–3 По партспискам Изменения федерального и регионального законодательств четко дают понять, что в ближайшее время муниципалитетам придется адаптироваться к новым политическим условиям и либо вовсе отказаться от одномандатных округов, либо согласиться на смешанную систему. В городах и районах Самарской области, которым в ближайшее время предстоит изменять порядок избрания депутатов, пока с большей симпатией смотрят в сторону смешанной системы. «Смешанная система выборов является вполне приемлемой для муниципалитетов, – заявила «ВК» председатель Кинельской думы Галина Хабарова. – На мой взгляд, именно она позволяет соединить достоинства мажоритарной и пропорциональной систем и компенсировать их недостатки. С одной стороны, она обеспечивает пропорциональное представительство партий в представительном органе, с другой, дает избирателю возможность голосовать за конкретных лиц». Председатель думы Чапаевска Александр Шамьянов сообщил, что депутаты, скорее всего, перейдут на смешанную систему выборов. «В этом случае и у партий, и у непартийных кандидатов появится возможность проложить себе дорогу в органы местного самоуправления. Эта система проще и понятнее людям», – заявил он. «Мы готовы к любому повороту, – отмечает председатель Сызранской думы Виктор Хлыстов. – Главное, чтобы кандидаты могли предоставить достойную программу, донести ее до избирателя, тогда не важно, как именно будет баллотироваться кандидат – по спискам или по округу. У нас демократия еще молодая, есть пути для развития и возможности для поиска». «Я считаю, что нужно сохранить мажоритарную систему выборов депутатов представительного органа муниципального образования, – отмечает председатель думы Жигулевска Ольга Гладченко. – Избиратели приходят голосовать за конкретного человека, к которому потом могут напрямую обратиться и с которого потом могут спросить. Каждый претендент на депутатский мандат должен осознавать личную ответственность и оценивать свои возможности, а не прятаться за спину партии». Продолжение на с.5. Муниципальная власть – явление беспартийное Партийная система выборов, введенная в отдельных муниципальных образованиях страны, не соответствует требованиям Конституции. Так считают эксперты Общественной палаты и Российского общественного института избирательного права, направившие свои заключения в Конституционный суд, которому предстоит выявить конституционность ряда положений законов, регулирующих выборы местного самоуправления. р на с. 9–11 Есть и другие мнения. В целом, заключения, подготовленные по этому вопросу целым рядом организаций и экспертов для Конституционного Суда, неожиданно оказались весьма ценным исследованием. В настоящее время проходит подготовка специального номера журнала «Муниципальное право», где будет опубликована полная подборка заключений. Р О СС ИИ Прогноз подтвердился Кассационная коллегия Оренбургского областного суда 19 мая оставила без удовлетворения жалобу главы Оренбургского района Александра Митина. Напомним, что Оренбургским районным судом А.Митин был признан виновным в превышении должностных полномочий (ч.2 ст.286 УК РФ) и приговорен к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в один год. Кроме того, ему в течение двух лет запрещено занимать руководящие должности в органах власти и местного самоуправления. Дело против Александра Митина, главы Чернореченского сельсовета Оренбургского района, одного из самых успешных сельских поселений России, было возбуждено в 2008 году по поводу добычи и вывоза песчано-гравийной смеси для нужд строительства сельской социальной инфраструктуры. В итоге было добыто 5 тыс. кубометров полезного ископаемого на сумму свыше 1 млн рублей, за которые впоследствии от ООО «Завод ЖБК 2006» по договору мены были получены строительные материалы на 700 тыс. рублей. «Противоправное поведение муниципального служащего причинило государству материальный ущерб, затронуло общественные интересы, подорвало авторитет власти», – считают в прокуратуре. Сам Митин считает, что это заказное политическое дело. Он заявил, что последует кассация, и предположил, что на первом этапе кассационная жалоба не будет удовлетворена. «Я докажу, что я не виновен», – подчеркнул Александр Митин, намереваясь дойти до Страсбургского суда в случае необходимости. Местные эксперты сходятся во мнении, что чрезвычайная активность районной прокуратуры в отношении Александра Митина объясняется тем, что вновь избранный глава Оренбургского района неугоден исполнительной и политической властям Оренбуржья. По словам информированного источника целью похода Александра Митина в районную власть было доказать эффективность поселенческого сельского местного самоуправления. 