Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Когнитивные категории в синтаксисе (290,00 руб.)

0   0
АвторыКовалева Лия Матвеевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц250
ID218923
АннотацияВ монографии представлены результаты исследований коллектива авторов по проблемам когнитивного синтаксиса. Рассматриваются общие и частные вопросы организации категорий предложения, специфика методов и приемов когнитивного анализа. Особое внимание уделено лингвокреативной деятельности говорящего и отражению этой деятельности в языковых формах. Монография будет полезна для специалистов по общему языкознанию, германским и романским языкам, интересующимся проблемами связи языка и сознания, а также студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам.
ISBN978-5-88267-292-7
ББК81.00
Когнитивные категории в синтаксисе / ред. Л. М. Ковалева .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2009 .— 250 с. — ISBN 978-5-88267-292-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/218923 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КОГНИТИВНЫЕ КАТЕГОРИИ В СИНТАКСИСЕ Коллективная монография Иркутск 2009 ББК 81.00 К - 57 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Авторы: <...> Сулейманова Когнитивные категории в синтаксисе [Текст]: кол. монография / под ред. <...> Определение категорий онтологического концепта (Блох М.Я., Степаненко В.А.) <...> Сентенциональное поле как объект когнитивного исследования (Ковалева Л.М.) <...> Ошибочные когниции сквозь призму модуса кажимости (Семенова Т.И.) <...> Концептуальная интеграция в синтаксисе (на материале конструкций с глаголом see) (Муняева Е.И.) <...> Ранняя генеративная лингвистика и эмпирическая методология (Карлсон Ф.) (перевод с английского Богдановой С.Ю.) <...> Первый раздел открывает глава I О когнитивных категориях пропозитивного конституента предложения (автор – Л.М. Ковалева), в которой классические категории противопоставляются естественным, рассматриваются проблемы прототипических категорий, многозначности и «объективности», подход к осмыслению мира, отражающийся в формальной организации синтаксических единиц. <...> 5 Глава III Определение категорий онтологического концепта (авторы <...> В главе IV Категоризация со-участия в свете теории фамильного сходства (авторы – Л.М. Ковалева, В.Ю. Кудашова) выделяется когнитивная категория «со-участие», обобщающая огромный опыт человечества в ситуации со-существования людей в обществе себе подобных. <...> Этой проблеме посвящена глава V Сентенциональное поле как объект когнитивного исследования (автор – Л.М. Ковалева). <...> Высказывания «здесь и сейчас» неизбежно происходят в условиях не всегда достаточно полного, а иногда и ошибочного восприятия, что ведет к ошибкам в категоризации всей ситуации. <...> VII Ошибочные когниции сквозь призму модуса <...>
Когнитивные_категории_в_синтаксисе.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Когнитивные_категории_в_синтаксисе.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КОГНИТИВНЫЕ КАТЕГОРИИ В СИНТАКСИСЕ Коллективная монография Иркутск 2009
Стр.1
ББК 81.00 К - 57 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Авторы: М.Я. Блох, С.Ю. Богданова, Ф. Карлсон, Л.М. Ковалева, В.Ю. Кудашова, Е.И. Муняева, Т.И. Семенова, Е.Ф. Серебренникова, В.А. Степаненко, Л.А. Фурс, В.М. Хантакова Рецензенты: доктор филологических наук, профессор МГЛУ Е.Е. Голубкова доктор филологических наук, профессор МГПУ О.А. Сулейманова Когнитивные категории в синтаксисе [Текст]: кол. монография / под ред. Л.М. Ковалевой (отв. ред.), С.Ю. Богдановой, Т.И. Семеновой. – Иркутск: ИГЛУ, 2009. – 249 с. ISBN 978-5-88267-292-7 В монографии представлены результаты исследований коллектива авторов по проблемам когнитивного синтаксиса. Рассматриваются общие и частные вопросы организации категорий предложения, специфика методов и приемов когнитивного анализа. Особое внимание уделено лингвокреативной деятельности говорящего и отражению этой деятельности в языковых формах. Монография будет полезна для специалистов по общему языкознанию, германским и романским языкам, интересующимся проблемами связи языка и сознания, а также студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам. Монография выполнена в соответствии с Тематическим планом научноисследовательских работ ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет», проводимых по заданию Федерального агентства по образованию РФ, регистрационный номер 1.4.06. Руководитель проекта Заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор ИГЛУ Л.М. Ковалева. ©Коллектив авторов, 2009 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . РАЗДЕЛ 1. КАТЕГОРИЗАЦИЯ В СИНТАКСИСЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава I. О когнитивных категориях пропозитивного конституента предложения (Ковалева Л.М.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 8 9 Глава II. Особенности когнитивной категории в синтаксисе (Фурс Л.А.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Глава III. Определение категорий онтологического концепта (Блох М.Я., Степаненко В.А.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 Глава IV. Категория со-участия в свете теории фамильного сходства (Ковалева Л.М., Кудашова В.Ю.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Глава V. Сентенциональное поле как объект когнитивного исследования (Ковалева Л.М.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 РАЗДЕЛ 2. ЛИНГВОКРЕАТИВНАЯ ПРИРОДА СИНТАКСИСА . . . . 126 Глава VI. К проблеме креативности в синтаксисе (Серебренникова Е.Ф.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Глава VII. Ошибочные когниции сквозь призму модуса кажимости (Семенова Т.И.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 Глава VIII. Концептуальная интеграция в синтаксисе (на материале конструкций с глаголом see) (Муняева Е.И.) . . . . . . . . . . . . . 152 Глава IX. Когнитивно-ориентированная интерпретация выбора и расположения языковых единиц в синонимических соотношениях (Хантакова В.М.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 Глава X. Когнитивные основания аналитизма (на примере английских фразовых глаголов) (Богданова С.Ю.) . . . . . . . . 187 Глава XI. Ранняя генеративная лингвистика и эмпирическая методология (Карлсон Ф.) (перевод с английского Богдановой С.Ю.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248 3
