V
На правах рукописи
МАРКОВ КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО ВОЛЕЙБОЛУ
В ТРЕНИРОВОЧНОМ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССАХ
Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Москва-2001
Работа выполнена на кафедре теории и методики волейбола
Российской государственной академии физической культуры
Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессор
Топышев Олег Павлович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Железняк Юрий Дмитриевич
доктор педагогических наук, профессор Малиновский Станислав Владимирович
доктор педагогических наук, профессор Худадов Николай Александрович
Ведущая организация: Московская государственная академия физической культуры
Защита состоится "/«у "///4t/J> 2001 г. в / ^ ч а с о в на заседании диссерта
ционного Совета Д. <...> Одной из центральных фигур в спортивной
деятельности является тренер, от личности которого, его жизненных и спорти
вных принципов и философии, профессионального педагогического мастерст
ва, высокой квалификации в области организации и управления во многом за
висит успешное решение как общих задач гуманистической педагогики - "обу
чение - воспитание - развитие", так и достижение высоких спортивных резуль
татов. <...> Исследование педагогических и психологических аспектов деятельности
спортивного тренера является особенно актуальным, учитывая принципиаль
ные ее особенности, сопряженные как со спецификой спорта вообще и выбран
ного вида в частности, так и с чрезвычайно разносторонним спектром отдель^ ч н ы х разделов работы, ролей и обязанностей тренера - педагога, психолога и со^Цчциолога, руководителя, друга и помощника спортсмена. <...> Ч^
Особое педагогическое мастерство, профессиональная компетентность <...>
Педагогические_и_психологические_аспекты_деятельности_тренера_по_волейболу_в_тренировочном_и_соревновательном_процессах..pdf
V
На правах рукописи
МАРКОВ КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО ВОЛЕЙБОЛУ
В ТРЕНИРОВОЧНОМ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССАХ
Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Москва-2001
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теории и методики волейбола
Российской государственной академии физической культуры
Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессор
Топышев Олег Павлович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Железняк Юрий Дмитриевич
доктор педагогических наук, профессор Малиновский Станислав Владимирович
доктор педагогических наук, профессор Худадов Николай Александрович
Ведущая организация: Московская государственная академия физической культуры
Защита состоится "/«у "///4t/J> 2001 г. в /^часов на заседании диссертационного
Совета Д.311.003.01 в Российской государственной академии физической
культуры по адресу 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4 в ауд.603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской государственной
академии физической культуры.
Автореферат разослан "
"М<к*Р 2001 г.
Ill II » Hill ••'» ...»--..-'•"--;-_ -
Ученый секретарь
диссертационного Совета
кандидат педагогических наук, профессор
Т000004657
ЦОБ по ФКиС
Р.ГАФК
М.М. Кутепов
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. Одной из центральных фигур в спортивной
деятельности является тренер, от личности которого, его жизненных и спортивных
принципов и философии, профессионального педагогического мастерства,
высокой квалификации в области организации и управления во многом зависит
успешное решение как общих задач гуманистической педагогики - "обучение
- воспитание - развитие", так и достижение высоких спортивных результатов.
Исследование педагогических и психологических аспектов деятельности
спортивного тренера является особенно актуальным, учитывая принципиальные
ее особенности, сопряженные как со спецификой спорта вообще и выбранного
вида в частности, так и с чрезвычайно разносторонним спектром отдель^чных
разделов работы, ролей и обязанностей тренера - педагога, психолога и со^Цчциолога,
руководителя, друга и помощника спортсмена.
Ч ^
Особое педагогическое мастерство, профессиональная компетентность,
^высокоразвитое чувство социальной ответственности и гражданственности
требуется спортивному тренеру, чтобы одинаково успешно совмещать решение
сложных задач социализации и воспитания своих учеников с достижением высоких
спортивных результатов. Умение тренера противостоять давлению внешней
среды в достижении "быстрого результата любой ценой", стойкая мировоззренческая
и гражданская позиция, чувство ответственности и глубокое личное
беспокойство за будущее его воспитанников после окончания спортивной карьеры
- все это непременные атрибуты высокопрофессионального тренера.
Огромное значение в становлении тренера-профессионала имеют его глубокие
знания предмета своей деятельности, избранного вида спорта, всех его
аспектов и разделов. Несмотря на значительное количество исследований избранного
автором вида спорта - волейбола, и на переход на тренерскую работу
многих известных в прошлом спортсменов, для которых, казалось бы, нет "секретов"
в своем виде спорта, многие аспекты этой сложной спортивной игры остаются
до сих пор не раскрытыми. Особую актуальность приобретают содержа
Стр.3