22 октября 2010 года Александр Митин стал главой Оренбургского района, сохранив за собой общественный пост председателя регионального отделения партии «Справедливая Россия». В Оренбургском районе уже давно действует система выборов, где глава выбирается из состава депутатов. Таким образом, в случае лишения Александра Митина депутатских полномочий он автоматически перестает быть главой района. В депутатском кресле Митин удержался, но тот же Оренбургский райсуд 19 апреля 2011 года своим решением отстранил на два года его от должности главы района. /20.05.2011/ Соб. корр. Слова на будущие годы Выступая на Всероссийском педагогическом собрании премьер-министр В.Путин заявил: Значительное число зданий российских школ находятся в бедственном техническом состоянии и нуждаются в ремонте. По данным, которые привел Владимир Путин, примерно пятая часть всех средних учебных заведений страны не имеют системы водоснабжения, 15% лишены центрального отопления и четверть не оборудована канализацией. 900 школ находятся в аварийном состоянии, около 10 тысяч школьных зданий в различных регионах страны требуют капитального ремонта. Как отметил премьер, «люди, которые смотрят на это, видят полуразрушенные здания, и когда они это видят, их не волнует, какой уровень власти за это отвечает – муниципальный, региональный или даже федеральный; хотя федеральный центр напрямую к этому отношение вроде и не имеет». Однако из федерального бюджета по крайней мере для решения проблемы аварийных школ будет выделено по 1 млрд рублей в текущем и будущем годах, сообщил В.Путин. /31.05.2011/ На расширенном заседании президиума Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления в Пскове 23 мая с.г. премьер-министр Владимир Путин сказал: · Нам необходимо сильное, дееспособное самоуправление. Видим в этом залог успешного развития России, ключ к раскрытию громадного потенциала всех ее территорий. · За ближайшие 10 лет нам нужно полностью привести в порядок жилищно-коммунальную сферу – из вечной головной боли превратить ее в современную отрасль. · Обновление ЖКХ не должно ложиться на плечи граждан. Нельзя решать проблему за счет резкого повышения тарифов, необходимо в этом году выдержать планку – в среднем не более 15% роста. В дальнейшем данные показатели нужно снизить до уровня инфляции. В Р ОССИИ Ц Е Н ТР – НА П Е РИФЕ Р ИИ . · Необходимо продумать ставки налога на недвижимость, чтобы пенсионерам не пришлось тратить все деньги на оплату единственной квартиры или садового участка. · Повысить качество и доступность медицинской помощи. · Государство выделит 460 млрд рублей на программу модернизации здравоохранения. Эти деньги позволят почти на треть повысить зарплату медицинским работникам. · Использовать лизинг для модернизации общественного транспорта. · К 2015 году темпы строительства жилья в стране должны возрасти в 1,5 раза – до 90 млн квадратных метров. В.Ключевский Худ. А.Булатов
Стр.1
2 сал Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 04.06.2011 ¹ 123ФЗ, направленный на установление контроля и регулирование отношений в сфере управления многоквартирными домами. n n n Подписан Указ Президента РФ от 20.05.2011 ¹ 657 «О мониторинге правоприменения в РФ». Отныне – в целях совершенствования правовой системы в Российской Федерации будет осуществляться мониторинг правоприменения. Мониторинг предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены): законодательных и иных нормативных правовых актов РФ; нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных правовых актов. Функции по организации мониторинга, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, и его методическому обеспечению возложены на Министерство юстиции России. n n n В России утверждены новые правила предоставления коммунальных услуг. Опубликовано постановление Правительства России от 6 мая 2011 года ¹ 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». (см. с.3.) n n n Министерство регионального развития РФ подготовило проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в Федеральный закон «О теплоснабжении». Законопроект подготовлен с целью приведения действующего законодательства в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 марта 2011 г. ¹ 2-П по делу о проверке конституционности положения п.4 части 1 ст.16 ФЗ-131 в связи с жалобой городского округа Читы. В указанном Постановлении КС РФ признал положения пункта 4 части 1 статьи 16 ФЗ-131, относящее к вопросам местного значения городского округа оргаНА ФЕ Д Е Р АЛ Ь Н ОМ У РОВ НЕ Информация кратко Президент Д.