Стр.3
4
Стр.4
Предисловие Когнитивное направление в современном синтаксисе позволяет вскрыть сложные взаимосвязи между мыслительно-понятийными категориями и конкретно-языковыми способами их выражения. Пришло понимание того, что грамматика опирается на знание мира и, следовательно, все грамматические категории, в том числе – синтаксические, имеют когнитивный статус. Задача лингвиста – усмотреть за разнообразием форм именно разное видение ситуации (Кубрякова 2004, 117). Все это обостряет интерес лингвистов к так называемым естественным категориям. В монографии представлены результаты исследований коллектива авторов по проблемам когнитивного синтаксиса. Рассматриваются общие и частные вопросы организации категорий предложения, специфика методов и приемов когнитивного анализа. Особое внимание уделено лингвокреативной деятельности говорящего и отражению этой деятельности в языковых формах. Монография будет полезна для специалистов по общему языкознанию, германским и романским языкам, интересующимся проблемами связи языка и сознания, а также студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам. В книге условно можно выделить два раздела: 1. Категоризация в синтаксисе и 2. Лингвокреативная природа синтаксиса. Первый раздел открывает глава I О когнитивных категориях пропозитивного конституента предложения (автор – Л.М. Ковалева), в которой классические категории противопоставляются естественным, рассматриваются проблемы прототипических категорий, многозначности и «объективности», подход к осмыслению мира, отражающийся в формальной организации синтаксических единиц. Предлагается авторская трактовка категории каузальности. В главе II Особенности когнитивной категории в синтаксисе (автор – Л.А. Фурс) рассматриваются особенности процессов категоризации в синтаксисе, связанные с многоаспектным характером категориальной основы предложения, анализируется целый ряд предложенческих категорий. 5
Стр.5
Глава III Определение категорий онтологического концепта (авторы М.Я. Блох и А.В. Степаненко) посвящена общим вопросам языковой категоризации. В главе IV Категоризация со-участия в свете теории фамильного сходства (авторы – Л.М. Ковалева, В.Ю. Кудашова) выделяется когнитивная категория «со-участие», обобщающая огромный опыт человечества в ситуации со-существования людей в обществе себе подобных. Современный подход к языку переместил центр исследований с вопроса об отношениях между единицами внутри поля на проблему деления единицами языкового поля экстралингвистического пространства, что позволяет по-новому взглянуть на теорию семантического поля, развивавщегося в середине прошлого века Й. Триром и Л. Вайсгербером и экстраполировать ее принципиальные положения на предложение, которое вместе со словом является номинативной единицей. Этой проблеме посвящена глава V Сентенциональное поле как объект когнитивного исследования (автор – Л.М. Ковалева). Второй раздел посвящен проблемам доступа через язык к сознанию и протекающим в нем процессам. Глава VI К проблеме креативности в синтаксисе (автор – Е.Ф. Серебренникова) посвящена общим вопросам лингвокреативности. Высказывания «здесь и сейчас» неизбежно происходят в условиях не всегда достаточно полного, а иногда и ошибочного восприятия, что ведет к ошибкам в категоризации всей ситуации. В языках это отражается в специальных лексических и грамматических средствах (гл. VII Ошибочные когниции сквозь призму модуса кажимости (автор – Т.И. Семенова)). Наблюдатель, как правило, категоризует не простые, а сложные ситуации, в результате чего в его сознании объединяются несколько ментальных пространств, а в языке появляются сложные гибридные образования – бленды. В терминах теории когнитивной интеграции этот вопрос изучается в главе VIII Концептуальная интеграция в синтаксисе (на материале конструкций с глаголом see) (автор – Е.И. Муняева). 6
Стр.6
Глава IX Когнитивно-ориентированная интерпретация выбора и расположения языковых единиц в синонимических соотношениях (автор – В.М. Хантакова) посвящена процессу разъяснения и углубления говорящим своей мысли, включенной в текст синонимов, которые помогают развитию и уточнению мысли. Глава X Когнитивные основания аналитизма (на примере английских фразовых глаголов) (автор – С.Ю. Богданова) рассматривает аналитическую технику соединения носителей значений в языке и пространственную концептуализацию мира, закрепленных в английских фразовых глаголах. Глава XI Ранняя генеративная лингвистика и эмпирическая методология (автор – Ф. Карлсон) анализирует доступные посредством корпусов текстов эмпирические данные, которые свидетельствуют об исключительной креативности как синтаксиса, так и других языковых уровней. Общая структура и содержание монографии отражают стремление авторского коллектива представить различные аспекты, методы и приемы исследования средств и способов категоризации ситуаций действительности в языке в проекции на уровень предложения. Можно надеяться, что данное стремление найдет отклик среди специалистов в данной области и станет стимулом молодым исследователям для продолжения поисков. 7
Стр.7