№1, 2009 г. | ИСТОРИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ.
СОДЕРЖАНИЕ
НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ
• Абрамов А.П.
ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В
СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• Комолов Н.А.
ЦАРИЦЫНСКАЯ ЛИНИЯ ВО ВТОРОЙ-ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ ХVIII ВЕКА
• Разиньков М.Е.
ТИПОЛОГИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ
ВОСПОМИНАНИЙ, ДНЕВНИКОВ, ПИСЕМ)
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
• Афонюшкина А.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ХVIII ВЕКА В РОССИЙСКОЙ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
• Гребёнкин А.Н.
КАДЕТСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
• Зыкова Н.Н.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО АЛИМЕНТНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
• Коротких Л.М.
ОРГАНИЗАЦИЯ АНТИЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ИСПАНИИ: КОРОЛЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ ИСТОРИИ
• Медведев С.А.
О ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА РОССИИ В ГЕРМАНИИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
• Мокшин Г.Н.
ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛЕГАЛЬНОГО НАРОДНИЧЕСТВА
• Подмогильная И.А.
РАЗВИТИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В УСЛОВИЯХ РАДИКАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК НА
СТАВРОПОЛЬЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
• Рылов В.Ю.
К.Ф. ГОЛОВИН В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
• Акимов Д.В.
РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ГОСУДАРСТВО И ЕГО ПОДДАННЫЕ: ВЕКА СОТРУДНИЧЕСТВА И
ПРОТИВОСТОЯНИЯ"
• Панков А.И.
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ГОГОЛЕВА А. А. МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ В ОСТРОГОЖСКОМ УЕЗДЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ
XVII - НАЧАЛЕ XVIII В. : ГОРОДОВЫЕ ВОЕВОДЫ И ЧЕРКАССКИЕ ПОЛКОВНИКИ. - ВОРОНЕЖ : ИСТОКИ, 2008. -
208 с.
• ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ
Стр.1
Производное слово и его семантический потенциал
НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ
УДК 316.354:355.1
ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОГО
ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
À. Ï. Абрамов
Курский государственный технический университет
Поступила в редакцию 3 декабря 2008 ã.
Аннотация: в статье сделан историко-социологический обзор предыстории создания системы
довузовского военного образования и ее эволюции в контексте формирования творческого
потенциала личности.
Ключевые слова: творческий потенциал, личность, кадетский корпус, довузовское военное
образование, суворовское военное училище.
Abstract: the article gives a history-sociology survey of the pre-history of the pre-university
military education system and its development in the last of creative potential forming.
Key words: creative potential, ðersonality, cadets college, pre-university military education,
Suvorov Military College.
Уяснение механизма формирования творческого
потенциала личности в системе довузовского
военного образования вряд ли будет
логичным и обоснованным без обращения к
предыстории создания военного образовательного
социума и его эволюции в контексте социологического
знания. Тем более, что за
прошедшие десятилетия утрачено многое, что
могло бы быть применимо в современных условиях.
«Кадетские
корпуса за двести лет своего
существования дали России бесчисленное множество
выдающихся на всех поприщах государственных
деятелей, полководцев, писателей,
поэтов, историков, композиторов и даже
Отцов Öåðêâè» [1, ñ. 5]. Именно с них начиналась
почти любая значительная карьера.
Ежегодно в большую жизнь выходили не
просто выпускники, прекрасно образованные
юноши, но будущее государства, его основа,
чьи имена навеки вошли в отечественную
историю.
Выдающиеся полководцы М. И. Кутузов,
Ф. Ф. Ушаков, П. А. Румянцев-Задунайский;
деятели культуры, литературы и искусства
Â. Â. Верещагин, Ì. Ï. Мусоргский, À. Í. Ðàäèùåâ,
Â. È. Äàëü, Ô. Ì. Достоевский, Í. À. Ðèìñêèé-Êîðñàêîâ,
À. Í. Ñêðÿáèí, Ï. À. Ôåäîòîâ,
Ê. Ô. Ðûëååâ, Í. Ñ. Ëåñêîâ; обществен©
Абрамов À. Ï., 2009
ные деятели À. À. Áåñòóæåâ, Ï. È. Ïåñòåëü,
Ï. À. Кропоткин, Â. Â. Куйбышев вот далеко
не полный перечень имен выпускников
кадетских корпусов, в свое время прославивших
Россию каждый на своем поприще.
Историко-социологический анализ процесса
формирования творческого потенциала личности
в системе довузовского военного образования
современной России возможен с применением
конкретно-социологических методов в
рамках междисциплинарного подхода. В частности,
с помощью анализа документов, библиографических
очерков, исторических справок
по вопросам воспитания и обучения в
кадетских корпусах России с периода их зарождения
до наших дней.
Для более полного уяснения исследуемого
процесса необходимо использовать идеи и
взгляды, изложенные в концепциях гуманизации
военной деятельности, в условиях реформирования
общего и военного образования в
Российской Федерации.
Методы анкетирования, психологического
тестирования, интервьюирования позволят получить
необходимую для последующего анализа
информацию по изучаемой проблеме.
В России до 1917 г. функционировала вполне
оптимальная система подготовки офицерских
кадров, заключавшаяся в последовательном
формировании военной гуманитарной среды,
в которой складывался личностный потенВЕСТНИК
ÂÃÓ. ÑÅÐÈß: ÈÑÒÎÐÈß. ПОЛИТОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. 2009. ¹ 1
3
Стр.3