Медведев подпинизацию теплоснабжения населения, не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 12, 130 (часть 1), 132 и 133, в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования служит нормативно-правовым основанием для возложения на городские округа финансовых обязательств по возмещению теплоснабжающим организациям дополнительных расходов, обусловленных установлением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ тарифа на их услуги для населения на уровня ниже экономически обоснованного, при отсутствии принятого в установленном федеральным законом порядке закона субъекта РФ, наделяющего органы МСУ соответствующими полномочиями с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств. n n n Министерство финансов РФ не поддерживает введение в России курортного сбора, сообщил руководитель пресс-службы ведомства Андрей Матвеев. «Минфин не поддерживает введение курортного сбора, но мы считаем, что существует возможность получения дополнительных доходов за счет более полного привлечения к налогообложению лиц, оказывающих услуги по приему отдыхающих, и сокращению льгот по земельному налогу и налогу на имущество в отношении объектов, принадлежащих федеральным органам власти. Эта позиция обсуждалась и была поддержана на совещании. Доклад по его итогам будет представлен в правительство», – сказал Матвеев РИА Новости. Напомним, что в начале апреля с.г. на встрече с главами муниципальных образований в ответ на предложение мэра города-курорта Анапы Т.Евсиковой президент России Д.Медведев заявил, что считает возможным возродить курортный сбор. n n n В Госдуму внесен президентский законопроект, призванный уточнить порядок досрочного прекращения полномочий депутатов всех уровней. Решения относительно депутатов Госдумы будут приниматься в течение месяца. Законодательные органы субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований должны будут принимать такие решения в течение трех месяцев. Кроме того, уточняется порядок замещения вакантных депутатских мандатов. n n n Госдума приняла в первом чтении проект закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». За его принятие проголосовала только фракция «Единая Россия» – КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» документ не поддержали. «Данный законопроект очень похож на наше здравоохранение и, в общем, очень хорошо отражает то, что у нас сейчас есть в системе здравоохранения: полная каша и отсутствие системы». Такую оценку законопроекта от фракции «Справедливая Россия» дала депутат Оксана Дмитриева. По ее словам, «исправить законопроект ко второму чтению невозможно, потому что ни у него нет концепции, ни в целом, мне кажется, у Минздрава нет концепции того, как должно развиваться наше здравоохранение». n n n Госдума одобрила во втором чтении законопроект, закрепляющий правовой статус школ искусств как особого вида учреждений дополнительного предпрофессионального образования детей. Проект предусматривает дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства в качестве самостоятельных образовательных программ, итоговую аттестацию обучающихся, возможность целевых взносов родителей обучающихся в фонд материального обеспечения образовательного учреждения, повышение зарплаты педагогов, концертмейстеров. Расширяются полномочия органов власти субъектов РФ – они будут выделять субвенции местным бюджетам для финансирования расходов на оплату труда, на учебники, технические средства обучения, хозяйственные нужды (расходы на содержание зданий и коммунальных расходов будут осуществляться из местных бюджетов). n n n Стоимость воды, выпитой сотрудниками в офисе, должна вычитаться из их зарплаты. «РБК daily» опубликовал письмо Минфина от 13.05.2011, в котором говорится, что, каждый сотрудник получает доход в натуральной форме, когда пьет бесплатную воду в офисе. Работодатель, выступая налоговым агентом для своих подчиненных, должен учесть, сколько воды потребляет каждый человек. После этого организация должна удержать 13% от стоимости выпитой воды и заявить в налоговую службу о полученном доходе сотрудников. В том случае, если