Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Наречие оценки и категоризация опыта (220,00 руб.)

0   0
Первый авторДюндик Юлия Борисовна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц179
ID218916
АннотацияВ монографии представлено исследование наречия оценки в когнитивном аспекте. В ней содержится довольно полная история изучения наречия как части речи. Исходя из когнитивного понимания языка, автор исследует особенности категоризации интеллектуального и эмоционального опыта человека наречиями оценки на материале английского и русского языка. Монография будет полезна для специалистов по общему и русскому языкознанию, по германским языкам, а также студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, интересующимся проблемой категоризации опыта в языке.
ISBN978-5-88267-339-9
УДК81’22
ББК81.02
Дюндик, Ю. Б. Наречие оценки и категоризация опыта / Ю. Б. Дюндик .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2011 .— 179 с. — ISBN 978-5-88267-339-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/218916 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ю.Б. ДЮНДИК НАРЕЧИЕ ОЦЕНКИ И КАТЕГОРИЗАЦИЯ ОПЫТА МОНОГРАФИЯ ИРКУТСК 2011 УДК 81’22 ББК 81.02 Д - 96 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета. <...> В монографии представлено исследование наречия оценки в когнитивном аспекте. <...> Исходя из когнитивного понимания языка, автор исследует особенности категоризации интеллектуального и эмоционального опыта человека наречиями оценки на материале английского и русского языка. <...> Семантические отношения между полной и свернутой пропозициями в предложениях с наречиями оценки . <...> Участие наречия оценки в выражении таксисных отношений . <...> Об обязательности / факультативности наречий оценки в предложении . <...> Невербальная коммуникация как способ выражения эмоционального и интеллектуального опыта человека. <...> Наречия, категоризующие крайне высокую степень отклонения от нормы . <...> Наречия, категоризующие движение / отсутствие движения по шкале . <...> Наречие оценки как способ категоризации намеренности / ненамеренности совершения действия . <...> Сентенциональное наречие как способ категоризации достоверности информации . <...> 4.2.1. О степени достоверности информации: глагол vs сентенциональное наречие . <...> Расположение сентенциональных наречий на шкале по признаку «уверенность / неуверенность в достоверности сообщаемого» . <...> . . . . . . . . . . 4 119 119 120 124 125 126 129 131 133 133 142 146 150 152 172 173 178 «The road to hell is paved with adverbs» Stephen King1 ВВЕДЕНИЕ Целью данного монографического исследования является комплексный анализ наречия оценки как лексико-грамматической и синтаксической единицы и его роли в категоризации эмоционального и интеллектуального опыта человека. <...> Работы, посвященные наречиям, по-прежнему довольно малочисленны, анализу в них подвергаются большей частью темпоральные и локативные наречия, (см., например, следующие работы за последнее десятилетие: о сентенциональных наречиях в английском языке – Коканова 2005, о наречиях-инновациях – Тропина <...>
Наречие_оценки_и_категоризация_опыта.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» Ю.Б. ДЮНДИК НАРЕЧИЕ ОЦЕНКИ И КАТЕГОРИЗАЦИЯ ОПЫТА МОНОГРАФИЯ ИРКУТСК 2011
Стр.1
УДК 81’22 ББК 81.02 Д - 96 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета. Рецензенты: доктор филологических наук, профессор Кемеровского государственного университета М.Ю.Рябова, доктор филологических наук, профессор Иркутского государственного лингвистического университета С.Ю. Богданова Дюндик Ю.Б. Д-96 Наречие оценки и категоризация опыта: монография. – Иркутск: ИГЛУ, 2011. – 179 с. В монографии представлено исследование наречия оценки в когнитивном аспекте. В ней содержится довольно полная история изучения наречия как части речи. Исходя из когнитивного понимания языка, автор исследует особенности категоризации интеллектуального и эмоционального опыта человека наречиями оценки на материале английского и русского языка. Монография будет полезна для специалистов по общему и русскому языкознанию, по германским языкам, а также студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, интересующимся проблемой категоризации опыта в языке. УДК 81’22 ББК 81.02 ISBN 9785882673399 © Дюндик Ю.Б., 2011 © Иркутский государственный лингвистический университет, 2011 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 ГЛАВА 1. НАРЕЧИЕ ОЦЕНКИ В СТРУКТУРЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.1. Наречие – опыт – оценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.2. К определению наречия оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.3. Особенности функционирования наречия в различных структурах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 1.4. Модели образования наречий оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 1.5. Наречие оценки как пропозиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 1.6. Наречие оценки и языковая экономия . . . . . . . . . . . . . . . . 49 1.7. Наречие оценки и языковая избыточность . . . . . . . . . . . . . 54 1.8. Семантические отношения между полной и свернутой пропозициями в предложениях с наречиями оценки . . . . . 57 1.9. Участие наречия оценки в выражении таксисных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 1.10. Об обязательности / факультативности наречий оценки в предложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 ГЛАВА 2. РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В КАТЕГОРИЗАЦИИ ОПЫТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 2.1. О соотношении вербальной и невербальной коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 2.2. Функции невербальной информации. Молчание как компонент невербальной коммуникации . . . . . . . . . . . . . . 84 2.3. Невербальная коммуникация как способ выражения эмоционального и интеллектуального опыта человека. . . . 91 ГЛАВА 3. НАРЕЧИЕ ОЦЕНКИ: КАТЕГОРИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ЧЕЛОВЕКА . . . . . . . . 96 3.1. Категоризация невербальной информации об эмоциональном состоянии человека . . . . . . . . . . . . . . . 96 3.2. Категоризация интенсивности проявления признака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 3.2.1. О понятии интенсивности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 3.2.2. Наречие оценки как интенсификатор . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 3.2.3. Семантическая классификация наречий – окказиональных интенсификаторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 3
Стр.3
3.2.3.1. Наречия, категоризующие соответствие / несоответствие норме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 3.2.3.2. Наречия, категоризующие крайне высокую степень отклонения от нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 3.2.3.3. Наречия, категоризующие движение / отсутствие движения по шкале . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 ГЛАВА 4. НАРЕЧИЕ ОЦЕНКИ: КАТЕГОРИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОПЫТА ЧЕЛОВЕКА . . . . . 119 4.1. Наречие оценки как способ категоризации намеренности / ненамеренности совершения действия . . . . . . . . . . . . . . . . 119 4.1.1. Семантические особенности функционирования наречий намеренности. Цель как основная составляющая наречий намеренности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 4.1.2. Семантические особенности функционирования наречий ненамеренности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 4.1.2.1. Наречия со значением случайности совершения действия. . 125 4.1.2.2. Признаки «намеренность» и «контроль» в семантике наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 4.1.3. Шкала контролируемости действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 4.1.4. Семантические особенности функционирования наречий желательности / нежелательности совершения действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 4.2. Сентенциональное наречие как способ категоризации достоверности информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 4.2.1. О степени достоверности информации: глагол vs сентенциональное наречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 4.2.2. Наречие как показатель категории эвиденциальности . . . . 142 4.2.3. Расположение сентенциональных наречий на шкале по признаку «уверенность / неуверенность в достоверности сообщаемого» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 БИБЛИОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ . . . . . . . . . . . 178 4
Стр.4