Работа выполнена на кафедре философии, социологии и теории
олимпийского воспитания Российской государственной академии
физической культуры
Научный консультант:
заслуженный работник высшей школы РФ,
доктор философских наук,
профессор В.И. Столяров
Официальные оппоненты:
член-корреспондент РАО,
доктор биологических наук, профессор
доктор педагогических, профессор
доктор педагогических наук, профессор
Ведущая организация
Всероссийский научно-исследовательский институт
физической культуры
Защита состоится "Ц" июня 2002 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного
совета Д. 311.003.01 в Российской государственной академии физической
культуры по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д. 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской государственной
академии физической культуры.
Автореферат разослан "
"
Ученый секретарь
диссертационного совета
к. п. н., профессор
2002 г.
В.К. Бальсевич
М.Я. Виленский
Ю.В. Менхин
М.Е. Кутепов
ЦОБ по ФКиС
РПАФК
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Дошкольное детство - один из драгоценных
периодов в жизни человека. Именно в дошкольном возрасте на основе
его естественного развития и социализации закладываются основы здоровья
человека, его физического и психического развития, знаний, личностных качеств,
мировосприятия, различных элементов культуры - нравственной, эстетической
и других. Данный период развития ребенка предоставляет также
наиболее благоприятные возможности для целенаправленного формирования,
коррекции в нужном направлении его психофизического развития, социокультурных
способностей и поведения.
Этим объясняется огромный интерес представителей различных областей
науки - педагогики, психологии, педиатрии, социологии, культурологии,
этики, эстетики, экологии - к проблемам детей дошкольного возраста: их физического,
когнитивного и психосоциального развития; общей концепции
воспитания и отдельных направлений воспитательной работы таких как
\ ^
•*xv
W
нравственное, эстетическое, экологическое воспитания, а также соответствующих
элементов культуры дошкольников; социализации как процесса освоения
социокультурного опыта человечества (ценностей, знаний, навыков);
использования для педагогического воздействия на дошкольников музыки,
танца, живописи, литературы. Всем этим проблемам посвящена огромная научная
литература.
Особенно много внимания уделяется вопросам оздоровления и физического
воспитания дошкольников, использования физических упражнений,
подвижных игр, средств гигиены и рационального питания [В.Г.Алямовская,
1998; В.К.Бальсевич, 1985, 2000; Н.А.Баранова, 1993; Е.Н.Вавилова, 1983;
Е.В.Вербовская 1997; И.М.Воротилкина, 1998; Л.Д.Глазырина, 1999; М.Ю.
Гончаров, 1999; А.Кацубэ, 1990; И.М.Козлов, 1996; А.И.Кравчук, В.А. Гулякпн,
1996; В.Т.Кудрявцев, 1997; В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров, 2000; В.Т. Кудрявцев,
Т.В.Несерюк, 1999; М.Л.Лазарев, 1997; Е.В.Мазепина, 2001; К. Митио,
1990; Т.И.Осокина, 1986; Е.Е.Романова, 1999; Л.Б.Спиридонова, 1990;
В.И.Усаков, 1993; Л.В.Филиппова, Ю.А.Лебедев, 2001; Ю.К.Чернышенко,
1998; С.Б.Шарманова, А.И.Федоров, 2002; И.К.Шилкова и др., 2001; Е.И. Янкелевич,
1999; V.Dauer, R.Pangrazi, 1986; C.Gabbard, 1987; K.Hardman, 1997;
К. Zuchora, 1987 и др.]. На этом фоне огромной педагогической литературы,
посвященной дошкольникам, бросается в глаза отсутствие работ, анализирующих
проблему спортивного воспитания дошкольников.
Стр.3