возможности персонифицировать потребление воды нет, то дохода не возникает, следует из рекомендации Минфина. При этом «РБК daily» отмечает, если в компаниях не будут приняты меры по контролю за расходом воды, это даст основание налоговикам обвинить компанию в нарушении налогового законодательства. /04.06.2011/ Итоги реформирования ЖКХ В Липецке под председательством вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака состоялось всероссийское совещание, на котором обсудили первые итоги реформирования отечественного ЖКХ. – Отрадно, что в стране появились новые активно работающие товарищества собственников жилья, – подчеркнул в своем выступлении Козак. – К тому же в сферу ЖКХ «потянулся» частный бизнес, да и сами жители активно откликнулись на программу реформирования, взяв на себя часть обязательств по содержанию общего имущества и по софинансированию капитального ремонта в многоквартирных домах. И это – самый главный успех, самое важное направление нашей работы. Обращаясь к представителям российских регионов, Д.Козак назвал целый ряд проблем, выявленных и на федеральном, и на муниципальном уровнях, которые предстоит решить в ближайшее время. Он подчеркнул, что работать нужно не покладая рук и исключительно совместными усилиями. – Идет активная разработка комплекса мер для привлечения инвестиций в ЖКХ, – добавил чиновник. – Это сложнейшая проблема. Раньше она решалась на уровне лозунгов, далеко не всегда реалистичных. Теперь, обобщив мировой опыт, мы должны привлечь бизнес, создать конкуМС ¹6'11 Совет по развитию МСУ при Президенте РФ Председатель правительства РФ Владимир Путин провел в Пскове 23 мая с.г. расширенное заседание президиума Совета при президенте РФ по развитию местного самоуправления. На заседании президиума Совета значительное внимание было уделено модернизации жилищно-коммунального хозяйства, в том числе тарифной политике ЖКХ, проблемам управления жилым фондом, переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, а также вопросам благоустройства муниципальных образований, в том числе содержанию и ремонту придомовых и внутридворовых территорий. В заседании приняли участие заместитель председателя правительства РФ Д.Козак, министр регионального развития РФ В.Басаргин, министр транспорта РФ И.Левитин, представители ряда министерств и ведомств, губернатор Псковской области А.Турчак, руководители органов МСУ административных центров субъектов РФ. В сообщении пресс-службы о намечаемом заседании заявлено, что в федеральном бюджете на 2011 г. предусмотрено выделение бюджетам субъектов РФ субсидий в объеме 22,7 млрд руб. на проведение в административных центрах регионов ремонта (в т.ч. капитального) дворовых территорий многоквартирных домов, а также проездов к ним. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2011 ¹ 139 утверждены правила предоставления указанных субсидий в 2011 г. Премьер-министр констатировал: На ремонт жилого фонда и модернизацию ЖКХ РФ требуется около 10 трлн рублей (3,5 – на имеющийся жилой фонд и 6 – на инфраструктуру). При этом госучастие в расходах на ЖКХ будет скромным – 20 млрд Эти средства станут дополнением к 340 млрд бюджетных средств и средств от приватизации активов ЮКОСа. · Уровень износа инфраструктуры в данной сфере в среднем превышает 60%, а в некоторых городах приближается к 90%. В связи с этим премьер указал, что муниципалитеты должны завершить техническую инвентаризацию фондов ЖКХ и обеспечить приток частных инвестиций для модернизации отрасли. · За последние два года, даже несмотря на кризис, доля коммерческих организаций в коммунальном комплексе возросла до 70%. Судя по всему, бизнес проявляет интерес к этой сфере деятельности. Владимир Путин сказал: Стоимость услуг ЖКХ увеличивается не только за счет роста тарифов естественных монополий и коммунальных организаций, но и из-за аппетита управляющих компаний. Нужно вести четкий контроль их деятельности, и в случае необходимости останавливать их, по рукам давать там, где нужно. · Создать конкурентные и прозрачные условия в сфере управления многоквартирными домами, чтобы с рынка уходили разного рода «мутные организации». «Тот, кто не может обеспечить достойный уровень обслуживания граждан, тот должен в сторону отойти», – пояснил премьер. Он подчеркнул, что необходимо повысить ответственность коммунальщиков и исключить коррупцию в этой сфере. · К 2015 году темпы строительства жилья в стране должны возрасти в полтора раза – до 90 млн квадратных метров. В связи с этим глава правительства предупредил, что работа муниципальных властей будет оцениваться и по такому показателю. «Вместе с тем не следует гнать квадратные метры ради выполнения плановых показателей и шлепать бетонные коробки то там, то сям. Во-первых, нужно строить по новым технологиям и стандартам, а во-вторых, необходимо заранее продумать транспортную, коммунальную и социальную инфраструктуру, бережно относиться к сложившемуся облику городов, чтобы, например, точечная застройка не вела к уничтожению памятников истории и архитектуры», – заявил Путин. · Призвал местные власти дать возможность молодым людям проявить себя. «Муниципалитеты должны стать стартовой площадкой и трамплином для прихода в политику, в государственное управление ярких, талантливых, целеустремленных людей». Министром регионального развития В.В. Басаргиным и заместителем Председателя Правительства РФ Д.Н. Козаком были даны разъяснения по поднятым на совещании проблемам, касающимся реформирования системы ЖКХ, порядка оплаты за коммунальные услуги и капитального ремонта жилого фонда. Сельская милиция Глава думского комитета по вопросам местного самоуправления, председатель ВСМС Вячеслав Тимченко предлагает создавать на селе подразделения муниципальной милиции. «В адрес комитета Госдумы и рентную среду, чтобы люди могли выбирать лучших. Но прежде всего необходимо, чтобы начал действовать принятый недавно новый закон – поправки в Жилищный кодекс РФ, которые существенно реформируют взаимоотношения между всеми заинтересованными сторонами. Это очень важное направление деятельности, поскольку четкие права и обязанности граждан, управляющих компаний, муниципалитетов и регионов с точки зрения оказания содействия жильцам в общественном контроле за деятельностью ЖКХ не были прописаны. Дело должно сдвинуться с мертвой точки. Ю.Романенко, «Линия дома» ВСМС каждый день поступают обращения с мест. Их авторы сообщают о закрытии сельских школ, неоказании медицинской помощи, разрушении дорог и мостов, депопуляции деревень и поселков, нерешенности проблемы безопасности», – заявил Тимченко журналистам. По его мнению, сельские поселения сейчас – самая проблемная категория муниципалитетов. В то же время, из 24 тысяч существующих МО около 18 тысяч расположены именно в сельской местности, а на селе проживает около 27% населения страны. «Несомненно, этим людям должна быть гарантирована безопасность, а, значит, на селе должен работать участковый милиционер», – сказал Тимченко. Сейчас это сфера ответственности федеральной власти. «Но я убежден, что нам никак не обойтись без муниципальной милиции», – подчеркнул депутат. По его мнению, именно в сельской местности муниципальная милиция могла бы в первую очередь доказать свою эффективность. Решить проблему отношения общества к правоохранительным органам, определить права и обязанности сотрудников МВД был призван закон «О полиции», который вступил в силу с 1 марта 2011 года. Кроме повышения денежного содержания и социальных льгот для сотрудников МВД предусматривалось и сокращение их численности на 20%. Подводя итоги правоприменительной практики закона, депутаты оппозиционных фракций Госдумы неоднократно заявляли о том, что сокращение коснулось и наиболее востребованной части сотрудников полиции – участковых. /10.06.2011/ РИА Новости
Стр.2
МС ¹6'11 НА ФЕ Д Е Р АЛ Ь Н ОМ У РОВ НЕ к федеральным властям с просьбой перераспределить налоговую базу. Об этом в эксклюзивном интервью РБК-ТВ рассказал председатель Самарской губернской думы Виктор Сазонов. По его мнению, муниципалитеты не должны висеть обузой на шее областных бюджетов. Однако сейчас они могут обеспечить себя в лучшем случае на треть. Сенаторы сначала утвердили закон о новой налоговой льготе. А затем собрались на совещание по поводу того, что большинство льгот надо отменить. Потому что в Совете Федерации уже приступили к верстке бюджета-2012. И поняли, что наполнить его весьма трудно. Ведь большая часть налоговой базы утекает в черные дыры – дотации, субвенции, субсидии регионам. Без этого невозможно – местные бюджеты страдают острой налоговой дистрофией на почве льгот. Евгений Бушмин, председатель Комитета СФ по бюджету: «Региональные и местные бюджеты теряют весьма значительные суммы. В 2008 году сумма этих льгот составила 153 млрд рублей, в 2010 году – 182 млрд, т.е. увеличилась на 20%». Эксперты насчитали уже несколько десятков тысяч объектов, изъятых из налогооблагаемой базы. Среди неприкасаемых – некоторые федеральные предприятия, а также те фирмы, что близки к силовикам. Владимир Бекетов, председатель Законодательного собрания Краснодарского края: «Такие льготы предоставляются санаториям Минобороны, МЧС. И так далее. Мы теряем где-то порядка 250 млн рублей, недополучаем». Еще одна черная дыра, в которой пропадают средства всех уровней – муниципалитеты. Там уровень собранных налогов иногда стремится к абсолютному нулю. Виктор Сазонов, председатель Самарской губернской думы: «Если говорить реально, о тех средствах, которые собирает муниципалитет, и реально реализует полномочия, то в лучшем случае на 20–30% они обеспечены своими средствами. А остальное все – субсидии, субвенции из вышестоящих бюджетов». В федеральном центре удивлены. Ведь Местные бюджеты – вид сверху ЖКХ, энергосбережение и прочие проблемы Региональные законодатели обратились сейчас муниципалам передают самые лакомые куски налогового пирога. И, по всем планам, небольшие образования уже должны кормить регионалов. Антон Силуанов, заместитель министра финансов РФ: «Когда мы разграничивали доходные источники, мы руководствовались тем, что наиболее устойчивые доходные источники отдать вниз – муниципальным образованиям». Однако в регионах заметили – высокодоходный источник, попадая в руки муниципалов становится, в лучшем случае низкодоходным. Или вдруг оказывается в льготных списках. Эксперты говорят о том, что на самом низком уровне еще не научились налоговому администрированию. А ФНС сейчас укрупняет свои структуры и пятая часть муниципалитетов осталась без федеральных налоговых представителей. З.Баранова, Е.Еремин, РБК Неэффективна и нынешняя система бюджетных расходов. По оценкам экспертов Центра фискальной политики, она возможна лишь при высоких ценах на энергоресурсы. Значительные средства государство тратит впустую. К примеру, расходы на образование и здравоохранение в 2000 выросли вдвое. Чего не скажешь о качестве этих госуслуг. Александр Суринов, руководитель федеральной службы Госстатистики: «У нас резко увеличилось число сельских населенных пунктов без населения, число населенных пунктов, где живут меньше 10 человек. Это. скажем так, реакция населения на ухудшение социальных условий. Очевидно, там, где меньше 10 человек, – школы нет, больницы нет.» При этом высокие, но неэффективные госрасходы, как говорят специалисты, даже ухудшают качество жизни людей. Например, излишние бюджетные траты добавляют процент инфляции. Ее увеличение в последние месяцы опережает рост доходов граждан – впервые за несколько лет. Как следствие, с января по апрель реальные доходы, по данным Росстата, уменьшились на 3%. А по сравнению с тем же периодом прошлого года – почти на 4%. /08.06.2011/ РБК ТВ Урок бережливости В Тольятти продолжается реализация долгосрочной целевой программы по оборудованию многоквартирных домов коллективными узлами учета воды и тепловой энергии. Правда, за счет бюджетных средств на многоэтажках продолжают устанавливать исключительно счетчики. Тогда как реально экономить на оплате теплои водоснабжения позволяют только автоматизированные тепловые пункты. Об этом коммунальщики рассказали горожанам на примере многоквартирного дома по бульвару Орджоникидзе, 12. По словам заместителя начальника производственно-технического отдела управляющей компании ¹ 2 Валерия Каменского, этот дом стал вторым по счету объектом, где еще в 2008 году силами обслуживающей организации был оборудован теплопункт, который, собственно, и дает основную экономию. – Узел учета показывает только факт потребления воды и тепловой энергии, – объяснил Каменский. – В то время как автоматизация дает возможность эту самую энергию не только считать, но и экономить. Приведу простой пример. В конце отопительного сезона, когда температура воздуха за окном близка к нулю или превышает нулевую отметку, ТЭЦ подает на жилфонд теплоноситель, нагретый до 75 градусов. Хотя для системы отопления такое количество тепла в весенний период – излишество. Поэтому там, где автоматики нет, возникает перегрев дома: люди начинают открывать окна и выпускать дорогостоящее отопление на улицу. А там, где есть автоматика, энергопотребление просто-напросто снижается. И повышается только в том случае, если возникает недотоп. При этом автоматика не перекрывает подачу тепла, а просто снижает или, наоборот, повышает температуру теплоносителя в радиаторах отопления. То есть дом начинает потреблять ровно столько тепла, сколько необходимо ему в тот или иной момент. Из этого, собственно, и получается экономия. По мнению В.Каменского, данная систеПредложения Липецка На заседании президиума Совета при президенте России по развитию местного самоуправления (в Пскове) глава Липецка Михаил Гулевский поднял вопросы содержания многоквартирного фонда. Мэр Липецка говорил о необходимости на федеральном уровне урегулировать договорные отношения управляющих компаний с ресурсоснабжающими предприятиями на исполнение коммунальных услуг. Он отметил, что необходимо продолжить реализацию программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного и ветхого жилья на условиях софинансирования. Кроме того, предложения М.Гулевского были одобрены в ходе обсуждения темы о снижении в перспективе темпов роста тарифов до уровня инфляции. М.Гулевский рассказал о липецком опыте в сфере ЖКХ. Речь шла о выбранных в коммунальном секторе моделях частно-государственного партнерства, уже доказавших на муниципальном уровне свою эффективность. Прежде всего, это ОАО «Липецкая городская энергетическая компания», которая постоянно увеличивает объемы реабилитации сетевого хозяйства, и ЗАО «ЭкоПром-Липецк», инвестировавшее солидные суммы в открытие современной станции по переработке, сортировке и брикетированию ТБО, что решило острую для города проблему утилизации отходов как минимум на 20–30 лет. В.Путин задал главе Липецка несколько вопросов о действующей в городе комплексной автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками. Ее эффективность подтвердил министр транспорта И.Левитин, посетивший областной центр в декабре 2010 года. /25.05.2011/ ИА REGNUM n n n Энергодом В работе Всероссийского совещания ма весьма удобна. Ведь температура теплоносителя, которую подает ТЭЦ на жилфонд, в основном неизменна. Ее корректировка происходит только в том случае, если межтемпературная разница за окном превышает 8 градусов. Получается, утром, когда холодно, дом потребляет нормальное для себя количество тепла. А днем, когда становится значительно теплее, начинает «впитывать» излишки энергоресурса. В это же время автоматика позволяет в течение не только суток, но и часов изменять температуру теплоносителя. То есть днем, при солнечной погоде, дом может потреблять меньше тепла, чем, например, ночью. Автоматизированные тепловые пункты обладают еще одной важной функцией, которая может быть крайне полезной для социальных учреждений. Вечером и ночью, когда в помещениях нет людей, температуру воздуха можно понижать, скажем, до 12 градусов. А в рабочее время подавать отопление в нормальном режиме. – Автоматика в доме ¹ 12 по бульвару Орджоникидзе, как и в двух десятках других домов Автозаводского района, была установлена нами за счет привлеченных кредитных средств, – рассказал технический директор управляющей компании ¹ 2 Александр Мирошников. – За три отопительных сезона, прошедших с момента установки, оборудование стоимостью около 1,2 млн руб. успело не только окупить себя, но и принести жителям дома немалую пользу. Так, по итогам 2008 года мы сделали перерасчет и вернули жильцам около 1 млн руб., которые дом сэкономил на энергопотреблении. В 2010 году по решению собственников возвращать деньги населению не стали, а направили их на установку пластиковых окон в подъездах. Теперь по тому же решению собственников дожидаемся, когда сумма сэкономленных на тепло- и водоснабжении средств станет достаточной для замены системы канализации в подвале. /02.06.2011/ TLT.ru по вопросам ЖКХ, которое проходило на прошлой неделе в Липецке, одно из направлений следует выделить особо – строительство малоэтажного энергоэффективного жилья. Речь идет не только о приборах учета расхода воды и тепла, газа и света, которые обязательны в любом современном жилье, но и о целой альтернативной коммунальной системе, позволяющей жителям такого дома значительно снизить платежи за квартиру. Цифры впечатляют. Например, в первом в России энергодоме, сданном в эксплуатацию в декабре прошлого года в Барнауле, затрата энергии на горячем водоснабжении уменьшилась на 50%. В одноподъездной трехэтажке, где живут всего 19 семей, за год планируют сэкономить 246 тысяч киловатт-часов! Энергоэффективность такого дома составит свыше 700 тысяч рублей. По предварительным расчетам, такое чудо-жилье окупается примерно через десять лет. Правда, и стоит оно дороже обычного – примерно в 1,5 раза. В том же Барнауле дом обошелся застройщикам почти в 45 млн рублей. И половина этой суммы – расходы на суперсовременное технологическое оборудование. В доме смонтировали наверху 22 солнечные батареи. Они объединены в общую систему с геотермальной установкой на 26 скважин и автономной газовой котельной. В здании используется необычная приточно-вытяжная вентиляция, подогревающая уличный воздух выходящим из дома теплом. Деревянные окна со стеклопакетами из теплоотражающих стекол, стены – сверхтеплые, лампочки с фотоэлементом – энергосберегающие. А сам ярко окрашенный энергодом так ориентирован относительно сторон света, чтобы максимально эффективно использовать солнечную энергию. Многочисленные комиссии из Минрегиона, Фонда содействия реформированию ЖКХ, различные должностные лица, которые то и дело специально приезжают в Алтайский край, смотрят на этот нашпигованный современным энергосберегающим оборудованием дом как на новое чудо света. Тут действительно есть повод гордиться тем, что и в России, наконец, появляется жилье, отвечающее самым высоким мировым стандартам. Вслед за Барнаулом несколько десятков таких домов должны в скором времени сдать в шести регионах России, вошедших в федеральную программу по строительству энергоэффективного жилья. Однако процесс идет пока медленными темпами. И на это есть свои объективные причины. Их несколько. Ситуация непростая: во многих субъектах РФ строители не успевают возводить обычные панельные дома в нужном для регионов объеме. Но, с другой стороны, без альтернативного жилья уже не обойтись, если всерьез заниматься экономией энергоресурсов, модернизацией производства и реформированием ЖКХ. Во-вторых, региональные строительные комплексы, по сути, не готовы к инновационному прорыву в отрасли. Проще строить типовые объекты, чем нестандартные и высокозатратные. Зачем возводить жилье с высокой стоимостью квадратного метра, когда и так возникают серьезные проблемы с продажей квартир? Но речь идет не об элитных домах для «крутых» горожан, а о жилье, которое возводится по государственной программе и в которое могут поселиться люди из ветхого и аварийного фонда. Здесь есть главное – государственная поддержка. Тот же дом в Барнауле финансировался на 50% из Фонда содействия реформированию ЖКХ, на 47% – из бюджета Алтайского края и на 3% – из городского. Понятно, что на всех государственных денег не хватит. Но можно действовать и по другой схеме. Как сказал первый заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Владимир Талалыкин, государство возьмет на себя обязанность компенсировать разницу в оплате стоимости строительства обычного и энергоэффективного дома. Государственному бюджету, по предварительным расчетам, компенсационные выплаты застройщикам обойдутся примерно в 50–60 млрд рублей. Деньги, по мнению В.Талалыкина, не столь уж и огромные. К тому же они окупаются с лихвой через несколько лет. Можно еще, по мнению участников совещания, «подтянуть» к инновационной строительной площадке и российские банки, заручившиеся государственными гарантиями. Кроме того, нужно поднять на более высокий уровень проектные организации, которые с такими объектами до сих пор не работали. Хотя в России уже появились специализированные, «заточенные» под европроекты архитектурные службы, готовые приступить к выполнению заказа. Куда сложнее обстоит дело с эксплуатацией энергодомов. По мнению В.Талалыкина, нужен другой уровень квалификации работников коммунальной сферы. Их пока учить обслуживать энергодом негде, да и некому. В России пока нет ни одного учебного заведения, где преподают науку правильного пользования геотермальной установкой и вакуумными солнечными коллекторами. К тому же, не готовы и документы, разъясняющие собственникам квартир, как правильно эксплуатировать «мудреную» энергосистему с обилием различных приборов. Есть проблема и с законодательной базой. По сути, Россия в сфере ЖКХ, пытаясь сделать прыжок в будущее, может приземлиться на плохо подготовленную почву. Но двигаться вперед российским коммунальщикам все равно нужно. Именно об этом говорили на итоговом «круглом столе», проходившем в рамках Всероссийского совещания. Иначе, отрасль безнадежно отстанет. Не может Россия и дальше позволить себе тратить на стандартный пятиэтажный дом теплоэнергии почти в 5 раз больше (!), чем в развитых странах Европы. О каком доступном жилье для россиян тогда можно говорить? /06.06.2011/ В.Манаенков, «Липецкая газета» 3
Стр.3